Бывший тренер «Факела» Ташуев прокомментировал ничью с «Зенитом»

В ночь на 9 мая в Воронежской области ожидаются заморозки до -3 градусов

В первой половине дня следует проявить особую осторожность, отмечают астрологи.

«Факел» и «Зенит» назвали стартовые составы на матч 27‑го тура РПЛ

Жители 15 районов Воронежской области останутся без света на 2 дня

В Воронеже в ночь на 7 мая стартуют работы по замене асфальта

Первую книгу-хронику про СВО выпустил воронежский мобилизованный
 

Новый поезд в Крым запустят через Воронеж в конце мая

Воронеж не попал в список лучших городов России с высоким качеством жизни

Для купания в водохранилище Воронежа утвердили только три пляжа

В воронежском микрорайоне появилось граффити с персонажами культовых аниме Миядзаки

День обещает быть интересным: страстным, порывистым, вдохновляющим. 

Как развиваются СМИ на «новых» территориях РФ

В Воронеже Росприроднадзор ищет владельцев незаконной свалки

 

Улицы возле Центрального стадиона профсоюзов перекроют в Воронеже 6 мая

Опубликовано видео невероятного северного сияния в Воронежской области
 

День в целом комфортный и умиротворяющий, однако к вечеру не избежать хлопот.

На XII Медиафоруме раскроют механизмы маскировки применения биологического оружия

О заморозках до -5 в выходные предупредили воронежцев

В Воронежской области может находиться военнослужащий, самовольно оставивший часть

На XII Медиафоруме в Воронеже военкор НТВ раскроет изнанку своей профессии

Репетиция Парада Победы 4 мая состоится в Воронеже

Первая майская гроза в Воронежской области ожидается уже 2 мая

7 легковушек и 1 ПАЗик столкнулись у Центрального парка в Воронеже

Большая часть дня будет сложной, но во всем есть свои плюсы, уверяют астрологи.

Воронежцам напомнили о штрафах за несданную вовремя налоговую декларацию

Лучший бомбардир воронежского «Факела» из-за тяжелой травмы завершил сезон

Воронежцам показали проект поликлиники в Железнодорожном районе

В Воронеже концепцию парка «Танаис» архитектурная комиссия отправила на доработку

Ушедший из «Факела» Ташуев решил дела за сутки и готов работать

Интервью 25837

Художник Олег Савостюк: «Я почувствовал в митрополите великое духовное начало»

some alt text
88-летний московский художник Олег Савостюк привез в Воронеж выставку под названием «Париж». Олег Михайлович воронежцам известен в первую очередь как автор портрета Алексея Гордеева. Главная часть экспозиции располагается в художественной галерее «НЕФТА», остальные работы можно увидеть в Воронежском художественном училище.
 
 
 
В этот раз Олег Михайлович привез свои живописные работы, в основном ― парижские пейзажи, соединившие детские фантазии, окутанный романтизмом Нотр-дам и взгляд москвича. Хотя не обошлось и без парижанок, поразивших художника. О том, почему так вдохновляет Париж, часто ли он рисовал воронежцев и над какой картиной сейчас работает художник, Олег Михайлович рассказал 36on.ru.
 
 
«Стать героем моего портрета может далеко не каждый»
 
― Почему Париж?
 
― Как ни странно, Париж я начал рисовать с детства, не имея представления о том, что когда-то могу в нем оказаться. В то время думать о том, что кто-то из нас выедет за границу. У моих родителей была хорошая библиотека: то ли на меня повлияли книги с иллюстрациями, то ли репродукции французских художников, то ли еще что-то, но это создало некую отправную точку. Сложно объяснить почему, я рисовал Париж по-своему. Но, как оказалось, очень похоже.
 
― В экспозиции представлены в основном пейзажи, и всего лишь несколько портретов. Вам не нравится рисовать людей?
 
― Почему же, я писал француженок, но эти работы хранятся в частных коллекциях. И два портрета я привез на выставку в Воронеж: один в «НЕФТУ», другой можно увидеть в художественном училище. Я не часто выставляю портреты, потому что стать настоящим героем моего портрета может далеко не каждый.
 
― Что нужно сделать, чтобы вы захотели написать портрет того или иного человека?
 
― Что нужно сделать?..  Да как сказать. Для этого нужно обладать сходством со мной. Не внешним, конечно. Пока я не знаю человека, я не берусь за портрет. Я считаю, что нужны какие-то внутренние интриги, чтобы показать это сходство ― с моим настроением как художника. Еще важно, чтобы человек чуть вписывался в мою манеру живописи. У меня есть определенный ― не хочется говорить «прием» ― точка отсчета. Поэтому если человек вписывается в это, тогда он становится предметом изображения.
 
 
 
«Гордеев ― просто честный человек, который мучается своим делом»
 
― Часто политики «вписываются» в вашу манеру живописи?
 
― Не очень, хотя политиков я рисовал. Ленина, например. И считаю, что делал это совершенно искренне. Я вообще ни разу не рисовал ничего конъюнктурного. Плакаты с Лениным, кстати, у меня находятся во многих иностранных музеях, в частности в Лондоне, Токио, городах Болгарии. И в Третьяковской галерее. Но чаще я пишу деятелей культуры: Майю Плисецкую, Святослава Бэлзу, Юрия Григоровича и его жену Наташу Бессмертнову, Зураба Церетелли.
 
― Вы хорошо знаете Алексея Гордеева или он просто «вписался» в вашу манеру живописи?
 
