В понедельник, 4 апреля, Воронежский областной суд завершил рассмотрение резонансного уголовного дела в отношении 25-летнего жителя Воробьевского района Воронежской области Алексея Мирошниченко. Он был признан виновным в нескольких преступлениях, совершенных в Воронеже за один день, – «Убийство общеопасным способом с целью скрыть другое преступление», «Кража с причинением значительного ущерба гражданину» и «Умышленное уничтожение и повреждение чужого имущества, повлекшее причинение значительного ущерба, совершенное путем поджога».
Истории о поджогах людей или имущества из-за боязни быть привлеченным к уголовной ответственности после совершения другого преступления – в Воронежской области не редкость. Стоит вспомнить хотя бы случай,
произошедший недавно в областном центре – мужчина после конфликта с новым знакомым придушил его проводом, затем изрезал ножом и, чтобы скрыть преступление, поджег мишуру на елке, в результате чего вспыхнул дом. Преступник надеялся, что все подумают, будто это был несчастный случай. Однако мужчина не учел, что подобные обманы, как правило, раскрываются, и злоумышленники оказываются в кабинете у следователей. Так и в случае Мирошниченко – желание скрыть кражу имущества путем поджога квартиры, где спал ее пьяный хозяин, обернулось для парня 20 годами тюрьмы.
О том, как произошло преступление, как был вычислен убийца и почему 25-летний молодой человек не до конца признал свою вину, рассказывает старший следователь Советского следственного отдела СУ СКР по Воронежской области Данила Панкин.
Ночной пожар и эвакуация детей
Пожар,
произошедший ночью 24 ноября 2014 года в одной из квартир дома №11 по улице 232 Стрелковой дивизии, переполошил жителей Советского района. Около 5 часов 3 минут начались звонки в службу спасения от жильцов дома, почувствовавших сильный запах гари и увидевших, как из окна пятого этажа валит черный дым. На место происшествия прибыли четыре пожарных расчета. 13 спасателей из Ленинского, Коминтерновского и Советского районов начали срочную эвакуацию – люди, сделавшие пару вдохов воздуха, наполненного продуктами горения мебели и отделочных материалов, могли умереть.
– Для помощи в пожаротушении и организации работы по эвакуации людей были вызваны курсанты МЧС – 50-70 человек, спасатели оцепили территорию. Была угроза безопасности жителей всего дома, – рассказывает старший следователь Советского следственного отдела СУ СКР по Воронежской области Данила Панкин.
Из горящего здания при помощи масок спасаемого было выведено 62 человека, в том числе 15 детей. Через 25 минут пожар был ликвидирован. В сгоревшей квартире спасатели обнаружили труп мужчины. Погибшим оказался менеджер одной из воронежских фирм 50-летний Алексей Фролов. У него остались двое детей и жена.
До настоящего времени в некоторых квартирах, в том числе в квартире потерпевших, остается запах гари, подъезд сильно закопчен.
Несчастный случай или убийство
– Сначала о том, что случившееся имеет криминальный подтекст, никаких сведений не было. И только впоследствии, при опросе родственников погибшего, было установлено, что из квартиры похищено имущество. Пропали те предметы, которые не могли быть уничтожены огнем. Родственники написали заявление по факту совершения кражи. Полицейские из отдела №5 возбудили уголовное дело, – рассказывает Данила Панкин.
Целый месяц полиция пыталась установить лицо, причастное к преступлению. Подозреваемый мог бы избежать уголовного преследования, если бы не его желание совершить очередной грабеж. Вечером 23 декабря 2014 года в поселке Придонском на улице Защитников Родины на продавца елок было совершено нападение. Двое парней избили мужчину и отобрали у него телефон за 237 рублей. Однако скрыться грабителям не удалось – они были задержаны полицией практически на месте преступления.
Грабителями оказались 20-летний и 24-летний парни – старые друзья, выросшие вместе в Воробьевском районе. Это было их первое и последнее совместное преступление. Парни надеялись, что у продавца елок при себе будет 8 000–10 0000 тысяч рублей выручки, однако денег у него не оказалось вообще.
– В полиции было возбуждено уголовное дело по факту открытого хищения имущества. По месту жительства подозреваемых был проведен обыск, в результате которого было найдено большое количество имущества, которое не принадлежало продавцу елок. После нападения на мужчину у следствия появились основания полагать, что если в квартире есть драгоценности, то они находятся там не совсем законно. Это имущество было изъято и описано. И уже по ориентировкам было установлено, что примерно такое имущество и было похищено из квартиры, в которой произошел пожар.
Под подозрение в краже имущества из квартиры погибшего на пожаре Алексея Фролова попал старший из нападавших. Следователи выяснили, что 24-летний Алексей Мирошниченко окончил школу, после этого нигде не работал, промышлял кражами, был неоднократно судим за преступления в Воробьевском районе. Кроме того, много раз привлекался к административной ответственности, из мест лишения свободы освободился 18 февраля 2014 года.
