Ольга рассказала нам о том, как соседи могут раскрыть тайну усыновления, как хорошо вовремя передумать становиться приемным родителем и какие сомнения одолевают тех, кто ими уже стал. Ну и, конечно, о тех, кому усыновленные малыши принесли в дом счастье.
- Ольга, для начала расскажите, пожалуйста, о вашей школе: кто у вас работает, как проходят занятия, что выпускники получают по её окончанию?
- В городе Воронеже мы работаем уже шестой год, являясь преемниками Московской школы приемных родителей "К новой семье», с которой тесно сотрудничаем на протяжении всего этого длительного времени.
Школа приемных родителей – это курсы компетенции для приемных родителей. Она ориентирована на российских граждан, постоянно проживающих в России. Это некоммерческое, внеполитическое, светское мероприятие, бесплатное для жителей нашего города и области. Мы стараемся помочь нашим слушателям разобраться в своих чувствах и намерениях, дать системные знания, необходимые для успешного и надежного создания новой семьи, а также морально и практически подготовиться к приему ребенка.
У нас работают психологи, юристы, педагоги и медики. У наших преподавателей
огромный опыт работы именно в данной области (от 5 до 20 лет). На занятия мы приглашаем наших выпускников, которые уже взяли в свои семьи деток, поделиться своим опытом.
Занятия проходят в форме интерактивных лекций, семинаров, практических занятий и тренингов. Во время лекций преподавателям слушатели задают вопросы. Темы бывают самые разные. Например, «Раскрытие тайны усыновления», а именно стоит ли ребенку говорить о том, что он приемный, или все же не стоит? На данном занятии мы очень подробно говорим с нашими слушателями о «ЗА» и «ПРОТИВ» этого вопроса.
В помощь нашим слушателям у нас есть богатая библиотека для родителей. По окончанию обучения мы выдаём нашим слушателям свидетельства, подтверждающие, что они прослушали соответствующие разделы курсов. Свидетельство не является аттестационным документом. Хочу отдельно заметить, что свидетельствами мы не торгуем! К нам приходят за знаниями, опытом и поддержкой!
С приходом ребенка в семью у приемных родителей появляется смысл жизни. Совсем недавно я общалась с нашей выпускницей. Полгода назад вместе с супругом они закончили нашу школу приемных родителей и взяли двухлетнюю девочку с некоторыми соматическими заболеваниями. На мой вопрос «Как поживаете?» приемная мама ответила: «Вот, бегает наше счастье, наш смысл жизни!» Они с мужем позитивно и оптимистично смотрят в будущее, говоря: «Мы абсолютно уверены, что преодолеем все трудности, и ещё всем сверстникам зададим жару!» Эта маленькая девочка обрела семью, а приемные родители смысл жизни.
- А бывает так, чтобы кто-то в вашей школе передумал становиться приёмным родителем?
- Да, конечно, и такое бывает. Это единичные случаи, но они есть. Мы таких людей очень даже любим, потому что нашу задачу мы видим в том, чтобы помочь людям разобраться в их намерениях и возможностях, дабы сократить число возвратов деток в интернаты.
Однажды, во время выдачи свидетельств об окончании, по традиции мы предоставили родителям слово, и вдруг одна мама сказала: «Я поняла, что воспитывать приемного ребенка - это не моё, хорошо, что я в школу пришла, потому что именно здесь мне помогли рассчитать свои силы»
Для нас, как для школы, результат достигнут. Если человек во время занятий понял, что это не его, что ему это не по силам и он не справится – это очень хорошо.
- Чаще вашу школу посещают парами или в одиночку?
- Мы призываем семьи, в которых есть и папа, и мама, ходить на занятия вместе. Бывают случаи, когда человек в разводе, вдова или вдовец, или просто человек одинок и хочет усыновить ребенка – для таких людей мы тоже всегда открыты!
