- Вы уже два года работаете в Государственной Думе России. Не жалеете, что оставили свой пост в правительстве Воронежской области и воронежскую политику?
- Я вовсе не оставлял, и, надеюсь, не оставлю воронежскую политику – я избран от Павловского избирательного округа и стараюсь всеми силами защищать интересы моих избирателей. Я постоянно бываю в районах области – веду прием граждан, встречаюсь с жителями, помогаю в решении самых разных вопросов. Мне важна откровенность разговора, и, надеюсь, что так и происходит. Иногда встречи бывают очень непростыми, но это и хорошо, ведь обязательно нужно чувствовать нерв своего округа, чтобы донести эти живые эмоции до Государственной Думы.
- Тем не менее, в воронежских околополитических кругах продолжают муссироваться слухи о вашем скором возвращении в местную власть, о том, что вы стали чуть ли не «теневым кардиналом» Воронежской области.
- До 2021 года я депутат Государственной Думы. И хотелось бы, чтобы избиратели видели во мне депутата, за которого они были бы готовы снова отдать свой голос.
А насчет слухов, «серых кардиналов» и прочего, причем не только в мой адрес, могу сказать – все это смешно смотрится со стороны. Да и изнутри воронежской власти тоже. Вы ведь правильно сказали – круги «околополитические».Увы, у нас масса горе-аналитиков, которым делать нечего.
- Но ведь у вас много связей осталось в правительстве области? Некоторые из тех, с кем вы работали, существенно поднялись по карьерной лестнице.
- Честно говоря, без нормальных рабочих отношенийв исполнительных органах власти, а не как вы неверно говорите «связей», хорошим депутатом не стать. Можно бегать, кричать, размахивать руками, но не сделать ничего. А если действительно хочешь донести проблему или вопрос с мест – нужны рабочие отношения. Такой диалог у меня был и с губернатором Алексеем Гордеевым, ровно так же мы понимаем эту тему и с губернатором Александром Гусевым. И со всеми моими бывшими коллегами по правительству или муниципальному корпусу, лучших из которых глава области назначил на высокие государственные должности. Они настоящие профессионалы, не сочтите за пафос, и порядочные люди. Уверен, что в этом смогут все убедиться. Наверное, кому-то из тех, кто любит слухи, это запредельно сложно представить, но мы с ними никогда не путали отношения товарищеские и рабочие. Наверное, поэтому и получалось многое сделать.
Об имени для аэропорта
- Тогда вопрос о еще одной околополитической теме – именах для аэропортов. Вы голосовали за Петра Первого, Константина Феоктистова или Алексея Кольцова?
- Я голосовал. Но сначала объясню логику своего ответа. Это ведь не совсем конкурс имен, это выбор того, что они выражают для каждого из нас, и что каждому представляется важнее. Петр – это такой зов нашего прошлого, выражение вековой русскойдержавности. Плюс, что немаловажно, нашей «воронежской столичности», как бы подтвержденной одним из самых известных и мощных русских царей. Феоктистов для меня–это выражение гражданского подвига, причем проявленного нашим земляком и в годы войны, и полетом в космос. Это наука и устремленность в будущее. Кольцов – это глубокое дыхание русской культуры, ткань нашей жизни даже в том случае, если мы этого не замечаем. Согласитесь, нужно все это – и прошлое и будущее, и величие, и гражданский подвиг, и космос, и русские песни. Ведь голосуя за Петра, никто же не требовал забыть поэзию Кольцова! Это отражение того, какую ипостась города видит для себя большинство воронежцев в первую очередь. А я голосовал за Константина Феоктистова.
О ТОСах
- Недавно в Воронеже вы были гостем первого областного съезда органов территориального общественного самоуправления (ТОС). Съезд собрал более 500 участников и стал ярким событием. В свое время вы стояли у истоков создания механизма поддержки общественного самоуправления и уделяете постоянное внимание работе с его активистами. Сегодня с самых высоких трибун звучат призывы к использованию воронежского опыта работы с общественниками во всех остальных регионах России. Как вы оцениваете тот путь, который воронежские тосовцы прошли за минувшие годы – от первых грантов до столь представительного признания?
- Главное, что люди поверили в идею, начали активно работать, вовлекают все больше своих соседей, вовлекаются предприниматели, власть не останавливает своих усилий. Пять лет прошло с того момента, как идея появилась, и очень важно теперь найти новые пути, новые формы работы - для того, чтобы не останавливаться.
Если вы помните, полгода назад я даже публично критиковал некоторых чиновников правительства за предложение сократить грантовую программу для ТОСов. И очень здорово, что губернатор Александр Гусев сегодня поддерживает и развивает общественное самоуправление. Плюс не только в том, что он поручил увеличить финансирование программы, а даже больше в его внимании к проблеме, ведь люди очень тонко чувствуют интерес к себе и своим заботам.
Может, это прозвучит несколько наукообразно, но наша модель ТОС, как всякая совместная позитивная деятельность, расширяет пространство доверия между жителями и властью. Центральное слово здесь - совместная!
- Система ТОСов нуждается в реформировании?
- Скорее в совершенствовании. В частности, сейчас активно идет дискуссия о том, что ТОСы могут выступать в качестве юридических лиц. И хотя статус юридического лица добавляет бухгалтерской волокиты и отчетности, но вместе с ним ТОСы приобретают новые возможности. Думаю, что рано или поздно, такой статус ТОСам будет предоставлен. Но очень хотелось бы, чтобы это не стало обязательным для всех. По очень простой причине: кто-то из ТОС уже созрел для масштабных проектов, им хочется участвовать даже в президентских грантах, а там участвуют только юридические лица. Но для остальных должна быть возможность выбора. Когда мы только создавали грантовую систему поддержки, мы специально избрали модель ТОС без образования юрлица и взяли на вооружение самый главный принцип: как можно меньше бюрократии. Иначе все живое, что есть в ТОСах, неизбежно утонет в канцелярщине и в отчетности.
