Америка вполне толерантна ко многим вещам, но непримирима к такому греху, как неверие. Неверие в бога (при том, что сама религия значения не имеет), неверие в свои силы и возможности, в будущее, да и просто в чудеса. Например, в Санта-Клауса. Невозможное возможно - некий духовный подстрочник к повседневной жизни американцев, который особенно мощно ощущается в канун рождественских праздников.
Недавно ведущая новостей на канале "Фокс Чикаго", разгорячившись, сказала собеседнику: "Надо вовремя объяснить деткам, что Санта-Клауса нет". Аргументировала она свое взрывоопасное заявление, в общем, логично. Детки, зная, что родители вряд ли материализуют к Рождеству список ожидаемых ими подарков, пишут письмо некоему дедушке в красном халате и получают желаемое. И родители из кожи вон вылезут, лишь бы поддержать милую веру своего чада в чудеса.
Шквал возмущений оказался мощнее, чем можно было предположить. Разгневанные родители забили редакцию звонками и засыпали электронными письмами, назвав выступление журналистки некорректным, циничным, жестоким. Провинившаяся правдолюбка на следующий день покаялась и посыпала голову пеплом в прямом эфире.
Курьез? По нашим меркам да, безусловно. Но не в США. Если американские дети - корыстно или бескорыстно - с нетерпением ждут явления волшебного дедушки, то взрослые берут на себя роль щедрого Санты или, по крайней мере, его помощников.
К примеру, есть в Америке движение Toys for tots ("Игрушки для детишек"). Оно появилось в 1947 году, когда группа военных моряков, базировавшихся в Лос-Анджелесе, собрала в канун Рождества и развезла по бедным семьям 5 тыс. игрушек. Сейчас, спустя 64 года, почин моряков перерос в самую массовую и очень любимую всеми акцию рождественской благотворительности. Она охватывает всю страну. Акция начинается в октябре и заканчивается к декабрю, обслуживают ее более 20 тыс. морских пехотинцев, моряков-ветеранов и добровольцев-волонтеров, которых в избытке в каждом штате. Только в 2010 году морские пехотинцы и их помощники собрали 9 млн игрушек. Игрушки принимаются только новые, из магазина, причем такие, которые действительно могут быть достойным рождественским подарком. Короче, абы что не несут. Так вот, в каждом округе нашего штата Вашингтон обозначен как минимум десяток пунктов, куда народ везет пожертвования в Toys for tots - коробки со спортивным инвентарем, лего-конструкторы, плейеры, электронные игры. Морские пехотинцы и их помощники только успевают загружать да разгружать машины.
В нынешнем году рабочие завода по переработке отходов на бывшем ядерном полигоне в Хэнфорде собрали 28 тыс. долларов, на которые купили 500 велосипедов и столько же велосипедных шлемов, хотя коллектив-то не слишком большой - 528 человек. Для сборки велосипедов рабочие позвали на помощь старшеклассников из местной школы, которые с превеликим удовольствием включились в работу. А сотрудники сети магазинов Sleep Country в нашем и соседнем штате Орегон седьмой год подряд проводят под Рождество собственную акцию "Секретный Санта везет игрушки". Везет он их исключительно детям-сиротам, живущим в патронажных семьях. Все 70 магазинов Sleep Country собирают новые игрушки - им помогают местные компании, большие и малые, и, конечно же, сердобольные граждане. В Орегоне и Вашингтоне около 20 тыс. детей живут в приемных семьях, и все они должны получить подарок. Кстати сказать, рождественскими подарками работники Sleep Country не ограничиваются. Их помощь детям-сиротам круглогодичная. Осенью они собирали для ребят новую зимнюю одежду и теплые пижамы, летом - школьные принадлежности.
Многочисленные помощники Санты радуют не только детей, но и взрослых, у которых судьба, скажем так, дала крен. К примеру, самая мощная на американском северо-западе благотворительная организация NorthWest Harvest, которая занимается тем, что собирает продукты для фудбанков, побила все рекорды. Когда до Рождества оставалась целая неделя, ее волонтеры в штате Вашингтон собрали 2,5 млн продуктовых наборов. Ассортимент традиционно штатовский: банки с тунцом, ореховое масло, фасоль, сухофрукты, смеси для выпечки и специальное детское питание. Когда я слышу подобные радостные рапорты и вижу толпы энтузиастов, которые раскручивают эдакую махину благотворительности, то начинаю думать, что санта-клаусное движение порождает отнюдь не реальная нужда, а какое-то всеобщее умопомешательство.
В самом центре Сиэтла прошел конкурс костюмированных песнопений, где самодеятельные артисты с шапками по кругу собирали пожертвования для фудбанков и приюта для бездомных. Народ давал щедро, как и положено в канун Рождества, так что будет бездомным на праздник и индюшка, и пирог, и много всего прочего.
Есть в нашем штате Вашингтон и специальный Рождественский фонд. Народ делает свои пожертвования в пользу семей, которые с трудом сводят концы с концами. Фонд помогает им оплатить коммунальные счета, особенно высокие зимой, починить или заменить необходимую в быту технику или просто выделяет единовременное пособие на разные нужды. Нынешней зимой фонд рассчитывает собрать 525 тыс. долларов. Чеки сюда присылают разные - от 20 долларов до нескольких тысяч. Так, супруги Шепберг свой чек на 1135 долларов сопроводили пояснением, что посылают деньги в фонд уже 25 лет и, если позволяют обстоятельства, очередное пожертвование увеличивают на 10%. Вот такие аккуратные и рачительные самаритяне... Пардон, вашингтонцы.
Скажите: и как тут не верить в Санта-Клаусов, которых в Соединенных Штатах превеликое множество? Для того чтобы стать одним из них, совсем не обязательно надевать красный халат. Надо просто обладать талантом устраивать праздник не только себе, но и своим соседям по городу, по стране. Тем из них, кто в нем действительно нуждается, в первую очередь, конечно, американским деткам.
Да, извинений в прямом эфире для журналистки "Фокс Чикаго", не желавшей, разумеется, испортить себе телевизионную карьеру, оказалось мало. После передачи она вышла на улицу и лично просила прощения у сограждан. Уж не знаю, каким образом. Однако надеюсь, что прохожих за рукав женщина не хватала.