Названо число регистраций брака в зеркальную дату 25 декабря в Воронеже

В Воронеже спасли котенка, который застрял в вентиляции на Московском проспекте

В 2026 году в Воронеже планируют начать ремонт еще одного общежития ВГТУ

ВСУ пытались ударить дронами по химическому предприятию в Россоши

Воронежцы попросили мэра спасти застрявшего в вентиляции многоэтажки котенка

В Воронеже восстановить поврежденную при атаке ВСУ многоэтажку планируют за месяц

Оно будет ощущаться буквально в воздухе, ваша главная задача сегодня – не отвечать негативными эмоциями на негативные

Без Fan ID и РПЛ выросла посещаемость домашних игр воронежского «Факела»

Названо число воронежских районов, атакованных украинскими БПЛА
 

Украинский агент Луфи рассказала на камеру о подготовке терактов в Воронеже

После проверки прокуратурой уволен осужденный за взяточничество завлабораторией ВГАУ

Сбиты семь БПЛА и одна скоростная воздушная цель: губернатор рассказал о последствиях атаки на Воронежскую область

Сегодня будет очень много энергии, как всегда, нужно найти для нее правильное русло

Бюджет Воронежа с дефицитом в 592 млн рублей приняла гордума в первом чтении
 

Дело о клевете на депутата Госдумы РФ Андрея Маркова рассмотрит суд в Воронеже

В Воронеже на свободу через полмесяца может выйти экс-ректор ВГТУ

«Факел» получил 5 млн рублей призовых за участие в Кубке России

В Воронеже цены на такси улетели в космос после первого декабрьского снегопада

В Воронеже бывшему учителю физкультуры предъявили обвинение в развращении школьниц

Сегодня большинство из нас будут пребывать во власти иллюзий. Если вы не врач, ученый или приверженец делать все в срок и правильно – уход в мир мечтаний не повредит
 

Семилетняя девочка из Лисок стала Мини-Мисс России

Названа сумма кубковых призовых воронежского «Факела»

В Воронеже после массовых жалоб школьников задержали учителя-педофила

В Воронеже избившую годовалого сына молодую мать пытаются лишить родительских прав

Сегодня стоит устроить генеральную чистку: себя, своего окружения, домашнего или рабочего беспорядка. Словом, уберите старое и освободите место для нового

Мокрый снег и дожди пообещали синоптики воронежцам на новой неделе

Гороскоп на 8 декабря: благоприятный день для творчества

В Воронежской области в ночь на 8 декабря сбили четыре беспилотника: люди не пострадали

Воронеж вошёл в топ городов-любителей кофе

Воронежский «Буран» уступил самарскому ЦСК ВВС со счетом 0:1

Интервью

Актёры из Москвы в Воронеже: «Нам уже не интересно материться со сцены»

Оба актёра играли в трёх спектаклях детского фестиваля «Большая перемена», который в эти дни идёт в Воронеже. Это спектакль «Копы в огне» (читайте о нём в материале Анастасии Сармы), «Страшная месть» по Гоголю и «Царевна-лягушка».
 
— Сначала про «Копов в огне»: как появилась идея сделать из взрослого спектакль детский? Ведь обычно происходит наоборот.
 
Алексей Розин (в спектакле «Копы в огне» играет копа Яблонски):
 
— С 1 июня действует закон о запрете ненормативной лексики в произведениях искусства. А в нашем спектакле было очень много мата. Мы его убрали. Такие вещи, как, например, наркотики, заменили на «джо-молекулу», чтобы не смущать детей. При этом взрослым всё понятно. Сам сюжет остался прежним, кардинально мы ничего не изменили.
 
— Спектакль останется «взрослым»? Или этот эксперимент ограничится рамками фестиваля «Большая перемена»?
 
Илья Барабанов (в спектакле «Джигурдаморис»):
 
— Детям до 14 лет не имеет смысла на него ходить. Мне кажется, обычным  «спектаклем для детей», он не станет.
 
 
— Понятно, это просто новый закон так на вас подействовал.
 
Илья Барабанов:
 
— На самом деле, и у нас тоже назревало. Мы стали взрослеть, и нам стало резать слух. Понятно, когда в песне есть это слово и оно зарифмовано, его трудно выкинуть. Но когда в речи, это  грязь.
 
Алексей Розин:
 
— Детям этот спектакль тоже должен быть интересен: в сюжете заложен эпос.
 