- Почему наши города, районы, поселки и села все время находятся в состоянии недофинансирования?
- Возможно, вас это и удивит, но никто в структурах федеральной или региональной власти не знает, сколько денег нужно муниципалитетам для эффективного исполнения своих полномочий. Думаю, что это в принципе невозможно, так как, по статистике за органами местного самоуправления в 123 законах закреплено 821 полномочия, при этом 147 из них не соответствуют вопросам местного значения. Но я думаю, что так по-бухгалтерски подходить к проблеме – вообще тупик. Внизу должна быть самостоятельность, должно быть в разы больше собственных ресурсов, а не только поступивших сверху.
- А не получится ли так, что в дальнейшем у муниципалитетов начнут вновь отбирать эти полномочия?
- Опыт показал, что передача, например, медицины с местного уровня на региональный не оказала необходимого положительного эффекта, а где-то и усугубила проблемы медобслуживания населения, особенно в малых селах. Это происходит от того, что региональный чиновник, тоже ограниченный в финансах, в первую очередь, думает об эффективности и оптимизации всей системы, а не об ответственности перед каждым отдельным ее субъектом, в том числе о жителях какого-либо муниципального образования. Это тоже, к сожалению, бухгалтерский подход, и от него не может избавиться даже самый прогрессивный и совестливый руководитель, так как его эффективность тоже во многом измеряется сверху и в бездушных цифрах бюджета. Вот в чем разница между местным самоуправлением и вертикальным решением проблем. Необходимо децентрализовать, прежде всего, ответственность, и под нее обеспечить финансовые возможности. Думаю, этот принцип должен быть положен в основу политики при перераспределении доходов страны.
О бюджете
- Государственной Думой принят бюджет на 2019 год. Что вы о нем скажете?
- Скажу, что это закон, который многое позволит сделать. Он поддерживает все социальные обязательства государства, он должен обеспечить исполнение новых национальных проектов. Хотя некоторые его правила и принципы должны, на мой взгляд, подвергаться большей дискуссии. Например, для меня остается спорным решение о профиците в почти 2 триллиона рублей, предложенное правительством. Да, наверное, резервы должны быть. Но и имеющиеся проблемы нужно решать более существенными средствами.
Поясню на конкретном примере: впервые в бюджете появилась строка «Создание новых мест общеобразовательных организаций, расположенных в сельской местности и поселках городского типа», которая предусматривает 3 миллиарда рублей в год. Но что такое 3 миллиарда?
Мой округ - это 15 сельских районов. И в каждом из них есть необходимость либо строительства новых современных школ, либо реконструкции действующих, либо проведения капитального ремонта. В Новохоперске требуется строительство новой школы на 1000 мест. В Россоши нужна новая современная школа на 750 мест там, где сейчас находится 25-я СОШ, во 2-й школе нужен капитальный ремонт кровли и фасада. В Петропавловке нет современного здания школы, там также нужно строительство новой школы на 750 мест. В Каменке требуется капитальный ремонт школы N2. В селе Лосево Павловского района дети обучаются в здании школы, мало соответствующей современным стандартам, и приступить к строительству новой школы на 400 мест муниципальные власти не могут уже несколько лет. Нужен капремонт школы в совхозе ВоробьевскийВоробьевского района, ремонт спортзала и газовое отопление в Копанянской школе Ольховатского района. Таких примеров еще десятки, хотя на все, что я перечислил, уже нужно 3 миллиарда рублей. Поэтому я внес поправку и предложил увеличить финансирование строительства сельских школ и их капитального ремонта до 15 миллиардов в год. Это позволило бы хотя бы заметить федеральные деньги в моем округе – в год решать проблему с одной-двумя школами. К сожалению, члены Комитета по образованию отказались поддержать проект поправки. Впрочем, в поддержке было отказано и десяткам других законодательных инициатив, направленных на развитие образования – несмотря на то, что все чиновники признают, что без создания качественных условий образования для школьников и преподавания для учителей не сможем решить ни одной задачи, заявленной в новом нацпроекте «Образование».
– Наконец, самая главная тема этого года – пенсионная. Большие у депутатов пенсионные льготы?
- Депутат Госдумы, отработавший один созыв, имеет право на пенсию в размере 46 тысяч рублей в месяц. То есть, если он имеет назначенную пенсию по месту работы, например, 25 тысяч, то «депутатская» доплата составит 21 тысячу. Но все вместе – не более 46 тысяч.
- «Единая Россия» инициировала закон о праве депутатов Госдумы добровольно отказаться от этой специальной надбавки... Сами-то вы готовы отказаться от «депутатской» доплаты?
– Конечно. Сегодня люди хотят справедливости, безопасности. Созрел запрос на перемены, на новую степень свободы в определении своей судьбы. Поэтому только разумное сочетание властью в своих действиях этих трех запросов создает условия для внутреннего баланса и реализации каких-либо важных и прорывных задач. Другое дело, что не все решения могут быть популярными. Таким стало, например, повышение пенсионного возраста. Далеко не всеми оно было воспринято как справедливое, это надо признать. Поэтому закон о добровольном отказе от депутатских пенсий можно рассматривать как один из пусть маленьких, но первых шагов, восстанавливающих баланс справедливости.
Мне выходить на пенсию только через 19 лет. И очень надеюсь, что к тому времени не только депутатские, а все без исключения пенсии граждан России будут значительно выше. Вот это было бы правильно и по-настоящему справедливо.