18 июня на митинге в Воронеже начальник штаба Хоперского казачьего округа Владимир Карпов сообщил со сцены, что 24 июня на митинге в Новохоперском районе произойдет установка двух восьмиметровых охранных крестов на месте предполагаемой добычи никеля. На мероприятие приедут казаки из пяти областей России.
В понедельник вечером на Советской площади, что у Покровского собора, собрались люди, чтобы выразить свое отношение к возможным разработкам месторождения никеля в Новохоперском районе Уральской горно-металлургической компанией (УГМК). Подобные митинги уже проходили в других городах - Борисоглебске, Новохоперске и Урюпинске (Волгоградская область). В Борисоглебске, например, выразить свое несогласие с разработками, вышли десять тысяч человек – каждый шестой житель города. Из 80-тысячного населения Урюпинска и Урюпинского района более 40 тысяч поставили свои подписи против строительства предприятия, которое займется разработкой никелевых месторождений в соседнем Новохоперском районе. Воронеж же, по мнению собравшихся на митинге, еще недооценил всех возможных последствий от этого проекта.
«200 километров – не то расстояние, которое дает вам возможность почувствовать себя в безопасности, – предупреждали новохоперцы, специально приехавшие в наш город ради митинга, - и до вас доберется вся эта гадость – по воде и по воздуху». По мнению собравшихся, добыча никеля может принести непоправимый вред не только природе, но и вызвать всплеск онкологических и других заболеваний.
С плакатами, зелеными шариками и лентами на площади собрались кроме воронежцев жители Новохоперска, Борисоглебска, Волгоградской и даже Тамбовской областей. Они были даже заметней на этом ристалище. По данным пресс-службы ГУМВД области, на мероприятии было замечено 600 человек. Организаторы же санкционированного митинга - гражданские активисты, утверждают, что на него пришли полторы тысячи при заявке на 2,5 тысячи.
«Будут разработки или нет – зависит от нашей власти, которую мы должны заставить услышать себя», – звучало со сцены. «Мы отрезаны от средств массовой информации, – делилась с собравшимися жительница Борисоглебска. - Я смотрю воронежские новости и ни слова не слышу о том, что у нас происходит. А это главное, что нас сегодня волнует! Все на местах страшно запуганы. Мы тут недавно встречались с группой депутатов, и один из них вынужден был признаться: да все мы тут против этих разработок, но сказать вслух не можем, чтобы не потерять мандаты. У нас в крае считают, что губернатор нас продал, как крепостных… У нас же красота необыкновенная и все это загубить? Ради чего? Стране нужен никель? 260 тонн его страна гонит за рубеж, чего хватило бы на наши внутренние нужды. А чернозем нужно разорять для его дополнительной добычи?..».
Выступавший на митинге «Роман из Алферовки» – создатель «Вконтакте» группы «Стоп, никель» (участниками которой зарегистрированы восемь тысяч человек) призвал народ не верить в безопасность грядущих разработок: «Те, кто хочет вести разработки никеля в нашей области должны доказать, что они будут безопасны, – говорил Роман. - Сейчас же нам не представили ни одного реального проекта. Уважаемый ученый - академик Чернышов приходит на Общественный совет, где ведут речь об этих разработках, и чувствует себя, извините, дураком. Потому что ему предлагают верить на слово. Кому? Тем, кто намерен озолотиться на этом проекте. Лицензии на разработку выдаются на 25 лет. За это время они срежут у нас на ходу подметки, продадут их, и будут сами знаете где».
Известный правозащитник Алексей Козлов вышел на сцену, держа на руках маленького сына: «Нельзя спускать на тормоза то, что некоторые господа не хотят ни с кем разговаривать. Им все равно, что здесь будет лет через 20 – 30. Они нас тогда уже не увидят. Нужно, чтобы они увидели нас сейчас, пока денег еще не заработали. Мы должны подавать иски, должны собирать подписи за референдум. Иначе ничего не получится. Мы не в Швейцарии, где собирают референдум каждую пятницу. У нас 22 года не было референдума! И не будет, если мы не будем настаивать. УГМК половину запасов освоит, остальные бросит, потому что освоить все – нужны высокие технологии, а им нужно все по-быстрому попилить. И свалить на Кипр. Большая часть налогов уйдет именно туда. И что останется нашим детям? Расчищать загаженный Хопер и рассматривать выхухоля на картинке?»
Дамы из Урюпинска грянули со сцены песню: «Слушай, Воронеж, беда начинается. Никелем эта беда называется. Только в сплоченье единство найдем, детям и внукам жизнь сбережем». Спустя какое-то время кто-то опять запел: «Врагу не сдается наш гордый варяг!». Потом недружно стали скандировать: «Мы здесь власть!».
«Нас в чем только не обвиняют, - жаловались выступающие со сцены, - политологи всякие из Москвы говорят: «Да им просто заплатил конкурент, который не смог купить эти месторождения, чтобы бузу подняли». Услышьте нас: нам никакие комбинаты не нужны! Мы в своей провинции сидим и дивимся: как же нас Москва за людей не считает? У нас все инвесторы жадные, никогда не вложат деньги в безопасность, мы же все знаем. Оставьте эти месторождения детям! Лет через 50, когда появятся новые технологии, пусть они и начнут разрабатывать. У нас народ объединился на фоне несчастья! Дети, школьники, выпускники, учителя – все против никеля, а директор – за. Потому что он при должности. А как этот директор людям в глаза смотреть собирается?..»
Собравшиеся обратились к руководству области и страны с требованием отменить результаты конкурса на право разработки медно-никелевых рудопроявлений, а также любые работы по добыче никеля и других цветных металлов в регионе, включая доразведку.