Виновница жуткого ДТП, в котором погибла девушка, избежала колонии в Воронежской области
 

Женщине отрубило кисть на воронежском заводе
 

На воронежском кладбище обнаружили следы странного обряда

Желтый уровень погодной опасности сразу по двум критериям объявили в Воронежской области

В Воронеже может появиться бассейн с функцией волны для серфинга

В Воронеже парад Победы пройдёт без торжественного концерта

Воронежцы пожаловались на прошедший в городе «грязный» дождь

Над обвиняемым в убийстве двоих бойцов ЧВК «Вагнер» начался суд в Воронеже

Воронежцев предупредили о магнитных бурях, которые будут бушевать два дня

Электрика из Воронежа мошенники обманули почти на 2 млн рублей

Банду обнальщиков, обогатившихся на 20 млн рублей, задержала полиция в Воронеже
 

Густой туман накрыл Воронеж 24 апреля

В центре Воронежа перекроют улицы 25 апреля

Опоздавшая к рейсу семья из Россоши пыталась вернуть 255 тысяч рублей за билеты

Воронеж должен установить абсолютный температурный рекорд из-за аномального тепла в апреле

В пригороде Воронежа осколки сбитого беспилотника упали на СНТ: произошел пожар

Призывник из воронежской Бутурлиновки получил штраф за уклонение от военной службы

Воронежцев испугали похожие на взрывы громкие звуки

Бухгалтера управления физкультуры и спорта обвиняют в присвоении 6 млн рублей в Воронежской области

Жители домов в Железнодорожном районе Воронежа временно останутся без холодной воды

Трудовая инспекция начала свое расследование после смертельного пожара на воронежском заводе
 

Воронежцев эвакуировали из ТЦ «Галерея Чижова»

«Это портал?». Воронежцы поделились кадрами огромной ямы у парковки 

История об избиении 14-летней девочки в Воронеже дошла до Бастрыкина 

За год в Воронежской области сократилось количество крупного рогатого скота

20 пожарных расчетов борются с огнем на улице Солнечной в Воронеже

Большинство воронежцев не готовы отказаться от наличных

Воронежцы не могут добиться расселение признанного опасным для проживания векового деревянного дома

Синоптики рассказали о погоде в Воронеже на длинной рабочей неделе

Рок-фестиваль «Чернозём» может вернуться в Тамбов

Интервью 22243

Портал 36on и Иван Анчуков запускают совместный проект

some alt text
Воронежский городской портал 36on.ru запускает совместный проект с культовой для Воронежа фигурой — художником-карикатуристом Иваном Анчуковым. Иван Алексеевич будет по заданию редакции иллюстрировать новости и вести собственные рубрики.

 

Наверное, нет смысла представлять этого человека — кто не знает основателя воронежского клуба карикатуристов «Шедевр», организатора всесоюзных конкурсов карикатуры, автора нескольких тематических сборников карикатуры, учебника по карикатуре, основателя суперпопулярной в своё время «Газеты с улицы Лизюкова», создателя музея визуального юмора в торговом центре, иллюстратора афоризмов, изобретателя нового вида искусства — изопародий на стихи, обладателя порядка трёх десятков наград различных всесоюзных и международных конкурсов карикатур, лауреата премии «Золотой фонд Воронежской области», директора студии рекламного творчества и владельца небольшой типографии?

 

Запуск нового проекта — отличный повод поговорить с хорошим человеком. Мы встретились с Анчуковым в его квартире и расспросили про жизнь. Как начал рисовать, почему называет себя «ночным карикатуристом», как стал в этом деле профессионалом без отрыва от производства. Про пятничные посиделки в «Газете…». О том, как смотрят на карикатуру редакторы. Почему в России не выпускают альбомы карикатур, и почему Воронеж давно пора сделать столицей юмора. Наконец, почему любит «сидеть в уголочке, чтобы никто не трогал», и что хранит за диваном.

 

 

 

 

«Ночной карикатурист»

 

— Иван Алексеевич, как начали рисовать карикатуры?

 

— Я, как и миллионы жителей Советского Союза, любил журнал «Крокодил», с удовольствием рассматривал в нём рисунки и даже однажды попытался принять участие в конкурсе карикатур в журнале, но ничего интересного придумать не смог.

