Досрочно прекращена лицензия на добычу никеля в Воронежской области

В Воронеже ограничат движение и парковку в православные праздники

Жители Воронежа пожаловались на жуткий запах гари

Сегодня лучше всего поставить дела и планы на паузу. Посвятите день самому себе.

В мае воронежцы получат новые квитанции за свет

Виновница жуткого ДТП, в котором погибла девушка, избежала колонии в Воронежской области
 

Женщине отрубило кисть на воронежском заводе
 

На воронежском кладбище обнаружили следы странного обряда

Желтый уровень погодной опасности сразу по двум критериям объявили в Воронежской области

В Воронеже может появиться бассейн с функцией волны для серфинга

В Воронеже парад Победы пройдёт без торжественного концерта

Воронежцы пожаловались на прошедший в городе «грязный» дождь

Над обвиняемым в убийстве двоих бойцов ЧВК «Вагнер» начался суд в Воронеже

Воронежцев предупредили о магнитных бурях, которые будут бушевать два дня

Электрика из Воронежа мошенники обманули почти на 2 млн рублей

Банду обнальщиков, обогатившихся на 20 млн рублей, задержала полиция в Воронеже
 

Густой туман накрыл Воронеж 24 апреля

В центре Воронежа перекроют улицы 25 апреля

Опоздавшая к рейсу семья из Россоши пыталась вернуть 255 тысяч рублей за билеты

Воронеж должен установить абсолютный температурный рекорд из-за аномального тепла в апреле

В пригороде Воронежа осколки сбитого беспилотника упали на СНТ: произошел пожар

Призывник из воронежской Бутурлиновки получил штраф за уклонение от военной службы

Воронежцев испугали похожие на взрывы громкие звуки

Бухгалтера управления физкультуры и спорта обвиняют в присвоении 6 млн рублей в Воронежской области

Жители домов в Железнодорожном районе Воронежа временно останутся без холодной воды

Трудовая инспекция начала свое расследование после смертельного пожара на воронежском заводе
 

Воронежцев эвакуировали из ТЦ «Галерея Чижова»

«Это портал?». Воронежцы поделились кадрами огромной ямы у парковки 

История об избиении 14-летней девочки в Воронеже дошла до Бастрыкина 

За год в Воронежской области сократилось количество крупного рогатого скота

Интервью 9601

Нина Дашевская: «Любые простые ответы – неправильные»

some alt text
Продолжаем публиковать блиц-интервью с участниками II фестиваля детской и юношеской литературы «Читай-Болтай» им. С.Я. Маршака, который с 13 по 15 декабря выпускники воронежского просветительского проекта ШЭК «Репное» проводили во Дворце творчества детей и молодежи (ДТДМ). В декабре 2019-го на фестивале впервые побывала известная писательница, автор произведений для детей и подростков Нина Дашевская. Она рассказала, почему до сих пор не чувствует себя писателем, как создавать книги для подростков и почему 13 лет — ее любимый возраст.
 
 
- На лекции вы упоминали, что в детстве не планировали стать писателем. Когда появилось это желание?
 
- Надо признаться, оно не появилось до сих пор. У меня часто возникают сложности, когда приходится представлять себя как писателя. Раньше я думала, что когда у тебя появляется первая печатная книга, то ты можешь ощутить себя писателем. На самом деле это тоже не работает. Но началось всё с того, что меня опубликовали в журнале «Кукумбер», который в настоящее время, к сожалению, сохранился только в библиотеках. Я увидела объявление: «Присылайте ваши рукописи». Мне подумалось: «Я ведь действительно могу что-то прислать». Мне ответили очень тепло, и первый же мой текст был опубликован. Я думала, что у меня будут выходить два или три рассказа в год и на этом всё закончится, однако потом я стала побеждать в различных конкурсах. Но даже победа на конкурсах не даёт вам ощущения, что вы писатель. Это никогда не срабатывает. Я не знаю, что должно произойти. Я думаю, что всё приходит с опытом. Вы начинаете говорить – вас начинают слушать. У меня нет ощущения, что я несу какую-то истину. Я всё время нахожусь в поиске и в пути, у меня нет определённой цели или направления, и мне бы не хотелось никого никуда вести. Я боюсь ответственности.
 
- Становится ли легче писать со временем?
 
- Ровно наоборот. Становится только тяжелее. Сначала вы пишете, как птица поёт. У вас накопились впечатления, и вы хотите ими поделиться. А потом вы уже начинаете думать, что написать дальше. Понимаете, в чём дело: во многих областях жизни мы набираем определённый навык, мы прокачиваем свои способности. Если сейчас мы водим машину не очень хорошо, то через год у нас это будет получаться намного лучше. Так вот – это совершенно не касается творчества. Если вы написали хорошую книгу, это вовсе не означает, что и вторая ваша книга будет хорошей. Это скорее значит, что для вас эта тема, эта «тропинка» уже закрыта, вы уже «ходили» туда, вы уже про это говорили. Вам придется избегать повторений. К примеру, у меня вышел сборник рассказов о музыке. Больше такую книгу я написать не смогу. Зачем?
 
