В воскресенье 11 апреля в Москве началась расшифровка бортовых самописцев в потерпевшего крушения Ту-154. По словам главы Минтранса Игоря Левитина, качества записи удовлетворительное. Это позволяет надеяться на то, что будут достоверно восстановлены события, которые предшествовали трагической гибели 96 человек. Вместе с российскими следователями вскрывать самописец будут представители польской стороны.
По официальной версии, сначала во время посадки правительственный самолет превысил скорость снижения, потом не выполнил указаний лететь на запасной аэродром и с четвёртой попытки задел при приземлении деревья и упал на землю.
В настоящий момент одной из возможных причин автокатастрофы под Смоленском называют ошибку пилота, который по неизвестным причинам отказался выполнять приказы диспетчеров. Руководитель СКП РФ Александр Бастрыкин заявил, что согласно предварительным заключениям исключается возможность технических неполадок на борту.
Газета.ру выдвинула версию, о том, что сам президент Польши Лех Качиньский мог оказать давление на пилотов, так как не хотел опаздывать на официальные мероприятия.
По другой версии польские летчики из-за плохого знания русского языка могли неправильно понять диспетчеров, и поэтому неадекватно реагировали на сообщения. СМИ цитируют слова диспетчеров, согласно которым пилоты не только не слушались указаний с земли, но и не сообщали параметры приземления самолета.
Заслуженный летчик России, директор Института гражданской авиации СибГАУ Владимир Медведев в интервью Авторадио не согласился с тем, что во всем виноваты пилоты: «По тем данным, которые сегодня есть, доказано, что самолет за 1200 метров до торца взлетно-посадочной полосы оказался на высоте, ниже допустимой. Пилоты допустили преждевременное снижение. Почему они этой допустили - будет в заключении комиссии. Причинами могут быть и ошибка экипажа, и внезапный отказ техники».