 

 

А чуть позже стала выходить серия сборников «Мастера советской карикатуры». Вся эта серия вот у меня на книжной полке. В предисловии каждого сборника рассказ о его авторе, о том какой он талантливый… И однажды, рассматривая очередной сборник, вижу, что меня обманули — карикатуры этого автора мне явно не понравились. И меня взяло зло: «Ну, неужели я так не смогу?!». И поставил себе цель — придумать 100 карикатур! Тогда я ошибочно считал, что рисовать я уже могу, оставалось только придумать сюжеты.

 

Пока все сто не придумал, за ручку не взялся.

 

— Как создавали свои первые работы?

 

— Я — ночной карикатурист.

 

Я рисовал, в основном, по ночам. Днём работал инженером на заводе, а вечером подрабатывал на лесопилке или разгружал вагоны — надо было содержать семью. И только поздно ночью мог заняться карикатурой.

 

— Что заставило ночью, когда уже нет никаких сил, браться за карандаш?

 

— Такая тяга была! Что заложено в тебе природой, пытается любыми силами вырваться наружу.

 

 

 

 

 

Свадебный подарок от «Литературки»

 

— Первый результат?

 

— Расскажу, как я опубликовал свою первую карикатуру. Началось с анекдота.

 

Послал я свои рисунки в «Литературную газету», по тем временам очень престижное издание, на которое подписаться было практически невозможно. Получаю ответ: «Уважаемый товарищ Анчуков, работы Ваши получили. К сожалению, они нам не подошли. Ждём Ваших новых работ».

 

Я потерял покой и сон!

 

Люди же написали: «Ждём». Это сейчас смешно. Но тогда я принял это за чистую монету.

 

Через какое-то время мне, наконец-то, приходит ответ, «…из присланных работ мы отобрали пять — они будут опубликованы в порядке внутриредакционного конкурса…».

 

Потом, когда я уже побывал непосредственно в редакции, я своими глазами увидел, что представляет собой этот конкурс — гора рисунков из которых только два-три попадали в газету. Но тогда я этого не знал и был уверен, что уже в следующем номере могу увидеть свои рисунки.

 

 

Но ни в следующем, ни последующих номерах «Литературки» моих работ не было. Посылаю в газету очередную порцию рисунков с припиской: «А нельзя ли хотя бы один рисунок опубликовать вне конкурса в качестве свадебного подарка?».

 

В субботу у меня свадьба, а в пятницу в газетном киоске я получил подарок.

 

Я женился уже будучи художником-карикатуристом!

 

А так как я им точные даты свадьбы не написал, они меня и в следующем номере напечатали! А потом уже я пошёл в «Коммуну» и «Молодой коммунар» и говорю: «Ребята, меня тут „Литературка“ печатает…». (Смеётся, — прим. 36on.ru.)

 

 

 

 

Тот самый Анчуков!

 

— Впечатления от первой публикации были удивительными: раскрыл газету со своим рисунком на столе, заложил руки за спину и стал ходить вокруг рассматривая страницу со всех сторон: «Анчуков! Вот так! Ага! Печатными буквами! А в скобочках „Воронеж“ — знай наших!». Потом вышел на улицу: навстречу народ спешит по своим делам и на меня ноль внимания. А мне хотелось им сказать: «Да вы посмотрите! Это же я — чей рисунок опубликовала сама „Литературка“! Не верите? Посмотрите сами, газета у меня с собой!». (Смеется, — прим. 36on.ru.)

 

Лет эдак через десять в выставочном зале на Кирова была моя персональная выставка. Слышу сзади женский голос: «Ах, какая прелесть!». Поворачиваюсь, чтобы получить медаль на грудь (Показывает: выпячивает вперёд грудь, делает довольное лицо, улыбается, — прим. 36on.ru.) И вижу: спиной ко мне стоит женщина, рассматривает диван. Параллельно с моей выставкой шла выставка мебели.

 

Был и такой случай: в поликлинике, услышав мою фамилию, какая-то бабуля воскликнула: «Это тот самый Анчуков? Ах, ты падла…», и т. д. Бабушка оказалась убеждённой коммунисткой и это была её реакция на мои карикатуры с Лениным в главной роли.

