Жительница Воронежа Оксана Кириллова с детства знала, что свяжет свою жизнь с книгами. Беспрестанно читала, с пяти лет начала писать сама – и уже не прекращала. Рассказы, позже – повести и даже романы, поначалу в стол, потом – на публикацию. Затем последовали участие в Московской международной выставке-ярмарке (ММКВЯ), победа на конкурсе «Лучший автор – 2017» сборника «(С)МЫСЛители» и другие яркие события, связанные с литературой.
Работа Оксаны – тоже о текстах: она окончила факультет журналистики и трудится шеф-редактором в одном из воронежских СМИ (РИА «Воронеж»). Девушка рассказала о своем детстве и мечтах, о том, как находит время для творчества, а также дала советы начинающим писателям.
Оксана, расскажите, каким человеком вы были в детстве? Чем увлекались?
– Больше всего я любила читать и писать. Была книжным червем, а как только ручку научилась держать, стала и сама выражать свои мысли. Буквы печатные, корявые, половина в другую сторону написаны, но какие-то свои задумки уже были. Ну и в куклы играла, куда ж без этого. Мне очень повезло с семьей: мне давали безусловную любовь, позволяли заниматься тем, что я любила, и всегда поддерживали. Думаю, поэтому у меня и сейчас нет такой проблемы, как неуверенность в себе и своих силах.
Чем для вас является литература: работой, хобби или чем-то другим?
– Жизнью. И только так. Без книг, прочитанных, написанных и тех, которые я еще в себе вынашиваю, это была бы просто не я. Кстати, это неплохая внутренняя страховка от жизненных неурядиц. Раньше, когда что-то не клеилось, часто напоминала себе, что главное все равно остается со мной. Сейчас уже и не напоминаю, это давно в крови.
Здорово! А о чем ваши книги? Кто герои, кто их прототипы?
– В разные периоды было по-разному. Тяготею к реализму, больше всего нравится описывать сложные психологические ситуации и разных героев в них. В последнее время ко всему этому добавилась мистическая нотка. «Роман» с мистикой у меня прямо серьезный, я и читаю сейчас в основном ее – наверное, период такой. Герои, как правило, обычные люди, но иногда наделенные какой-то особенностью (в одной книге моя героиня на физическом уровне распознавала ложь, в другой герой был энергетическим вампиром). Но до фэнтези все пока не доходит. Хотя, скорее всего, когда-то будет и такая веха. Что касается прототипов, меня могут вдохновить какие-то черты в знакомом человеке, и я «подарю» их герою. Но полностью списывать персонажей с реальных людей не стараюсь, думаю, даже и не получится. Все равно фантазия поработает, и в итоге это будет уже кто-то совершенно другой. Последняя на данный момент моя книга, которую сейчас редактирую, – о молодом мужчине, внезапно потерявшем любимую жену при странных обстоятельствах. Ее призрак явился к нему и попросил о помощи. Что с ней случилось и в чем именно нужно помочь, пришлось разбираться самому, но результаты мини-расследования очень удивили вдовца.
Это безумно интересно, долго работаете над ней?
– Спасибо! Нет, она сама написалась за три месяца. Получилось не очень много, чуть меньше 200 вордовских листов. Теперь надо редактировать, но я все откладываю под разными предлогами. Не очень люблю этот процесс. Хотя это, наверное, самая легкая моя книга. Я просто садилась и писала, и она вылепилась буквально самостоятельно. Мне оставалось только чуть направлять и причесывать.
А есть ли в ваших книгах то, что вы переживали лично? Может, какой-то герой или героиня был(а) вами?
– Так или иначе каждый герой немного я. Невозможно достоверно что-то описать, не прочувствовав. Не скрою, были задумки иногда описать полностью себя, но всегда фантазия вмешивалась и все портила. Ну не получается у меня, другое мышление, видимо. Да и зачем, это скучно. Лучше создавать что-то новое. События, которые я переживала, иногда в книгах отражала, конечно. Творчески переосмысленные опять же.
В чем плюсы и минусы работы писателя?
– И плюс, и минус в том, что это не работа. Плюс: ты уникален, в твоей голове целая вселенная, в которую ты можешь уйти в любой момент. Ничто не дарит такого кайфа, как вдохновение и удачно написанный отрывок. Минус единственный, хотя это не минус писательства как такового, скорее уж досадный момент, связанный с ним: зарабатывать этим полноценно пока не получается. С другой стороны, профессия журналиста, которую я выбрала, перекликается с моим вектором развития.
Откуда у вас столько времени и идей для писательства?
– Времени у меня практически и нет, в детстве и юности было больше. Отщипываю у всего и всюду, где могу. Могу по пути на работу набросать сюжет, который в голову пришел. Я глубоко убеждена: на то, что действительно нужно и важно, время всегда найдется. Это относится не только к писательству. Откуда идеи, я понятия не имею. Я всегда для них открыта – может, дело в этом. Какой-то обрывок беседы на улице, чей-то рассказ, просто собственная мысль на тему «а вот если бы...» – топливом может стать вообще все. Идеи постоянно варятся в голове, и иногда в итоге оформляются во что-то целостное и стоящее. С последними своими книгами я даже не продумывала ничего, просто садилась и писала, давала повествованию течь самому. И оно текло. И к финалу притекало. Так что способ вполне рабочий, для меня, по крайней мере. Может, это уже опыт. Наверное, как с вождением: первое время нервно смотришь на дорогу и боишься неправильно припарковаться, рассчитываешь каждый маневр. А потом ты просто сросся с рулем и только направляешь автомобиль.
