|
Банкиры уверяют, это для нашего же блага. Заместитель начальника управления банковских карт БИН-Банка Светлана Миколенко разъяснила банковский подход: «Банк может в одностороннем порядке и без уведомления клиента заблокировать карту. Именно с той целью, чтобы пресечь использование карты для незаконных операций. То есть для того, чтобы сам клиент потом не пришел в банк и не говорил, что его деньги были потрачены третьими лицами. А на какой срок? Как правило, если подтверждается, что были мошеннические операции, клиенту выдается новая карта. Потому что разблокировать эту карту уже не имеет никакого смысла».
О том, как происходит блокировка, рассказал начальник отдела продуктов управления пластиковых карт банка ВТБ 24 Роман Рыбаков: «Схема достаточно простая. Транзакция, которая подпадает под понятие «подозрительная», в любом случае идет через платежную систему. И платежная система, получая сигнал о том, что транзакция подозрительная, направляет список номеров карт или один номер банку эмитенту. И уже банк решает, что делать. У него есть соответствующие инструкции, на какие транзакции карту нужно блокировать сразу, а на какие — надо связаться с клиентом. Чаще всего происходит блокировка карты вне зависимости от того, дозвонился банк до клиента или нет. Поэтому, по сути, у клиента, у того, кто пользуется картой в зоне повышенного риска, есть опасность остаться без платежного средства».
По словам Романа Рыбакова, существует универсальный перечень таких зон, в который попали восточные страны, например, Египет и Турция. В нем также Украина и еще несколько стран. Полный же список «можно посмотреть на сайте любого банка».
Такой список удалось найти на сайтах нескольких банков, но в нем нет ни Европы, ни Канады, ни Соединенных Штатов Америки. Однако, как выясняется, и здесь бывают засады. Приведем историю одного человека, случившуюся в отдельно взятой стране.
Екатерина: «В сентябре прошлого года, когда я была в Америке, с моей банковской рублевой карты, которая обслуживается в Юникредите, были украдены деньги. Я написала заявление в банк, что были несанкционированные транзакции. Указала эти транзакции. Приложила необходимые документы: загранпаспорт, российский паспорт. Меня предупредили, что расследование будет проходить в течение полутора-двух месяцев. После чего мне звонили из банка, расспрашивали подробности: где я совершала покупки, какие места посещала. В какой-то момент мне позвонили и сообщили, что с моим расследованием возникли проблемы. Дело в том, что в российском паспорте у меня отсутствует печать о выдаче заграничного».
Объяснение этому совершенно простое, — говорит Екатерина. Российский паспорт был выдан позже заграничного. «Мне сказали, что этот факт может стать поводом отказа в компенсации моего ущерба. Но какая связь между отметкой и кражей? Как это доказывает, что кражи не было? На эти вопросы мне ответили, что таковы правила банка. Пришлось писать обширное объяснение. После этого прошло 4 месяца. От банка ни слуха, ни духа. Я решила узнать, как там мое дело, на днях позвонила. Мне сообщили, что положительно рассмотрели, но деньги вернуть пока не могут. Потому что дальше уже дело передано в другую организацию, которая и занимается компенсацией подобных украденных сумм и с которой сотрудничает банк. И эта организация будет, в свою очередь, еще рассматривать эту же проблему. Правда, мне пообещали, что через месяц деньги должны вернуться. При этом деньги были украдены в сентябре, счет был рублевый. Можно представить, что сейчас это будет совсем другая сумма. Конечно, ни о какой индексации речи не идет».
С просьбой прокомментировать случившееся Business FM обратился к директору депарамента корпоративного имиджа и коммуникаций Юникредит Банка Ирена Шкоровской: «Процедура оспаривания сомнительных операций строго регламентируется правилами международных платежных систем. И нарушение банком этих правил, в частности, несоблюдение временных сроков расследования правомерности списания, приводит к потере банком права продолжать данный процесс. Даже в ситуации, когда по карте клиента действительно была проведена несанкционированная операция. В среднем процедура оспаривания длится полгода и более, так как процесс этот сложный и многоэтапный. Что касается рассматриваемого случая — выплата будет произведена в течение двух недель».
Впрочем, несколько иначе трактуют правила в другом банке. Директор департамента управления сетью и продажами Абсолют Банка Эмиль Юсупов рассказал следующее: «У нас, конечно, были единичные случаи мошенничества. Они бывают в практике всех банков, и избежать их на все сто процентов не может ни один из них. Расследование, естественно, проводилось, по времени — приблизительно 3 месяца. Связано это с правилами платежных систем и точками самого платежа. А 3 месяца — тот срок, который установлен правилами стандартных систем».