 

 

 

 

КГБ, не КГБ, а на всякий случай решил сбежать

 

— Часто браковали карикатуры?

 

— Сейчас практически нет. А раньше… Расскажу смешной случай. Когда только начал рисовать, я уже знал, что редактор всё не возьмёт, ему обязательно надо что-то отложить. И я научился подкладывать явно не проходные рисунки.

 

Я часто бывал в командировках в Москве от завода и не упускал случая походить по московским редакциям. Захожу в газету «Советская Россия». Рисунки взялся просмотреть зам.редактора. Первым в стопке был рисунок, подлежащий отбросу: ворота мясокомбината и над ними транспарант «Кто у нас не работает, тот не ест». Тогда именно так и было — мясо было только на мясокомбинатах.

 

 

— Ты совсем дурачок что ли? Ты что не знаешь, что в каждой редакции сидит представитель КГБ, и вот таких, как ты, выискивает?», — спрашивает он у меня.

 

— А что такого? Иду по Воронежу, вижу ворота…, — начал я под дурачка косить. Он продолжает:

 

— Так вот этот представитель КГБ — я! Что будем делать?

 

И видя моё смятение, успокоил:

 

— Я пошутил. Но ты понимаешь, что это опубликовать нельзя?

 

— Да, понимаю.

 

— Ну, тогда подари мне этот рисунок.

 

— Да пожалуйста.

 

И в этот момент его вызывают куда-то. Я остаюсь его ждать. Но как только он ушёл, я собрал все свои карикатуры, на обороте которых был указан мой домашний адрес, и ушёл, а точнее, смылся. Я представляю, как он хохотал, когда вернулся: меня нет, рисунков тоже.

 

 

 

 

«В редакцию я научился приходить к двум»

 

— А как приняли решение уйти с завода?

 

— Я всю жизнь мечтал работать в газете. Считал сотрудников газеты небожителями. Но мне в «Коммуне» сказали так: «От нас не уходят, от нас выносят вперёд ногами. Жди». А потом мне повезло: художник из «Воронежской недели» нашёл себе работу в Москве. Мне позвонили: «Беги быстрее!». И я побежал…

 

А сбегал я тогда с должности начальника цеха завода «Процессор». Дома скандал. Жена: «Люди всю жизнь стремятся достичь такой должности, а ты в художники! Сколько будешь получать?».

 

Она зря волновалась. Моему предшественнику в газете, ввиду маленького оклада, доплачивали с помощью приписок (зарплата состояла из оклада и гонорара). А по поводу меня редактор вскоре поднял вопрос, что, мол, не порядок, когда художник вдруг стал получать больше, чем журналист. А я работал строго по расценкам, которые были в газете до меня. Просто работал много и с выдумкой.

 

За рисунок тогда платили 3 рубля 60 копеек. Добавляешь две копейки и вот тебе бутылка водки. В центральных газетах платили на десять рублей больше. За иллюстрации к книжке в Центрально-Чернозёмном книжном издательстве могли заплатить гонорар в два-три раза превышающий мой оклад инженера. И я часто шутил дома, что, мол, сморим телевизор, который я «нарисовал» и диван, на котором сидим, я тоже «нарисовал».

 

И решил мне редактор «Коммуны» уменьшить заработную плату.

 

Так как я до этого был начальником цеха на заводе, то знал всю сложную процедуру изменения расценок и довёл её до редактора (не журналиста, а партийного назначенца). Он понял, что одним своим распоряжением он не обойдётся и просто махнул рукой на меня и мою зарплату.

 

В первый свой рабочий день я, по заводской привычке, боялся опоздать. Но в газете за этим не было контроля, и я вскоре научился приходить к двум, быстро делать основную работу, дополнительную, и быть свободным, как птица.

 


Рабочее место художника в газете «Коммуна»

 

Я был свободным человеком!

 

У меня не болела голова о том, что, где, и как, я ни за кого не отвечал.

 

Но потом, из-за своей активности и грянувшей перестройки, я организовал «Газету с улицы Лизюкова», типографию… И началось всё по новой.