Наступает момент, когда колодец пересыхает. Это происходит практически у всех, становится тяжелее и тяжелее. Это не преимущество и не недостаток, это факт. У меня уже полтора года не выходила ни одна книга. Всегда наступает такой момент тишины. Последняя моя легко написанная книга – «Я не тормоз». «Второй» дался мне тяжело, «День числа Пи» — тоже очень непростой для меня текст.
 
 
- Вы упоминали, что 13 — это ваш самый любимый возраст. Вы помните себя в 13 лет? Замечали ли вы, что вы переносите, осознанно или неосознанно, свои воспоминания в творчество?
 
- Стоит сказать, что я люблю именно этот возраст не потому, что он хороший. Я просто очень подробно его помню, и поэтому всё время про него говорю. Я думаю, что никому из нас не хотелось бы туда обратно. Я люблю его потому, что этот возраст резкости и ясности: вы уже взрослый, но у вас ещё «не наросла мозоль». Если, к примеру, вы ссоритесь с человеком в 20 лет, у вас есть надежда на возобновление общения. В 11 или 13 лет вы ссоритесь на всю жизнь. Это ведь подростковый возраст. Для кого-то он наступает уже в 9 и порой никогда не заканчивается.
 
Я очень хорошо помню свои 13-14 лет. Я перешла в другую школу, затем поступила в музыкальное училище, и наконец, у меня появилось ощущение того, что я на своём месте. Мой 8 класс, к примеру, был очень тяжёлым для меня. Было ощущение полного непонимания, хотя у меня было вполне благополучное детство.
 
Что касается переноса воспоминаний: есть люди, которые пишут про своё детство, я же стараюсь писать про героя, который живёт здесь и сейчас. То есть это не я в детстве, а я в предлагаемых обстоятельствах — например, если бы я была мальчиком 13 лет, который живёт сейчас в Москве. Мне бы не хотелось писать о своём детстве, потому что о нём много чего хорошо и подробно написано, оно было стандартным. О многих вещах мне бы не хотелось вспоминать, хотя есть очень хорошие авторы, которые используют свои детские и подростковые дневники. И у них очень круто выходит. Я не вела дневников – мне никогда не хватало терпения, сил и организации.
 
- На лекции вы говорили про такую замечательную вещь как «искусство быть вторым». Что бы вы посоветовали ребёнку, который вполне доволен такой участью, если родители продолжают тянуть его в сторону абсолютного первенства?
 
- Простых ответов на такие вопросы никогда нет. Любые простые ответы – неправильные. В какой-то ситуации родители оказываются правы, особенно если они «подгоняют» ребёнка, который лежит на диване и ничего не хочет делать. Иногда люди, которые говорят, что второе место – место для неудачника, ломают этим человека. Такое тоже бывает. Мне кажется очень важной мысль о том, что быть не первым, не на виду, но выполнять свою работу, быть артистом кордебалета, музыкантом в оркестре за последним пультом, это не неудача, это такая жизнь.
 
У нас очень много говорителей и очень мало слушателей. Быть хорошим слушателем и наблюдателем – редкое и очень хорошее качество. У меня есть знакомый мальчик, которого мама постоянно водит в театр, он ходит, слушает, смотрит и при этом говорит: «Я не хочу играть в театре, я буду зрителем». Это такая удивительная редкость потому, что он очень хорошо слушает. Сейчас очень востребованы люди, которые говорят о том, что они увидели или прочитали. Модно их называть театральными критиками, книжными блогерами.
 
Второй – это человек, который не страдает от того, что он второй, а уступает кому-то возможность быть первым. Мне кажется это важным. Если кто-то когда-то получал первое место, то он знает это холодное ощущение, когда ты стоишь будто бы на вершине горы, а рядом никого нет. Я помню свою радость, когда мне второе место случилось разделить с другом. Когда ты выигрываешь в юном возрасте, это откладывается в памяти, и ты начинаешь сравнивать все дальнейшие события с твоей победой. Несмотря на всё это, институт конкурсов очень двигает людей в разных областях. Никуда от них пока, к сожалению, не деться.
 
 
- Я знаю, что у вас есть книга про особенного ребёнка. Были ли подготовка к написанию, как вы подошли к этому вопросу? 
 
- В моей книге у главного героя синдром Аспергера. Мне не очень хотелось ставить ему диагноз, и напрямую в книге о нём я не говорю, потому что диагноз многое упрощает. Лёва для меня – не такой, как все. Мы все, по сути, не такие. В чём-то у него много достоинств, в чём-то ему наоборот требуется помощь. С такими людьми непросто.
 
Конечно же, я знаю нескольких детей с этим диагнозом. У меня описан очень лёгкий вариант, мне не хотелось писать историю про больного ребёнка. Мне просто хотелось посмотреть на мир его глазами. Мне очень помогла и помогает группа в Facebook, которую я читаю. В ней состоят специалисты, которые занимаются людьми с расстройствами аутистического спектра, родители, а самое главное — люди, которые смогли адаптироваться к реальной жизни, и мне очень интересен их взгляд на мир. Важно помнить что аутизм – не болезнь, у которой есть какие-то единые определённые признаки. Поэтому мою книгу нельзя воспринимать как единственную истину или руководство к действию, все люди с синдромом Аспергера разные, так же, как и мы с вами.
 
Беседовала Диана Казарян.