День будет интересным. Во-первых, в отличии от предшествующих двух суток, наконец, обойдется без провокационных ситуаций, а во-вторых, сегодня ваша жизнь непременно изменится в каком-либо аспекте
Основатель одной из самых богатейших корпораций нашего времени Стив Джобс любил повторять, что«единственный способ сделать большую работу – полюбить ее».
Как бы пафосно не прозвучало, но от выбора сферы деятельности действительно во многом зависит вся наша жизнь: человек, занимающий не свое место – вечная проблема как для работодателя, так и для самого человека. Вместе с отсутствием радости от проделанной работы падает производительность труда и уверенность в собственных силах.
Почему же так часто молодые люди после школы попадают в такую ситуацию?
Начнем с того, что это, в принципе, не просто – выбрать правильный путь.
К собственной растерянности неокрепшего ума добавляется давление со стороны родителей, мнение друзей, общественные настроения и общемировые тренды. Подчас на выбор профессии влияет не столько желания и предрасположенности ребенка, сколько престижность или непрестижность профессии, рейтинги востребованности. Сейчас, например, ценятся IT-специалисты, а несколько лет назад вузы повально выпускали юристов и экономистов. Все эти факторы меняются из года в год. Многие выпускники престижных вузов так никогда и не идут работать по профессии – душа не лежит. Потраченные деньги и время уже не вернешь, и все приходится начинать сначала…
Таким образом, новых Стивов Джобсов мир может и не дождаться.
«Самое главное в бизнесе — сконцентрироваться на создании чего-то важного. Я просто работал над тем, чем бы мне хотелось самому пользоваться».
Марк Цукерберг – основал Facebook в 19 лет.
Состояние на сегодняшний день - 50 миллиардов $.
Женат, недавно родилась дочь.
Часть прибыли жертвует на благотворительность.
Чтобы максимально избежать проблем при выборе профессии, нужна профориентация. Не чисто символический тест на предрасположенность к той или иной профессии (его и в гугле найти можно) и не сочинение на тему «Кем я буду, когда вырасту», которые пишут дети в школах, а медитативная работа психологов и HR-специалистов. Такой вопрос дома не всегда решается – родители в некоторых случаях наоборот усугубляют ситуацию.
- В 9-10 классе очень сложно выбрать будущую профессию. Родители нередко давят на тебя, навязывают свое мнение. А важно, чтобы ты любил свою профессию, чтобы она тебе нравилась.
Программа социальной адаптации и профессиональной ориентации старшеклассников «Большая Игра» – проект группы компаний «Ангстрем», запущенный по инициативе Г.В. Чернушкина (ее основателя) в 2011 году в сотрудничестве с Институтом практической психологии «Терра».
Его главная цель − научить школьников разбираться в огромном мире современных профессий: выявить предрасположенность к той или иной сфере, помочь наметить жизненные цели, рассказать о тенденциях рынка труда, востребованности различных специалистов и путях построения карьеры.
Вялта Ореханова, руководитель отдела корпоративных коммуникаций ГК «Ангстрем»:
− Как и многие динамично развивающиеся предприятия, группа компаний «Ангстрем» нуждается в молодых специалистах. Для прохождения собеседования на вакантные должности в компанию ежегодно приходят более 500-х выпускников вузов. Ежедневно общаясь с выпускниками, HR-специалисты нашей компании выявили ряд общих проблем, которые не позволяют молодым людям достичь профессионального успеха. Одна из них – убеждения и принципы, по которым они выбирают будущую профессию.
В 2011 году специалисты компании решили провести опрос среди старшеклассников 40-ка воронежских школ. Результаты исследований выявили ряд серьезных проблем. Так, например, 80% школьников не имеют и активной жизненной позиции и не стремятся к ней, ребята не не верят в собственные силы, не видят возможностей достижения успеха.
То есть фактически не желают брать ответственность за собственную жизнь, полагаясь в важных вопросах на родителей, государство и традиционный «Авось!». Было бы иначе, если бы школы поддерживали ребят несколько лет назад, а не накидывались на одиннадцатиклассников с вопросом «Какие ЕГЭ сдавать будешь?»
Мы стараемся помочь школьникам найти свою профессию и сделать выбор дальнейшего образования сознательно, опираясь на свои желания, способности и знания».
«Ошибки совершать не страшно. Главное каждый раз ошибаться в чем-то новом»
Илон Маск – инженер, предприниматель,
прообраз Тони Старка из «Железного человека».
По оценке журнала Forbes состояние главы
совета директоров Tesla Motors - 12 миллиаров долларов.
Комания Маска SpaceX планирует в 2024 году
отправку первой экспедиции на Марс.