 

 

 

 

«Газета с улицы Лизюкова»: как это было

 

«Газета с улицы Лизюкова» пользовалась бешеной популярностью. Это было уникальное во всех смыслах издание. Тиражи были такие, что завидовали все журналисты в Воронеже. Число подписчиков неуклонно росло.

 

Газета стала предтечей интернет-форумов и соцсетей: из номера в номер на 30–40 страницах (!) формата А3 публиковалось общение молодёжи.

 

Однажды Анчуков объявил конкурс — нужно было придумать самое смешное объявление в газету. Победителей он пригласил в редакцию и пошли «пятничные посиделки»…

 

— Я набрал талантливую команду буквально с улицы, чтобы с помощью мозгового штурма создавать креативную рекламу не по заданию конкретной фирмы, а на опережение — предлагать свои идеи тем фирмам, реклама которых, на мой взгляд, была никакой. Думал, нам будут говорить: «Молодцы, здорово! Покупаем!».

 

Каждая посиделка приносила нам минимум одну гениальную, три-четыре отличных и штук десять хороших идей. Творческий потенциал группы был огромным, но оказалось, что воронежскому рынку рекламы мы были не нужны.

 

 

Пример разработок «Пятничных посиделок». Водка, изображенная на плакате, уже не производится и завод закрыт

 

Захожу, к примеру, к директору охранной фирмы «Барс» и предлагаю пари: «Я Вам произношу рекламный слоган для Вашей фирмы, а Вы сами, подчёркиваю, сами должны сказать, что лучше придумать невозможно. Если скажете, что можно — я проиграл». Он согласился. «Бережённого Барс бережёт», — выложил я и выиграл пари.

 

Но слоган у меня не купили, директор сказал, что и без креативной рекламы у него достаточно клиентов.

 

В штате редакции не было ни одного сотрудника с журналистским образованием, но зато на разных должностях было 5 (!) карикатуристов. Они постоянно что-то изобретали. Все учились друг у друга. Был драйв, масса новаций.

 

Анчуков собрал вокруг себя огромное количество талантливых людей. Сегодня практически все сотрудники «Газеты с улицы Лизюкова» работают в Москве. Это самый популярный сегодня карикатурист в России Сергей Ёлкин, признанный лучшим журналистом года «Комсомольской правды» Александр Мешков, уже много лет незаменимый дизайнер все в той же «Комсомолке» Дима Полухин…

 

— Как-то в Москве я зашёл в редакцию журнала «Фас» со своими карикатурами (его издавал тогда ещё молодой Михаил Леонтьев). Меня встретили как дорогого гостя. Оказывается, я подготовил для них целых пять ценных сотрудников.

 

Неожиданно газета стала терять тиражи, что-то пошло не так. В итоге Анчуков оставил газету.

 

— Что произошло?

 

— Причин несколько. И одна из них — недооценил конкурентов, считал, что мы оторвались от них по технологии далеко. Ребят, которые начинали делать «Камелот» я лично обучал делать газету, приглашал к себе в редакцию, рассказывал, показывал… А другой конкурент «Ва-Банкъ» выписал из Москвы команду чёрных пиарщиков с заданием убить «Газету с улицы Лизюкова». С заданием они справились блестяще. Не вдаваясь в подробности их операции, я снимаю шляпу перед их креативом.

 

А основная причина, наверное, была в том, что по ночам я рисовал карикатуры вместо того, чтобы думать о газете.

 

 

 

 

Секреты мастерства: «Я только ретранслятор»

 

— Как появляются карикатуры?

 

— Темы к ним я беру там же, где композиторы мелодии, а поэты стихи. Для тех, кто занимается творчеством, принцип один и тот же — мы сами всё это не придумываем, всё это приходит к нам из информационного поля. Я только ретранслятор.

 

По молодости лет я ложился спать с блокнотом и карандашом: записывал, не открывая глаз, идеи к карикатурам, которые приходили мне во сне. Если же утром я не мог расшифровать какую-либо ночную каракулю в блокноте, то эта мысль от меня уходила навсегда. Недаром же говорят, что идеи летают в воздухе, залетая в ту или иную голову. И если она не задержалась у меня в голове, то она рано или поздно появится в другом месте.

