«Если меня спросят, как я отношусь к творчеству Платонова, могу и стулом кинуть»
Александр Георгиевич, 25 сентября вы приняли участие в онлайн-чтениях произведений Чехова в рамках проекта «Чехов жив». Как вы относитесь к подобным проектам и какие получили впечатления от участия?
- Безусловно, задумка очень интересная. Просто необходимо, чтобы искусство шагало в ногу со временем. Мы живем в эпоху всевозможных технических новинок и Интернета. И у нынешней молодежи, которая не жалует театры, есть уникальная возможность приобщиться к прекрасному.
Другое дело, что подобные мероприятия должны быть организованы должным образом. Моя супруга огорошила меня известием о том, что мое выступление по какой-то абсолютно неведомой мне причине было прервано, а чтение продолжила какая-то актриса. Я понимаю, что это может быть режиссерское видение, но о таких вещах предупреждать надо актеров. Идея, я повторюсь, замечательная, но троечники этим заниматься не должны. А лично для меня - счастье читать такие тексты.
Иногда ко мне подходят и просят: «Дайте поэзии! Почитайте». Я говорю: «У меня Салтыков-Щедрин и Саша Черный. У меня сатира и юмор». Они опять: «Дайте о любви… О любви что-нибудь. Пастернака, например…» Это же образное мышление. От него отвыкли. А в поэзии оно как никогда развивается. Так, что пока подходят – надежда есть, что востребованы.
Да как же тут можно выбирать? Они все прекрасные писатели. Бродский говорил, что Платонов – «это вершина, с которой дальше некуда идти». Его читать – огромное удовольствие. Это как персидская сирень на губах. А Гоголь?! «Два философа из гусар: недоучившийся студент да промотавшийся игрок задумали общество для спасения всего человечества». Это же потрясающе! Так не пишут теперь. Увы.
Пелевин и Сорокин. Интересно. Но это постмодернизм, который я не очень принимаю, он хорош только для чтения в одиночестве у торшера, но никак не со сцены.
Да, принял я одно такое предложение. Договор подписан, а они же так хитро сейчас их составляют, так что рассказать почти ничего не могу. Это будет цикл новелл. Первую можно будет увидеть уже в марте.
Дмитрий Крымов предложил поучаствовать в буйстве театральном, которое всегда бывает на его спектаклях в театре «на Сретенке». И автор хороший - Хэмингуэй. Хотя мои-то - Салтыков-Щедрин и Булгаков... Но в данном случае доверюсь режиссеру. Премьера на январь-февраль запланирована.
Не только его. Кроме Стуруа, в этот список можно добавить Виктюка, Макеева. Теперь вот еще и Крымова слушаюсь. Я с ними со всеми работал.
Эфрос говорил: актер должен знать свое место в формуле. Меня устраивает формула этих режиссеров, и я с ними работаю. Главное, чтобы у артиста был выбор. В советское время с выбором было тяжело, все любили пионерскую организацию. Теперь иначе.
Я, конечно, не девушка, но давайте без цифр… без цифр. Только общие понятия.
В первую очередь это, конечно, обмен. Обмен энергиями. Главное, если зритель получает удовольствие, то и я удовлетворен. Так что этот обмен энергиями чрезвычайно полезен обеим сторонам. Если текст хорош и актер играет безупречно, зритель проживает еще одну жизнь.И поэтому я уверен: если человек ходит в театр, то он потенциальный долгожитель.
Я всем молодым говорю: пока вы в училище, пока к вам приставлен учитель, сделайте номер. Не нужно трепаться о том, что вы артист. Сделайте номер и докажите это. И прежде всего самому себе.