Преступление
На допросе Мирошниченко рассказал следователям, как произошло преступление. По словам задержанного, 23 ноября 2014 года он познакомился на улице с 50-летним Фроловым. Последний предложил выпить, вместе они пошли в кафе, покупали водку, затем Фролов пригласил нового знакомого к себе домой.
После этого они спускались в магазин за спиртным. Выпито ими было немало. Когда хозяин квартиры уснул на кухне, у Мирошниченко возник умысел совершить кражу. Он забрал шкатулку с золотыми украшениями и бижутерией, похитил деньги, одежду и другое имущество. Общая сумма награбленного составила более 200 тысяч рублей.
Чтобы скрыть следы преступления, парень решил совершить поджог, – нашел на кухне тряпку, намочил ее маслом, положил на диван в гостиной и поджег ее. Убедившись, что огонь охватил мебель, он вышел из квартиры, оставив дверь открытой. В результате пожара семье погибшего был причинен материальный ущерб еще на 718 тысяч рублей.
Раскаяние
О том, что хозяин квартиры погиб, Мирошниченко не знал или сделал вид, что не знал, когда ему об этом сообщили полицейские.
– Он был удивлен, что все обернулось таким образом. Испугался того, что натворил, – рассказывает следователь Данила Панкин. – Однако полностью вину признавать не стал. Он признал, что поджег квартиру, но посчитал, что мужчина мог проснуться и не погибнуть. Однако он не учел тот факт, что после распития спиртных напитков потерпевший находился в состоянии сильного алкогольного опьянения, крепко заснул, и проснуться уже не мог. Помимо гибели мужчины, в результате поджога могло произойти возгорание всего дома, обрушиться перегородки, в результате задымления люди могли пострадать или погибнуть, мог быть прорыв воды, вся инфраструктура многоквартирного дома могла быть нарушена.
Как сообщает Данила Панкин, результаты психолого-психиатрической экспертизы, проведенной в Курске, показали, что Мирошниченко осознавал фактический характер и общественную опасность своих действий и руководил ими во время совершения преступлений. Обстоятельств, смягчающих вину Мирошниченко, в деле не нашлось. Отягчающими обстоятельствами стали рецидив преступлений и нахождение в состоянии алкогольного опьянения в момент совершения преступления.
Вскоре после допроса Мирошниченко по совету адвоката изменил свою позицию – он отказался свидетельствовать против себя, воспользовавшись 51 статьей Конституции РФ. На этой позиции он и остался до конца следствия.
Суд
По словам родственников погибшего, все заседания, которые проходили на протяжении трех месяцев, Мирошниченко агрессию не проявлял, вел себя спокойно. Против себя не свидетельствовал. Во время прений отмалчивался. А когда ему предложили сказать последнее слово, ответил: «Мне нечего сказать».
То, что парень раскаивается в случившемся, представить сложно – во время приговора его лицо несколько раз расплывалось в улыбке, когда он смотрел на товарища Евгения П., которого судили вместе с ним за ограбление продавца елок. В остальное же время, казалось, молодому человеку было скучно.
Отметим, что гособвинение настаивало на 22 годах колонии строгого режима для Мирошниченко, и на 2 годах колонии общего режима для его друга. Жена погибшего Светлана подала иск о возмещении морального вреда на сумму 5 миллионов рублей и материального вреда на сумму более 800 тысяч рублей. Сыновья Фролова также потребовали возместить моральный вред на сумму 5 миллионов рублей для каждого.
4 апреля, судья Михаил Авдеев, зачитывая приговор, сообщил, что во время судебных разбирательств Мирошниченко не отрицал свою причастность к краже, однако до конца настаивал на том, что к поджогу квартиры Фролова, а следовательно, и к его убийству не имеет никакого отношения. Несмотря на это, суд пришел к другому выводу.
Мирошниченко
был признан виновным по всем вменяемым ему статьям и приговорен к
20 годам лишения свободы с отбыванием наказания в колонии строгого режима и ограничением свободы на 1 год. Его товарищ 21-летний Евгений П. отделался условным сроком, в том числе и потому, что в феврале у него родился ребенок. Суд назначил ему наказание в виде
2 лет лишения свободы условно с испытательным сроком в 2 года.
Кроме того, Мирошниченко должен будет выплатить семье Фроловых более 900 тысяч рублей материального ущерба и 3 миллиона морального вреда. Сын погибшего мужчины Антон признался журналистам 36on.ru, что рад тому, что все закончилось, так как «морально было очень тяжело все заново переживать». С приговором потерпевший согласен, как и его мать.
– Я полностью полагаюсь на решение судьи. Я запросила самое строгое наказание, чтобы все знали, что за такие деяния надо отвечать, чтобы люди понимали, что в стране есть закон, по которому за кражу и за убийство дают реальный срок, – рассказывает Светлана. – Несмотря на наши запросы о компенсации морального вреда, сумма, назначенная судом, была для нас ожидаемой. Как показывает практика, 1 миллион – это максимальная и реальная сумма на сегодняшний день для выплаты ущерба. Конечно, жизнь человека стоит больше…
Фото – Анна Вотинова, пресс-служба ГУ МЧС России по Воронежской области.