 

Я верю, что Менделееву приснилась его знаменитая таблица. В своё время, учась заочно в математической школе при университете, я решил присланную задачу во сне. До этого, в течение двух дней, ни моя учительница по математике, ни я не смогли её одолеть.

 

В Воронеже я случайно зашёл на курсы ТРИЗ «Теории решения изобретательских задач». Там учат делать изобретения. Оказывается, есть законы, которые облегчают этот путь. И я с удивлением обнаружил, что всю жизнь придумывал карикатуры следуя этим законам, не зная об их существовании.

 

Карикатура и изобретение — это почти одно и то же. На основании этого открытия я написал учебник по карикатуре.

 


Детская школа карикатуры. Анчуков объясняет своим ученикам принцип построения схемы Иссикавы — одного из приёмов ТРИЗ.

 

— Есть ли темы, на которые вам не хочется делать карикатуры?

 

— Нет, я профессионал. Я могу делать рисунки на любые темы. Беда редакторов многих изданий в том, что они не воспринимают карикатуру, как универсальное иллюстративное средство и считают, что карикатура предназначена для иллюстрирования только текстов типа фельетона. Скажу так — чем сложнее текст, тем интереснее мне с ним работать.

 

— Каково быть карикатуристом в Воронеже?

 

— В Воронеже хорошая школа карикатуры с давнишней историей. После Москвы и Питера мы на почётном третьем месте. К примеру, по пути в Москву первого карикатуриста вы можете встретить только уже в самой Москве и то он может оказаться Сергеем Ёлкиным — бывшим редактором «Газеты с улицы Лизюкова». Раньше были центры скопления карикатуристов в Сибири (Омск, Челябинск, Новосибирск) и очень сильной была (и есть) украинская школа.

 

Наш клуб карикатуристов «Шедевр», который я тогда возглавлял, провёл несколько всесоюзных конкурсов карикатуры. Мы по всем пунктам обошли Одессу и Москву. По количеству художников-участников, по количеству работ представленных на конкурс, величине призового фонда, по уровню организации встречи гостей и профессионализму жюри. Наша система оценки была признана лучшей. Потом её стали внедрять на других конкурсах.

 


Воронежский клуб карикатуристов. 1987 год.

 

А когда одна из первых наших выставок в выставочном зале Союза художников на улице Кирова принесла доход, превышающий совокупный доход от всех выставок за год, меня Союз художников наградил мастерской.

 

— Вы написали «Учебник по карикатуре», издали несколько других книг. А как в целом обстоят дела в России с книгами по карикатуре?

 

— Книги по карикатуре у нас в стране сейчас практически не издают! Да и в мире не так уж и много, но один-два томика с карикатурами мне удаётся купить, где бы я ни был. С комиксами дело обстоит лучше. В Париже, к примеру, я набрёл на огромный книжный магазин в четыре этажа — и всё одни комиксы! Комиксы пока у нас не прижились, но ЕГЭ в школах скоро сделает своё дело.

 

 

Я бываю практически на каждой книжной ярмарке в Москве, и обратил внимание, одно питерское издательство ежегодно переиздаёт одни и те же альбомы карикатур — Кукриниксов, Жана Эфеля и Бидструпа. Первые сильно устарели так как рисовали в основном на политическую тематику, а вторые двое не плохие, но не лучшие представители западной карикатуры. В советское время они были хорошо известны нашим читателям из-за симпатий к коммунистической идеологии. Я спросил у издателей: «А вы других фамилий карикатуристов не знаете?», «А зачем? У нас эти неплохо идут».

 

Аналогичный случай. Когда я начал занимался живописью, мне захотелось посмотреть, что делают современные художники. Естественно, я пошёл по книжным магазинам и не нашёл там ни одной нужной мне книги. На той же книжной ярмарке подхожу к другому издателю: «Почему не издаёте альбомы современных художников?». А он отвечает: «Если я издам, к примеру, Анчукова, а он не пойдёт — я потерплю убытки. А Малевич рано или поздно уйдёт весь на сувениры». Вот и весь секрет.

 

 

 

 

«У меня есть идея превратить Воронеж в центр юмора»

 

— Вы создали музей визуального юмора. Какова его судьба?

