О фейках про «новый смертельно опасный вирус» рассказали воронежцам

В Воронежской области установили прожиточный минимум на 2026 год

400 миллионов, выделенных на строительство ливнёвок в Воронеже, утекли в неизвестность
 

Увеличат зарплаты по перерасчету с 1 июля педагогам и работникам муниципальных детсадов в Воронеже

Сегодня не стоит браться за ответственные дела. Да, есть шанс прослыть лентяем, но иначе все серьезные начинания обернутся крахом

Медианная зарплата превысила 72 тысячи в Воронежской области

Овощи подорожали, но подешевела водка в Воронежской области

Совфед одобрил кандидатуру Валерия Войнова на пост прокурора Воронежской области: что о нём известно

На 150 млн подешевела акваферма по разведению раков под Воронежем

В Воронежской области не допустили в продажу более 2 тысяч тонн опасного мяса и субпродуктов

 

Самая короткая за два десятилетия рабочая зима ждет воронежцев

Сегодня лучше обойтись без сложных стратегий, выбирайте самый простой вариант, тогда вам улыбнется удача

Суд оставил в СИЗО подростка, убившего мать и взорвавшего квартиру в Нововоронеже

Подпольный цех по незаконному производству сигарет накрыли в Воронежской области

Стало известно, кто станет новым прокурором Воронежской области

В мэрии Воронежа напомнили о завершении сезона работы летних веранд

Отделы ЗАГС переименовали в Воронежской области

В Воронежской области провалился аукцион на реставрацию дворца Ольденбургских

Сегодняшний день абсолютно не подходит для выяснения отношений, однако, увы, соблазн проявить собственничество будет крайне велик.

Тепло, пасмурно и туманно: воронежцам рассказали о погоде в выходные

Воронежские пенсионеры ринулись на рынок труда: какие вакансии им доступны и сколько им готовы платить

Глава СК заинтересовался информацией о жутком состоянии больницы под Воронежем

Атакованную беспилотниками градирню Нововоронежской АЭС отремонтировали

Николая Савруна освободили от должности прокурора Воронежской области

56 пешеходов погибли на дорогах Воронежской области с начала года

Обломки одного из девяти сбитых БПЛА повредили крышу склада в пригороде Воронежа

Главное сегодня – не спугнуть удачу. Именно в этот день она, увы, будет легко выпархивать из рук

Двое детей пропали на прошедшей неделе в Воронежской области

Стало известно, какую сумму воронежский "Факел" платит за игры на новом стадионе

Глава СК РФ Бастрыкин в очередной раз взял на контроль дело о расселении аварийных домов на левом берегу Воронежа

Интервью

Актёры из Москвы в Воронеже: «Нам уже не интересно материться со сцены»

Оба актёра играли в трёх спектаклях детского фестиваля «Большая перемена», который в эти дни идёт в Воронеже. Это спектакль «Копы в огне» (читайте о нём в материале Анастасии Сармы), «Страшная месть» по Гоголю и «Царевна-лягушка».
 
— Сначала про «Копов в огне»: как появилась идея сделать из взрослого спектакль детский? Ведь обычно происходит наоборот.
 
Алексей Розин (в спектакле «Копы в огне» играет копа Яблонски):
 
— С 1 июня действует закон о запрете ненормативной лексики в произведениях искусства. А в нашем спектакле было очень много мата. Мы его убрали. Такие вещи, как, например, наркотики, заменили на «джо-молекулу», чтобы не смущать детей. При этом взрослым всё понятно. Сам сюжет остался прежним, кардинально мы ничего не изменили.
 
— Спектакль останется «взрослым»? Или этот эксперимент ограничится рамками фестиваля «Большая перемена»?
 
Илья Барабанов (в спектакле «Джигурдаморис»):
 
— Детям до 14 лет не имеет смысла на него ходить. Мне кажется, обычным  «спектаклем для детей», он не станет.
 
 
— Понятно, это просто новый закон так на вас подействовал.
 
Илья Барабанов:
 
— На самом деле, и у нас тоже назревало. Мы стали взрослеть, и нам стало резать слух. Понятно, когда в песне есть это слово и оно зарифмовано, его трудно выкинуть. Но когда в речи, это  грязь.
 
Алексей Розин:
 
— Детям этот спектакль тоже должен быть интересен: в сюжете заложен эпос.
 