 
 
— Я смотрела интервью создателей спектакля с Минаевым. Они рассказали, что спектакль во всех городах принимают очень хорошо. Однако в Сочи была гробовая тишина.
 
Алексей Розин:
 
— Ну, Сочи вообще своеобразный город. 
 
— В Воронеже в зале было много детей. Как вам реакция зала?
 
Алексей Розин:
 
— Вчера был прекрасный приём. Нас давно не встречали таким количеством аплодисментов: хлопали после каждого трека, после каждого номера.
 
На следующий день артисты «Копов в огне» разъехались, а Барабанов и Розин остались, чтобы показать воронежцам совершенно другую постановку — спектакль мастерской сторителлинга Центра имени Вс. Мейерхольда «Страшная месть» (это вторая повесть из второй части цикла «Вечера на хуторе близ Диканьки» Гоголя).
 
Сторителлинг — искусство увлекательно рассказывать истории. Это синтез сказительства, баек у костра, стендапа.
 
Само название состоит из английских слов story (рассказ) и tell (говорить), поэтому стиль игры предполагает повествование. Для России этот жанр новый. Первая школа сторитреллинга появилась в Екатеринбурге в 2012 году. Артисты Центра Мейерхольда обучались ему под руководством Елены Новиковой у датчанина Йеспера Андерсена.  
 
В Воронеже в рамках фестиваля «Большая перемена» проходит мастер-класс по сторителлингу (итогом будет готовый спектакль, который покажут 5 ноября в главном корпусе Академии искусств на проспекте Революции) и показывают сразу два спектакля («Страшная месть» и «Царевна Лягушка»).
 
 
Пересказ в Воронеже «Страшной мести» выглядел так.
 
Два  мужика в майках, кедах и с бородами, вышли к зрителям. Те сидели на обыкновенных офисных стульях. У Барабанова и Розина они тоже были — по одному на каждого. Вот и весь реквизит. Плюс магнитофон с музыкой, «для погружения в атмосферу».

— Уважаемые зрители, мы хотим рассказать вам историю, но сначала вы должны погрузиться в атмосферу, — сказал Илья и нажал «плэй».
Звучит «Там вдали за рекой» —  популярная советская песня о сражении отряда будённовских войск в ходе Гражданской войны. Сторителлинг тем и хорош, что позволяет вытворять (в хорошем смысле) такие штуки: сочетать текст Гоголя с советской песней.
 
 
 
 
— Ну, что? Погрузились? Тогда мы сейчас расскажем вам историю, — говорят актёры. Пересказ Гоголя напомнил мне, как я сама общаюсь с друзьями в Фейсбуке, при встрече. Вот как это было «на сцене»:
— Однажды на пороге появляется отец Катерины, хотя они не искали его, объявления не развешивали…
 
— Катерина говорит: «Я сердцем чувствую». Ну, в те времена это был железный аргумент.
 
— Поехали они по Днепру в Киев. Ну, как они ехали, в книжке прочитаете (актёры усаживаются на офисные стулья и имитируют греблю, — прим 36on.ru) .
 
— В те времена люди с нечистью встречались часто, и потому знали, как с ней себя вести.
Посмотрите на видео, как это было:
 
 
Когда спектакль закончился, я задала актёрам несколько вопросов.
 
— Почему вы выбрали именно «Страшную месть»?
Илья Барабанов:
 
— Нам просто нравится эта вещь. В сторителлинге у тебя, прежде всего, должна возникнуть потребность что-то рассказать, чем-то поделиться. Чем? У тебя должно что-то внутри созреть.
 
 
 
— В этом жанре можно пересказывать только классику или любое произведение?
 
Алексей Розин:

— А в этом жанре вообще нет произведений. Это мы пошли таким ходом, что за основу взяли литературный текст. Этот текст не самый известный. Но тут приключения, экшены, — нам понравилось.  
 
Илья Барабанов:
 
— Это не совсем пересказ. Это наше видение. Если прочитать оригинал, то там нет некоторых наших сцен, события стоят в другом хронологическом порядке. Мы пишем свою пьесу, это творческий процесс.
 
 
 
 
— Как создаётся текст для такого спектакля?
 