 

— Когда я обратился к директору торгового центра с предложением создать музей, идея нашла поддержку, и мне бесплатно выделили шикарный лестничный пролёт в четыре этажа. Экспозиция получилась отличной, но завелась какая-то сволочь и начала регулярно красть работы. Пришлось всё в срочном порядке упрощать: убирать оригиналы в рамках, а вместо них клеить на стену копии. Весь шарм ушёл.

 

Для возрождения и развития этого музея нужна для начала самая малость — установить охрану. И администрация пошла бы на эти расходы если бы музей приводил к ним дополнительных посетителей. Но Вы же не назовёте в этом интервью название торгового центра, который приютил мой музей — нельзя, это уже по закону будет считаться рекламой, за которую надо платить или мне, или торговому центру. И было много публикаций о музее, но все они были одного содержания: «Пойди туда — не скажу куда и посмотри на чудный музей». Смешно. А я лично приглашал заглянуть туда руководителей управлений культуры и города и области, с целью оценить объект на предмет включения его в туристический маршрут города. Но, увы. Они до сих предпочитают проводить время на заседаниях по улучшению туристической привлекательности города и области.

 


Музей

 

У меня есть идея превратить Воронеж в центр юмора.

 

Два года подряд лауреатами конкурса «Литературной газеты» «Золотой телёнок» становились мои друзья, писатели-юмористы Виталий Будённый (как писатель родился на пятничных посиделках) и Александр Мешков (бывший редактор журнала «Анекдоты с улицы Лизюкова»). А в советское время писатель и поэт Евгений Новичихин был лауреатом премии «Золотые вилы» в журнале «Крокодил». А сам журнал несколько лет возглавлял наш земляк, писатель и бывший редактор «Молодого коммунара» Евгений Дубровин. Приводить факты в пользу Воронежа в пока не существующей борьбе за звание российской столицы юмора я могу ещё долго.

 

Есть у меня концепция создания в Воронеже музея истории города через призму юмора, с учётом того, что музей должен быть не только самоокупаемым, но приносить нашему городу прибыль и информационную известность. Свои соображения вкратце я публиковал в «Воронежском телеграфе». Пока тишина, но рано или поздно эта идея окажется востребованной. Я даже специально ездил в Болгарию знакомиться с работой всемирно известного музея юмора в Габрово.

 


Габрово. У входа в музей юмора.

 

 

 

Сидеть в уголочке, чтобы никто не трогал

 

— Вы упоминали Францию. Часто бываете за границей?

 

— Да, в Париже был несколько раз. И в Барселоне  неоднократно. С семьёй снимали там квартиру и жили дней по десять, знакомясь с городом с помощью собственных глаз, а не туристического гида. Был в Бельгии на открытии выставки карикатуры, где меня наградили серебряной медалью. Причём ездил с персональным переводчиком — со старшей дочкой, отлично владеющей английским.

 

Но я недавно сказал себе и жене, что больше не хочу никуда ездить. Для меня это утомительно и не интересно. Я уже убедился, что они там живут лучше, я им искренне уже позавидовал, но, увы, мне суждено жить в России, в прекрасном городе Воронеже. Меня сюда неудержимо тянет из любой точки земного шара. У меня тут есть свой любимый уголок с книжными полками, с письменным столом, со стопкой чистой бумаги и с компьютером. Я люблю сидеть в уголочке, чтобы меня никто не трогал, и работать. Я отошёл от своих «великих» производственных дел и теперь могу рисовать свои карикатурки при свете дня, не дожидаясь ночи.

 

 

P.S. Когда интервью уже подошло к концу, Анчуков вдруг отодвинул диван и достал… «Чёрные квадраты Ивана Анчукова»! Да, у него их, как и у Малевича, тоже несколько. У Анчукова даже больше — девять. У каждого своё название: «Чужая душа», «Уходя, гасите свет», «Фрагмент белых трусов тракториста Иванова» и др. «Я их сделал к одной из своих персональных выставок в качестве пародий на современное искусство, потом они висели у меня в музее, а теперь вот я прячу их под диваном», — добавил напоследок художник.

 

 

 

Фото из личного архива Ивана Анчукова и автора