 
 
— Я смотрела интервью создателей спектакля с Минаевым. Они рассказали, что спектакль во всех городах принимают очень хорошо. Однако в Сочи была гробовая тишина.
 
Алексей Розин:
 
— Ну, Сочи вообще своеобразный город. 
 
— В Воронеже в зале было много детей. Как вам реакция зала?
 
Алексей Розин:
 
— Вчера был прекрасный приём. Нас давно не встречали таким количеством аплодисментов: хлопали после каждого трека, после каждого номера.
 
На следующий день артисты «Копов в огне» разъехались, а Барабанов и Розин остались, чтобы показать воронежцам совершенно другую постановку — спектакль мастерской сторителлинга Центра имени Вс. Мейерхольда «Страшная месть» (это вторая повесть из второй части цикла «Вечера на хуторе близ Диканьки» Гоголя).
 
Сторителлинг — искусство увлекательно рассказывать истории. Это синтез сказительства, баек у костра, стендапа.
 
Само название состоит из английских слов story (рассказ) и tell (говорить), поэтому стиль игры предполагает повествование. Для России этот жанр новый. Первая школа сторитреллинга появилась в Екатеринбурге в 2012 году. Артисты Центра Мейерхольда обучались ему под руководством Елены Новиковой у датчанина Йеспера Андерсена.  
 
В Воронеже в рамках фестиваля «Большая перемена» проходит мастер-класс по сторителлингу (итогом будет готовый спектакль, который покажут 5 ноября в главном корпусе Академии искусств на проспекте Революции) и показывают сразу два спектакля («Страшная месть» и «Царевна Лягушка»).
 
 
Пересказ в Воронеже «Страшной мести» выглядел так.
 
Два  мужика в майках, кедах и с бородами, вышли к зрителям. Те сидели на обыкновенных офисных стульях. У Барабанова и Розина они тоже были — по одному на каждого. Вот и весь реквизит. Плюс магнитофон с музыкой, «для погружения в атмосферу».

— Уважаемые зрители, мы хотим рассказать вам историю, но сначала вы должны погрузиться в атмосферу, — сказал Илья и нажал «плэй».
Звучит «Там вдали за рекой» —  популярная советская песня о сражении отряда будённовских войск в ходе Гражданской войны. Сторителлинг тем и хорош, что позволяет вытворять (в хорошем смысле) такие штуки: сочетать текст Гоголя с советской песней.
 
 
 
 
— Ну, что? Погрузились? Тогда мы сейчас расскажем вам историю, — говорят актёры. Пересказ Гоголя напомнил мне, как я сама общаюсь с друзьями в Фейсбуке, при встрече. Вот как это было «на сцене»:
— Однажды на пороге появляется отец Катерины, хотя они не искали его, объявления не развешивали…
 
— Катерина говорит: «Я сердцем чувствую». Ну, в те времена это был железный аргумент.
 
— Поехали они по Днепру в Киев. Ну, как они ехали, в книжке прочитаете (актёры усаживаются на офисные стулья и имитируют греблю, — прим 36on.ru) .
 
— В те времена люди с нечистью встречались часто, и потому знали, как с ней себя вести.
Посмотрите на видео, как это было:
 
 
Когда спектакль закончился, я задала актёрам несколько вопросов.
 
— Почему вы выбрали именно «Страшную месть»?
Илья Барабанов:
 
— Нам просто нравится эта вещь. В сторителлинге у тебя, прежде всего, должна возникнуть потребность что-то рассказать, чем-то поделиться. Чем? У тебя должно что-то внутри созреть.
 
 
 
— В этом жанре можно пересказывать только классику или любое произведение?
 
Алексей Розин:

— А в этом жанре вообще нет произведений. Это мы пошли таким ходом, что за основу взяли литературный текст. Этот текст не самый известный. Но тут приключения, экшены, — нам понравилось.  
 
Илья Барабанов:
 
— Это не совсем пересказ. Это наше видение. Если прочитать оригинал, то там нет некоторых наших сцен, события стоят в другом хронологическом порядке. Мы пишем свою пьесу, это творческий процесс.
 
 
 
 
— Как создаётся текст для такого спектакля?
 
