Тот, кто может урезонить байкера, в душе должен быть таким же -- на ты со скоростью и техникой. Сотрудники второго взвода роты оперативного реагирования регионального управления ГИБДД -- майор Алексей Ганигин и старший лейтенант Сергей Плетюхов -- находят общий язык с самой неформальной частью водителей.
По утверждению сотрудников ГИБДД, в Воронеже около трех сотен так называемых организованных байкеров. Тех, кто периодически встречается, участвует в совместных мероприятиях, приезжает на открытие и закрытие сезона. А одиночек, гоняющих на своей скоростной технике от случая к случаю, наберется, может быть, и тысяча. Пьяный байкер, конечно, -- особая история, и садящийся за руль навеселе должен быть безбашенным. Такое редкость, но всякое бывает.
И что с ним делать, гоняющим по городским улицам? На обычной полицейской технике, разумеется, не догонишь. Да и как заставить уважать правила того, кто может в считанные минуты развить скорость более 200 км/час? У хорошего мотоцикла всегда есть фора по сравнению с любой машиной. «Победить врага можно только его оружием», -- считает командир второго взвода роты оперативного реагирования Алексей Ганигин. Впрочем, врагом байкеров он себя не считает.
Шесть лет назад на вооружении у городской автоинспекции появились два первых байка. Сейчас в распоряжении дорожной патрульной службы воронежского управления ГИБДД их четыре. Двухколесная техника имеет опознавательную спецокраску ГИБДД, надпись на лобовом стекле «Полиция», оборудована специальной световой и звуковой сигнализацией. На защитных мотошлемах работников ДПС прикреплены микрофоны, с помощью которых можно воссоздавать громкую связь и общаться по рации.
«Главное преимущество патрульного мотоцикла перед автомобилем -- маневренность, -- говорит Ганигин. -- Мы можем оперативно подъехать в любое место. Например, совершается ДТП или сломалась машина, блокируется движение и создается затор. Доехать на автомобиле нереально. А на мотоцикле легко обойти все препятствия, посмотреть ситуацию и на месте принять решение, как наладить движение».
«Техника у нас серьезная, скоростная и опасная, найти тех, кто смог бы на ней работать, не так-то просто, -- делится с корреспондентом «ВК» Алексей, -- Надеемся, что к следующему сезону численность взвода как минимум удвоится». Пока же вместе с Алексеем оседлать гаишный байк смог только его напарник -- Сергей Плетюхов. Да и мотоциклов до последнего времени у воронежской автоинспекции было всего два. Оно и понятно: цена каждого тянет на две приличные машины -- полмиллиона рублей. Плюс амуниция за сто тысяч на каждого.
Пробираться по городским пробкам на мотоциклах к месту ДТП -- конечно, важная задача мотополицейских, но не основная. Держать в узде байкеров -- вот главная их миссия. Правда, справиться вдвоем с почти тысячной армией удалых молодцов на куда более мощной технике, мягко говоря, сложно. «Петровский пассаж», площадь у Кукольного театра, Адмиралтейка и пятачок у ВГУ -- обычные места сборищ байкеров и стритрейсеров. Туда мы и наведываемся в каждое ночное дежурство, -- рассказывает Ганигин. -- Основная наша работа -- профилактические беседы. Ребята по большей части адекватные. Наказываем мы их в исключительных случаях. Например, когда за руль садится пьяный. Не так давно мы одного такого загоняли. Воспоминание не из приятных -- одна ямка на дороге, случайный камешек и неизвестно, чем бы все закончилось. Для участников погони, слава Богу, все обошлось. Но на оживленных дорогах мы даже не беремся преследовать -- опасно».
Ганигин и Плетюхов с детства были на ты с двухколесными железными конями. Спроси у них, что для них лучше: комфортная иномарка или байк, и они без раздумья выберут второе. Начинали с мопеда «Карпаты», потом пересели на «ижаков», а в 16 лет оседлали «Уралы». «Такая техника, что есть у нынешней молодежи, нам и не снилась», -- вздыхает Плетюхов. Оба они любят скорость и риск. Хотя говорят, что бессмысленный риск их никогда не привлекал. «За лето только в Воронеже погибли пять байкеров, -- рассказывает Ганигин. -- У меня на руках умерла девушка, сидевшая за спиной мотоциклиста. Поэтому я лучше многих знаю цену скорости».
Алексей седлает свою Yamaha R-1. Хочется посмотреть на чудо-технику в деле. «Объем двигателя каждого из них -- 600 кубических сантиметров. Максимальная скорость, которую они могут развить, -- 300 км/час, -- просвещает нас Алексей, -- мы до двухсот-то точно разгонялись, но когда такая скорость -- недосугсмотреть на спидометр, может, и больше получалось». Алексей резко дает по газам. Через несколько метров под его колеса что-то попадает (или просто асфальт сырой), машину заносит, и только чудом водитель остается в седле.
Текст: Евгения ЕМЕЛЬЯНОВА