Экскурсовод:
— Всё здание имеет такое направление, что в интерьере используются прямые углы, поэтому здесь прямые углы колонн. Давайте сейчас при помощи наших волонтёров подойдём к колоннам и посмотрим, как выглядят прямые углы колонн.
Чтобы понять, как выглядит портик из спаренных пилонов с капителями, обычному посетителю театра достаточно просто на них взглянуть. Максимум — ещё поискать в словаре значение непривычных архитектурных терминов. А этим особенным гостям, помимо словесного описания, необходимо прикосновение.
Альбина Милованова, директор Воронежской областной специальной библиотеки им. Короленко:
— Незрячий человек видит мир руками. И вот когда у нас проходят экскурсионные маршруты, внутри помещения или снаружи — наши читатели могут всё это потрогать. А прежде, чем они идут на экскурсию, они знакомятся с фондом краеведческой литературы. И когда они идут, они уже представляют, куда они попадают, как выглядит это здание.
Хрустальные люстры, стены из натурального дуба, старинная кирпичная кладка. Пока особенный посетить драмтеатра изучает здание кончиками пальцев, его глазами выступает тифлокомментатор, который в деталях описывает всё: от формы и цвета конкретного предмета до истории здания. Но больше всего внимания и времени на экскурсии уделили костюмам и бутафории. Без них и спектакль — не спектакль.
Мария Мишина:
— Такое ощущение, как будто окунулись куда-то на сцену, вдруг в какой-то пьесе оказались. Это что-то необыкновенное, правда. Когда до этого дотронулся — чувство, словно раньше ты видел это, но не помнишь. А теперь будто заново познаёшь все это.
В Воронеже экскурсии для незрячих и слабовидящих уже не в новинку. Сначала, конечно, к идее отнеслись несколько скептически, но сейчас желающих вот так выйти из «зоны комфорта» становится всё больше.
— Это очень благодарная аудитория, для которой приятно работать. И отдача, и благодарность чувствуются.
Подобные экскурсии, как и в целом проект «Видим, потому что знаем» — не просто развлечение. В первую очередь, это средство реабилитации и социокультурной адаптации людей, лишённых зрения. Причём эффективность такого метода давно доказана. Следующий шаг — полноценный спектакль с тифлокомментированием. Такие постановки в столице Черноземья уже были.