Илья Барабанов:
 
— Сначала мы записываем друг друга на диктофон. Пишем любую ерунду. Потом  отметаем всё лишнее. А потом создаётся художественный текст. На ходу. Он обязательно проверяется на людях. Лучше это делать на своих знакомых и друзьях. У нас была лаборатория сторителлинга, и поэтому мы проверяли свои тексты друг на друге. Потом ты понимаешь, что надо убрать, что —  сократить, что по-другому показать. И потом от выступления к выступлению текст оттачивается. Мы постоянно что-то меняем — это «живой» материал. Если пошёл кураж, мы по ходу можем импровизировать. Но основа, текст, от которого мы отталкиваемся, сохраняется.
 
— То есть вы, как и в традиционном театре, учите текст перед выходом.
 
Алексей Розин:
 
— Да, конечно. Хотя я давно в него не заглядывал. Когда открываю, обнаруживаю массу  сюрпризов. Много вещей написаны намного ровнее и интереснее, чем то, как мы показываем.
 
Илья Барабанов:
 
— Но не живее. Там более литературный слог.
 
 
 
 
— Вам в каком жанре интереснее работать? В традиционном или в таком, как сторителлинг?
 
Илья Барабанов:
 
— Нам и то, и другое интересно. В сторителлинге интересен контакт со зрителем. Здесь не может быть такого, как на сцене, когда ты в костюме, горит свет, и ты не видишь зрителей. В традиционном театре более жёсткие рамки, хотя и там мы позволяем себе различные импровизации.  Тут же очень важно общаться, видеть глаза. Да, в какие-то моменты мы начинаем включаем «четвёртую силу» по обыкновенным правилам театра. Но, вообще, мы рассказываем.
 
Алексей Розин:
 
— Да, нельзя сказать, где интереснее. Это разные инструменты взаимодействия со зрителем и разные ощущения.
 
— Я ожидала, что вы будете выдёргивать кого-то из зала и вовлекать в действие, но этого не произошло.
 
Илья Барабанов:
 
— Есть и такие сторителлиры, но мы так не делаем. Не потому что не хотим. Конкретно в этой истории мы не нашли моментов, когда можно задействовать зрителя.
 
Алексей Розин:
 
— Я недавно смотрел выступление какого-то шотландского маэстро.  Он пожилой такой, с пузом, всё время потел. Ходил, что-то рассказывал. И вдруг подходит к девушке в зале, поднимает свою футболку и надевает ей на голову. Ну, это было…  я не знаю. И такие бывают «интерактивы».
 
 
 
 
— Как вы думаете, сторителлинг «пойдёт в массы»?
                                                                                                                             
Алексей Розин:
 
— Этот жанр используется не только в театре, но и в бизнесе, который пытается искать какие-то нестандартные решения. И в этом смысле сторителлинг — модное явление.
 
— А театру это зачем понадобилось?
 
Алексей Розин:
 
— А театру тоже надо идти вперёд.
 
Илья Барабанов:
 
— Да нет, скорее, это актёрам понравилось.
 
 
 
— Возможно, больший контакт со зрителем понравился?
Алексей Розин:
 
— Ты как актёр становишься полностью независим от того, дали тебе роль или нет.
 
Илья Барабанов:
 
— Ты сам себе и драматург, и режиссёр, и актёр.
 
Алексей Розин:
 
— С другой стороны, большому академическому театру это тоже нужно. Он сейчас испытывает сложности в этом отношении.
 
Илья Барабанов:
 
— Но я не могу представить, чтобы в большом театре ты вышел и так стал бы общаться со зрителем. Это камерный, клубный формат. Те, кто сидит на задних рядах, вообще ничего не получают, потому что нет такого контакта, как с теми, кто на первых.
 
Алексей Розин:
 
— Что такое сторителлинг? Это искусство рассказывать истории. Ещё, наверное, пещерные люди сидели у костров и рассказывали.      
 
Илья Барабанов:
 
— В сторителлинге главное, чтобы включилось ваше воображение. У вас должна возникнуть картинка. Мы-то ничего не показываем, мы только рассказываем.
 
 
Алексей Розин:
 
— Я помню, у меня так в детстве было, когда только начали появляться видеомагнитофоны, и те, кто видел, приходил и рассказывал: «А он как выскочит!». Я так «посмотрел» много фильмов. С Джеки Чаном, например.
 
Илья Барабанов:
 
— Я так первый раз «смотрел» про Фредди Крюгера. Мы потом играли в него, делали из перчаток и пластиковых бутылок когти, хотя сам фильм я тогда ещё не видел.
 
Фото Юлии Репринцевой и Андрея Парфёнова