«Большая игра» представляет собой двухдневный тренинг для старшеклассников, программа которого разработана психологами-практиками совместно с ведущими HR-специалистами компании «Ангстрем». В качестве тренеров выступают дипломированные психологи с опытом работы в школах, имеющие психотерапевтическую практику и опыт успешной работы в различных сферах экономики и бизнеса.
В первый год проекта с предложение провести тренинги организаторы проекта обратились в большинство школ города. Признаются, им рады были не везде. Сотрудничают только с учебными заведениями, где такое предложение встречает одобрение: заранее проводят диагностику в 10-х классах, раздают «согласие», которое должны подписать родители. И только потом назначают дату занятия.
Занимаются ребята в группах от 25 до 55 человек. Если желающих больше – организовывают дополнительные группы.
Анна Гурина, руководитель Института практической психологии «Терра»
− Тренинговую работу со школьниками можно разделить на три блока.
Первый – информационный, в рамках которого психологи вместе с учениками разбирают различные специальности, определяют какие ошибки совершаются при выборе будущих профессий. Второй блок – диагностический. Ребята проходят психологические тесты на диагностику интересов и склонностей.Один из них – столкновение с повседневной реальностью профессии, которая совсем не совпадает с идеализированным представлением о ней. Тренинги ведут психологи, имеющие опыт работы как в психотерапевтической практике, так и в сферах бизнеса. И третий – развивающий, здесь ребята получают навыки целеполагания, планирования, принятия решений, самопрезентации, учат осознанно делать выбор и отстаивать свое мнение, при этом уважая мнение других.
Методика, разработанная в институте, выделяет шесть профессионально ориентированных типов личности:
реалистичный (для него больше всего подойдут такие профессии как картограф, фермер, инженер, лесничий, пилот, милиционер, ветеринар, водитель, сварщик)
художественный (артист, архитектор, скульптор, дирижер, фотограф, учитель музыки, музейный работник).
После прохождения теста ребятам становится понятно, в какую сферу лучше всего направить свою энергию.
− Для того, чтобы определиться с профессией нужно поработать на определенной должности некоторое время, − считает участник 2014-го года Владимир Чепрасов. – Но тренинг позволяет лучше понять, где ты можешь найти себе применение. После выполнения ряда заданий ты лучше начинаешь понимать себя, осознавать свои сильные и слабые стороны. Если у тебя до этого не было желания стать кем-то, то за два дня оно и не появится, но, по крайней мере, это позволяет сделать шаг в какую-то сторону. Кроме того, это было действительно крайне интересно.
Один из самых важных моментов тренинга, по словам школьников – ролевая игра, которая позволяет почувствовать себя не только соискателем на какую-то должность, пришедшим на собеседования, но и примерить на себя роль руководителя.Таким образом ребята отрабатывают полученные в рамках тренинга навыки самопрезентации, выстраивают карьерный план на ближайшие пять лет.
«Никогда не позволяйте работе делать вас своим рабом».
Хаяо Миядзаки − режиссёр, классик японской анимации,
один из оснотелей анимационной «Студии Гибли»,
автор м/ф «Ходячий замок», «Мой сосед Тоторо»
и многих других культовых фильмов.
Социальный проект Большая игра
В 2015 – 2016 году в проекте приняли участие около 580 школьников. В основном – это учащиеся десятых и девятых (в качестве добора) классов.
Олег Япрынцев, директор лицея №7 :
− Те тренинги, которые проводятся компанией «Ангстрем» на сегодня являются одной из наиболее адаптированных, по крайне мере из тех, что я знаю, форм профессиональной ориентации. Они решают и одну из тех проблем, которые в том числе ставит перед собой школа. Проблему профессионального самоопределения,
Важен и тот факт, что психологи проекта работают не только с детьми, но и с их родителями: проводят собрания, общаются лично или по телефону, обсуждают результаты проделанной работы, дают рекомендации о том, как оказать своему чаду поддержку в выборе профессии.
На сегодняшний день тренинги были проведены в 84 школах города, в них приняли участие более 6 тысяч школьников.
По данным опросов, которые организаторы проекта проводят ежегодно, количество ребят, определившихся с профессиональным выбором после прохождения тренинга − на 22% больше чем до него. Многие школьники начинают иначе смотреть на выбранную профессию: рушатся внушаемые мифы и стереотипы, меняется представление о себе в конкретной сфере деятельности.
И все же, не стоит забывать, что
«Грамм собственного опыта стоит дороже тонны чужих наставлений»
Маха́тма Га́нди — лидер движения за независимость
Индии от Великобритании.
Сын министра и предпринимателя
смог изменить мир без применения насилия.
«Махатма» в переводе означает «великая душа».
Публикация произведена в рамках программы Гильдии аналитических журналистов «Совершенствование освещения в СМИ проблем социально ориентированных НКО и социальных (благотворительных) проектов представителей реального сектора экономики (в том числе, по поддержке НКО)»