― Я регулярно принимаю государственные экзамены в Воронежском художественном училище, приезжаю в Воронеж с выставками. Так получилось, что я сблизился с семьей губернатора. Естественно, на почве изобразительного искусства. Наши точки соприкосновения сошлись. Я почувствовал в Алексее Васильевиче того человека, руководителя, которого я представляю себе в роли спасителя России, фигурально выражаясь. Он просто честный человек, который мучается своим делом, преодолевает препятствия. Поэтому я решил написать его портрет. И Татьяны Александровны (Гордеевой ― прим. авт.) тоже. Еще одно обстоятельство, которое нас объединяет, выяснилось гораздо позже. Он закончил Московский институт инженеров транспорта, в котором я два года проучился. Потом бросил ― стал художником. Я считаю, все эти знакомства не случайны, они от Бога. Так что портрет я писал не ради конъюнктуры. Мне как художнику захотелось сделать это.
 
― Алексею Васильевичу портрет понравился?
 
― Я боялся, что он будет возражать против моей художественной трактовки. Я дрожал как осиновый лист, когда губернатор приехал смотреть на свой портрет. Точнее, я пригласил его, чтобы закончить картину, на что губернатор мне ответил: «Не трогайте больше ничего».
 
 
― Вы рисовали не с натуры?
 
― Таких людей загружать, заставлять их позировать ― не простое дело. Когда у него расписан каждый день по минутам. Да мне он и не нужен был: я уже сообразил, как все сделать. Я очень много наблюдал его, делал маленькие набросочки. И за то, что он и его жена приняли мое творчество, я был им очень благодарен. Знаете, это так редко в наше время. Это показывает их высокий культурный образовательный уровень.
 
 
«В русском государстве религия всегда шла рядом с политикой»
 
― Мне показалось, стиль, в котором выполнен Алексей Гордеев, имеет черты плакатности.
 
― Это скорее перекличка с нашим русским художником Кустодиевым, который использовал «декоративные» элементы. Хотя соглашусь, есть и плакатные черты: в жизни я много занимался этим жанром. В портрете Гордеева есть некая условность, которая выводит человека из бытового в символическое. А символ требует определенных художественных приемов. Иначе получится, что идет он по бульвару без шапки ― это смешно, так не бывает.
 
― Символ ― это Конституция в руках?
 
― В том числе. Конституция ― это символ государственности. Театр ― потому что Гордеев его фактически возобновил. Самолет ― потому что он летает на нем в Москву. Владимирский храм на заднем фоне ― потому что Алексей Васильевич очень много уделил внимания его восстановлению.
 
― Интересное сочетание светской власти и православия...
 
― Я считаю, в русском государстве религия всегда шла рядом с политикой. Есть некие незыблемые законы, тенденции, которые спасали всегда нашу Россию. Что Александр Невский, что Дмитрий Донской прежде всего поехали к Сергию Радонежскому, чтобы попросить благословения перед битвой. Даже Сталин в Великую Отечественную войну разрешил нашим офицеров ходить в церковь. Поэтому религия ― часть нашей жизни. Политика ― это хорошо, но без духовного начала жить нельзя.
 
 
― Вы человек воцерковленный?
 
― Я к религии отношусь как к жизненному кредо, а не как к догме: недаром Христос изгнал фарисеев из храма. Суть важнее внешних обстоятельств. И если я не хожу долго в церковь, это не значит, что я предал Бога. Я из старинной, патриархальной, религиозной семьи. У меня все были преданы вере, дружили со священниками, рискуя, между прочим, своим служебным положением. Крестили меня по-настоящему: месяца в два-три, а не в 93 года, как некоторых крестят сейчас.
 
 
«Это будет третий портрет значительных людей Воронежа»
 
― Вы писали когда-нибудь портреты других воронежцев?
 
― Братьев Бубновых ― воронежских бизнесменов.
 
― Почему вы выбрали их?
 
― Я с ними знаком хорошо. Я написал их на фоне старинного, дореволюционного Воронежа. Они все стоят в картузах, жилеточках, как раньше носили. Такой вот собирательный образ новых бизнесменов в неразрывной связи со стариной. Сейчас эта картина находится у них в частном собрании. Еще я писал художников училища: Ирину Токареву, Дмитрия Савенкова. Сейчас я работаю над портретом митрополита Сергия.
 
― Все-таки это не слухи?
 
― Нет, и портрет у меня почти готов, между прочим. Митрополит Сергий обещал мне попозировать, пока я здесь. Это будет третий портрет значительных людей Воронежа.
 
― Что вас объединяет с митрополитом?
 
― Я почувствовал в нем великое духовное начало. Я знаю о нем многое: это удивительно порядочный, умный, честный человек с очень большой культурой. Он очень хорошо разбирается в живописи в частности. И я хочу сделать его, конечно, тоже в своем стиле ― а этого он боится. Он думает, что я сейчас чего-нибудь «начудю». А это будет такой портрет, который будет и декоративно, то есть в художественном смысле, красивый.
 
― То есть портрет Митрополита будет уместен на экспозиции в музее?
 
― Надо, чтобы он сначала получился. Я не уверен, что портрет целиком ему понравится, потому что он сделан не в церковных, мной очень уважаемых традициях. Но я не могу по-другому писать. Поэтому если он пойдет на компромисс, то есть его представление как митрополита и мое как художника сойдутся, тогда получится идеальный вариант. Если его устроит, наверно, он возьмет к себе. Если картина понравится только мне как художнику, то тогда, наверно, выставлю ее в галерее. Но я никогда не обижаюсь, если кому-то не нравится написанный мной портрет: у каждого есть право принять или не принять мою работу.