Портал 36on.ru представляет новый исследовательский проект «Воронежцы». Мы решили поговорить с людьми, которые по долгу своей службы имели и имеют возможность видеть воронежцев в разных условиях и состояниях. Это социологи, историки, организаторы массовых праздников и т.п.
Своими мыслями поделился известный воронежский афорист Аркадий Давидович.
- Считаете ли вы себя воронежцем и почему?
- Да, мои предки были основателями этого города. Они жили на левом берегу. Родился и жил всю жизнь в Воронеже, кроме лет, проведенных в эвакуации. В 1941 году мы уехали в Ташкент, потом перебрались в Ирак. В 1945 наша семья вернулась в Воронеж. Восемь лет скитались по съемным квартирам, потом нам дали комнату в коммуналке – родители были участниками Великой Отечественной войны. На этих 12,5 квадратных метрах в дальнейшем я основал единственный в России музей афористики.
- Есть ли у вас личная история, которая определяет вас как истинного «воронежца»?
- Все свои афоризмы, а их около 50 тысяч, я создал на проспекте Роволюции – от Пролетария до Дома офицеров. Каждый день на протяжении многих лет я ходил туда-сюда и писал, как говорится, с натуры – увижу красивую девушку, иду за ней и сочиняю строки. «Да, я проспал эпоху, но зато с какими женщинами!». Или вот: «Женщины, как дети: их надо целовать и шлепать». Поэтому я называл проспект Революции моей творческой мастерской. Потом, правда, на этом отрезке появилась аудио-реклама, она мешала думать, и я вынужден был покинуть мастерскую.
- Что для вас значит понятие «воронежец» с профессиональной точки зрения?
- Если бы я жил в Москве, Петербурге, Париже, я бы не создал столько афоризмов. Меня бы там печатали. А здесь, бывало, что по 5-7 лет мои произведения не выходили в печать. Трудности заставляют преодолевать самого себя. Как это ни парадоксально, трудности здешние рождают талантливых людей – настоящих воронежцев.
- Изменился ли облик воронежцев за то время, которое вы их (нас, вас, себя) наблюдаете?
- Наблюдаю почти век без малого. За последние пять лет Воронеж сильно изменился. Принял вид европейский. Отремонтировали проспект Революции так, будто со дня на день приедет очень важный гость. Но, я считаю, что это было сделано в какой-то степени и для меня, и для других людей.
Облик воронежцев изменился. Раньше я был самым высоким человеком в городе, лет двадцать назад. А сейчас выгляжу недоростком. Не знаю, хорошо это или плохо. Видимо, человек начинает расти во всех городах, чтобы приспособиться к изменениям, происходящим на Земле.
Раньше воронежцы-интеллектуалы одевались, как стиляги. Мы называли себя узкобрючниками. Я хоть и был один из них, но скрывал свою к ним принадлежность под широкими брюками. Сейчас воронежцы, которые хотят казаться интеллектуалами, выглядят по-столичному, начинаешь с ними разговаривать – такую чушь несут. Щеголяют одеждой, а больше показать-то и нечего – внутренний мир очень скудный. Можно этого избежать – интеллектуальное развитие человека надо связать с афористикой.
Читайте по теме: Воронежцы устроили флешмоб, чтобы поставить окна афористу Давидовичу
Текст опубликован в рамках гранта Гильдии аналитических журналистов