Как много произведений вы уже написали? Есть, которые вы не опубликовали? Может, есть и такие, которые никому не давали читать?
– Я с пяти лет пишу, так что, естественно, у меня ГОРА всего. Нереально подсчитать, сколько «книг» закончено за это время, но понятно, что уровень разный абсолютно. В десять лет ты написал простую историю на 60 страниц за неделю на вдохновении, а в 30 лет уже и объемы, и масштабы побольше, и исполнение времени больше занимает. В какие-то периоды писала мало по разным причинам, в какие-то – строчила как пулемет. Сейчас, слава Богу, период очень благоприятный, плодотворный. Действительно, есть книги, которые я написала уже во взрослом возрасте и не опубликовала. Некоторые, возможно, еще опубликую – их надо подредактировать, я этим займусь. И, конечно, есть то, что не давала никому читать. Но в основном это все-таки из недописанного. Все, что дописано, хотя бы пара человек да прочитали. Очень долго не хотела публиковаться. Уже не могу внятно объяснить, почему, точно не из-за боязни критики или плагиата. Просто, наверное, была не готова. Впервые в интернет-магазине моя книга появилась в 2016-м. Таки решилась. С тех пор все, что дописываю, публикую. Что-то платно, что-то бесплатно.
Это очень круто! Но почему вы не дописывали? Потеря интереса или другая причина?
– Когда как. В детстве я хваталась за все. Вообще за каждый обрывок мысли, за каждую мелкую идею, все хотелось скорее воплотить в творчестве, причем мечта была написать длинную полноценную книгу. Типа, ну вот взрослые же могут, почему я-то нет? Но тогда не хватало жизненного опыта и опыта в развитии сюжета, поэтому 98% идей погибали после нескольких страниц. Я дико злилась, рвала листы. Но что делать. Позже иногда бросала из-за того, что переключилась на что-то более интересное, потом на что-то еще интересное – и не возвращалась. До сих пор есть начатые сто лет назад и отложенные книги, на которые я облизываюсь, но понимаю, что их время так и не пришло пока. Сейчас все, за что берусь, в основном дописываю. Просто не все прямо сразу. Иногда можно дать отлежаться, потому что настроение изменилось совершенно.
Понимаю, с опытом всегда становится легче. Оксана, а кто вам нравится из современных авторов?
– Именно из современных? Хороший вопрос. На самом деле их много, потому что я постоянно читаю. Просто нон-стоп. А еще сотрудничаю с литжурналом, пишу рецензии на только что вышедшие книги, так что иногда читаю не то что свежак, а такое, что даже в продаже не появилось еще. В прошлом году меня очень согрела совсем новая на тот момент книга американского писателя Пола Остера «Бруклинские глупости». Простое жизнелюбие, тонкий юмор, хороший стиль и герои, которые похожи на окружающих нас людей. Это всегда приятно. Особняком стоит «Дом, в котором» Мариам Петросян, это просто ни на что не похожее произведение, которое скорее отдельный мир, чем просто книга. Собственно, ее так и воспринимают. Я бы еще выделила Лиану Мориарти и Германа Коха – тут все так, как я люблю: реализм, вроде бы обычные герои, но обычные же на первый взгляд ситуации закручиваются так лихо, что в итоге получаешь почти детектив, на 80% психологический. Из мистического, например, «Тринадцатая сказка» Дианы Сеттерфилд и «Голодный дом» Дэвида Митчелла.
Хороший вкус! Я тоже любитель мистики! Оксана, у каждого человека есть мечты. Какая же у вас? Она связана с творчеством?
– Не очень люблю слово «мечты», от него чем-то инфантильным веет. У меня есть, скажем так, желания на будущее. С творчеством они, конечно, тоже связаны. Хочу, например, увидеть свой роман, изданный в издательстве, на полке бестселлеров в книжном магазине. А еще хочу (не сейчас, ясное дело!) безмятежную старость в маленьком городке с кучей времени на творчество. Любящие внуки пусть тоже приезжают, но писать не мешают!
Очень мило. Поделитесь, пожалуйста, советами начинающим писателям.
– Начните! Выразите то, что хотите, так, как хотите, и не беспокойтесь о том, как у вас получится. Если не понравится, просто порвите/сотрите и никому не показывайте. Но вдруг понравится? Это в любом случае лучше, чем так и не попробовать. Еще многие боятся быть вторичными. Мол, все сказано уже и написано, сюжеты избиты. Это правда. Но ведь ВЫ еще об этом не писали. Почерк каждого писателя, даже начинающего, хотя бы в мелочах будет отличаться. Так что – не заморачиваться, а просто пробовать в свое удовольствие.
Фото – личный архив Оксаны Кирилловой.
Автор текста: Мария Минаева