Мне вспомнилась одна наша выпускница, многодетная мама. Пять лет назад не стало ее супруга, и она одна воспитывала своих пятерых детей. Детки выросли и разъехались: кто учиться, кто создал свои семьи… Однажды их мама пришла к нам и сказала: «Не могу так… в доме тихо, в доме грустно, в доме больше нет детского крика, радостного смеха». Она ходила на все занятия, находилась в мыслях, раздумьях. Спустя два года позвонила и радостно нам сообщила, что взяла грудного ребеночка. Девочка тогда была не совсем здорова, по мнениям врачей, но, слава Богу, эта мама справилась со всеми болезнями своей приемной дочки. И сегодня ребенок полностью здоров!
Она взяла ее за семь часов до наступления Нового Года, сказав нам: «Это мой новогодний подарок!» Они счастливы.
- Как рекомендуют ваши психологи: надо ли рассказывать детям о том, что они приёмные?
- На занятиях мы представляем будущим приёмным родителям две точки зрения этого вопроса. Каждый волен выбирать сам: рассказать или скрыть. Но важно учитывать то, что, если не расскажешь ты, за тебя это может сделать кто-то другой! И даже в грубой, резкой, обидной для ребенка форме.
Такой случай у нас был. Приемная мама боялась сообщить сынишке о том, что он – не родной ей сын, несмотря на все убеждения психолога. Ей говорили, что будет лучше рассказать сейчас, в раннем возрасте, и ребенок это легче переживет. А она продолжала скрывать, пока однажды, вернувшись с прогулки, он не спросил: «Мама, а кто такой – приёмыш?» На маме лица не было. Как выяснилось, не зная имени ребенка, соседская бабушка обратилась к мальчику: «Привет, приёмыш!» Пришлось раскрыть тайну усыновления. В свои семь лет мальчик воспринял эту новость легко и побежал дальше играть.
Это лучше, чем в двадцать лет, когда человек пройдет все пороги и кризисы… Ведь все мы не любим, когда от нас что-то утаивают.
- В начале беседы вы упомянули о том, что на занятиях наряду с психологами, медиками и юристами выступают ваши выпускники. Расскажите о ком-нибудь из них.
- К нам на занятия мы часто приглашаем одну из наших слушательниц предыдущих выпусков, которая не побоялась взять себе девочку неславянской внешности. Ребёнку было два с половиной года. Они не сразу привыкли друг к другу. Малышка оказалась очень активной девочкой.
Сейчас женщина, как опытная приёмная мама, рассказывает, через что она прошла, с какими трудностями сталкивалась. Это, в основном, сложности с оформлением документов. Говорила о детском садике, как ребёнок ведет себя среди других. Как реагируют соседи – то ходила без ребенка, а тут появился ребенок. Ведь народ начинает распускать молву, а родитель должен уметь психологически устоять.
- А у кого-то из преподавателей вашей школы есть приёмные дети?
- У нас работает психолог, который взял в семью двух мальчиков и одну девочку. А приемная дочь другого психолога уже заканчивает школу. Так что у наших преподавателей опыт в этом вопросе не только теоретический, но и свой, жизненный.
- Наверное, у тех, кто окончил вашу школу и решился взять ребёнка, уже не возникает трудностей в его воспитании и сомнений?
- Трудности возникают всегда, и многие приемные родители не стесняются признаваться в них. Этим летом мы проводили выезд для наших приемных семей и приглашали одного из лучших психологов Московской школы приемных родителей «К новой семье», где наши приемные семьи прослушали лекцию на тему «Возвраты детей». В то время, пока их детки весело проводили время в играх, конкурсах и соревнованиях с волонтёрами нашего Воронежского благотворительного фонда «Милосердие», родители поделились друг с другом и с психологом своим опытом и трудностями.
Кстати, в нашем выезде участвовали приемные семьи наших прежних выпусков, которыми мы очень гордимся и любим. В этих семьях не один приёмный ребенок, а три, четыре, пять… и даже – десять. Это семьи, наполненные домашним теплом, любовью, миром и счастьем!
С приходом ребенка в семью у приемных родителей появляются не только новые заботы, но и много положительного опыта, а самое главное – появляется смысл жизни!
Текст опубликован в рамках проекта Гильдии аналитических журналистов
«Социальная ответственность как основа гражданского общества»
Автор текста Анастасия Лихачёва
Фотографии предоставлены Ольгой Мирейчик