Илья Барабанов:
 
— Сначала мы записываем друг друга на диктофон. Пишем любую ерунду. Потом  отметаем всё лишнее. А потом создаётся художественный текст. На ходу. Он обязательно проверяется на людях. Лучше это делать на своих знакомых и друзьях. У нас была лаборатория сторителлинга, и поэтому мы проверяли свои тексты друг на друге. Потом ты понимаешь, что надо убрать, что —  сократить, что по-другому показать. И потом от выступления к выступлению текст оттачивается. Мы постоянно что-то меняем — это «живой» материал. Если пошёл кураж, мы по ходу можем импровизировать. Но основа, текст, от которого мы отталкиваемся, сохраняется.
 
— То есть вы, как и в традиционном театре, учите текст перед выходом.
 
Алексей Розин:
 
— Да, конечно. Хотя я давно в него не заглядывал. Когда открываю, обнаруживаю массу  сюрпризов. Много вещей написаны намного ровнее и интереснее, чем то, как мы показываем.
 
Илья Барабанов:
 
— Но не живее. Там более литературный слог.
 
 
 
 
— Вам в каком жанре интереснее работать? В традиционном или в таком, как сторителлинг?
 
Илья Барабанов:
 
— Нам и то, и другое интересно. В сторителлинге интересен контакт со зрителем. Здесь не может быть такого, как на сцене, когда ты в костюме, горит свет, и ты не видишь зрителей. В традиционном театре более жёсткие рамки, хотя и там мы позволяем себе различные импровизации.  Тут же очень важно общаться, видеть глаза. Да, в какие-то моменты мы начинаем включаем «четвёртую силу» по обыкновенным правилам театра. Но, вообще, мы рассказываем.
 
Алексей Розин:
 
— Да, нельзя сказать, где интереснее. Это разные инструменты взаимодействия со зрителем и разные ощущения.
 
— Я ожидала, что вы будете выдёргивать кого-то из зала и вовлекать в действие, но этого не произошло.
 
Илья Барабанов:
 
— Есть и такие сторителлиры, но мы так не делаем. Не потому что не хотим. Конкретно в этой истории мы не нашли моментов, когда можно задействовать зрителя.
 
Алексей Розин:
 
— Я недавно смотрел выступление какого-то шотландского маэстро.  Он пожилой такой, с пузом, всё время потел. Ходил, что-то рассказывал. И вдруг подходит к девушке в зале, поднимает свою футболку и надевает ей на голову. Ну, это было…  я не знаю. И такие бывают «интерактивы».
 
 
 
 
— Как вы думаете, сторителлинг «пойдёт в массы»?
                                                                                                                             
Алексей Розин:
 
— Этот жанр используется не только в театре, но и в бизнесе, который пытается искать какие-то нестандартные решения. И в этом смысле сторителлинг — модное явление.
 
— А театру это зачем понадобилось?
 
Алексей Розин:
 
— А театру тоже надо идти вперёд.
 
Илья Барабанов:
 
— Да нет, скорее, это актёрам понравилось.
 
 
 
— Возможно, больший контакт со зрителем понравился?
Алексей Розин:
 
— Ты как актёр становишься полностью независим от того, дали тебе роль или нет.
 
Илья Барабанов:
 
— Ты сам себе и драматург, и режиссёр, и актёр.
 
Алексей Розин:
 
— С другой стороны, большому академическому театру это тоже нужно. Он сейчас испытывает сложности в этом отношении.
 
Илья Барабанов:
 
— Но я не могу представить, чтобы в большом театре ты вышел и так стал бы общаться со зрителем. Это камерный, клубный формат. Те, кто сидит на задних рядах, вообще ничего не получают, потому что нет такого контакта, как с теми, кто на первых.
 
Алексей Розин:
 
— Что такое сторителлинг? Это искусство рассказывать истории. Ещё, наверное, пещерные люди сидели у костров и рассказывали.      
 
Илья Барабанов:
 
— В сторителлинге главное, чтобы включилось ваше воображение. У вас должна возникнуть картинка. Мы-то ничего не показываем, мы только рассказываем.
 
 
Алексей Розин:
 
— Я помню, у меня так в детстве было, когда только начали появляться видеомагнитофоны, и те, кто видел, приходил и рассказывал: «А он как выскочит!». Я так «посмотрел» много фильмов. С Джеки Чаном, например.
 
Илья Барабанов:
 
— Я так первый раз «смотрел» про Фредди Крюгера. Мы потом играли в него, делали из перчаток и пластиковых бутылок когти, хотя сам фильм я тогда ещё не видел.
 
Фото Юлии Репринцевой и Андрея Парфёнова