Кто из нас в детстве не зачитывался книгами Фенимора Купера? Не мечтал стать таким же смелым и ловким, как Чингачгук, или такой же загадочной и обаятельной, как его возлюбленная Уа-та-Уа? Превратить мечты в реальность воронежским мальчишкам и девчонкам вот уже двадцать два года помогает Центр игровых технологий. А ещё в палаточных и стационарных лагерях ЦИТа можно почувствовать себя древним славянином или греком, принять участие в рыцарском турнире или роскошном средневековом бале, снять увлекательный фильм или открыть новые земли. Родоначальником столь необычных форм детского отдыха стал Дмитрий КАЗЬМИН.
- Это была попытка вырваться за пределы школьной рутины. В начале девяностых, впрочем, как и сейчас, почувствовать себя творцом в рамках традиционных уроков было практически невозможно. Спускаемые сверху воспитательные мероприятия тоже не давали возможности как-то развернуться ни учителям, ни детям. К сожалению, наша система образования всегда была очень жёсткой и не оставляла пространства для самостоятельного выбора. И тогда мы вместе с Владимиром Блаженовым, Галиной Вязниковой, Владимиром Фроловым, Сергеем Плотниковым попробовали расширить образовательные границы, постарались помочь каждому ребёнку проявить себя и забыть о привычных ролях школьных отличников, хорошистов или двоечников.
- И с чего вы начали свой образовательный прорыв?
- Начали с походов. Но постепенно стало понятно, что туризм – это слишком узко. Так и возникла идея создания палаточных лагерей. Сначала стали играть в «Индейцев», решая при этом достаточно трудную проблему экологического воспитания. Мы не читали нотации и лекции. Мы просто вовлекали детей в игру со сложными ролевыми правилами. Хочешь стать настоящим индейцем? Значит, ты никогда, ни при каких условиях не должен разрушать природную гармонию. Всегда должен быть готов защитить того, кто слабее тебя. А иначе, какой же из тебя индеец? Так и сложилась действенная форма экологического воспитания. Мы даже выиграли с этим проектом всероссийский грант.
- Но почему именно "Индейцы"?
- В нашем детстве все были поголовно увлечены книгами об этих мужественных людях. Во дворе постоянно устраивались баталии между краснокожими и бледнолицыми. Наверное, мы просто не доиграли в них в своём детстве. А если серьёзно, индеец – это человек, живущий в гармонии с окружающим миром, способный в любую минуту защитить своих близких, свой дом. Кто из подростков не мечтает, хоть на несколько дней стать таким героем?
- Потом появились «Славяне»...
- Это был уже больше исторический, нежели экологический лагерь. Попадая в мир древних славян, выступая в роли дружинников, ремесленников, купцов, дети учатся ответственности, взаимовыручке, принятию коллективных решений, вырабатывают личностное отношение к истории нашей страны. Осваивают древние ремёсла: вышивка, лозоплетение, ткачество, кожевенное и гончарное дело, резьба по мелу, травоведение.
- Палаточные лагеря «Индейцы» и «Славяне» стали уже визитными карточками Центра игровых технологий. Но ведь у вас есть ещё и масса других не менее интересных проектов…
- Сегодня у нас разработано порядка десяти уникальных авторских программ, основанных на педагогике погружения.
Любой наш проект – своеобразная заповедная зона, где мы через создание игровой ситуации стараемся сохранять и развивать в детях те человеческие качества, которые, к сожалению, уходят из реальной жизни. Романтизм, искренность, честность, преданность, чувство локтя - увы, редкие спутники современных подростков. Хотя дети в любое время остаются романтиками и хотят быть героями. Наши лагеря дают им эту возможность.
Во время осенних каникул стационарный лагерь международного общения «Средневековье» переносит и взрослых, и детей во времена галантных рыцарей и прекрасных дам. Обычные отряды становятся провинциями, со своими правителями, гербами, легендами и гимнами. В рамках проекта «Русский север» мы пытаемся вернуть детям подзабытое, как мне кажется, сегодня чувство восхищения русской зимой. Даём возможность почувствовать себя настоящими первопроходцами и отправиться на поиски неведомых земель под предводительством посадников.
А есть ещё лагерь ситуационно-ролевых игр по развитию творческих способностей «Вантит», игровой сказочный лагерь «Земля легенд», приключенческий лагерь «Греки»...
- А какой из проектов для вас самый любимый?
- Провокационный вопрос. У каждого нашего лагеря своё лицо, своя изюминка. Тяжело вот так взять и сказать: «Этот проект я люблю, а этот - нет». Центр игровых технологий для меня – второй ребёнок. Следовательно, я люблю все его проявления. Но, пожалуй, наибольший интерес всегда вызывает то, что ново. Сегодня это интеллектуально-развивающий проект «Наше кино».
В перечне наших лагерей он появился летом 2011 года. В проекте можно научиться снимать остросюжетные фильмы или телевизионные программы. И сделать это, оказывается, проще простого. Мастер-классы режиссёров, сценаристов, продюсеров, ведущих, звукорежиссёров, операторов, декораторов и имиджмейкеров ведут преподаватели, аспиранты и студенты факультета журналистики ВГУ, профессиональные журналисты и видеотехники.
|
|
- Все они, как я понимаю, лишь часть большого, более 200 человек, педотряда Центра игровых технологий. Остальные вожди, князья, княгини, правители и посадники – это, наверное, в основном всё-таки студенты?
- Наш педотряд далеко не студенческий. В него входят люди от 18 до 55 лет. Причём, как бы это парадоксально не звучало, профессиональных педагогов среди них немного. У школьных учителей, к сожалению, вырабатываются определенные штампы, правила и манера поведения. Им бывает очень трудно стартануть с одной ступеньки с детьми и, допустим, отказаться от того, чтобы к ним обращались без отчества. А наши лагеря предполагают создание общего и для взрослых, и для детей
|
игрового пространства. Правила для всех едины. Педагог здесь лишен пьедестала. Ребёнок может и не знать его имени и отчества, у всех условные имена. Здесь некоторые дети впервые могут обратиться к взрослому на «ты». Авторитет зарабатывается «здесь и сейчас», и не статусом, а поведением. Поэтому многие члены педотряда сами в школьном детстве были индейцами, славянами, рыцарями или прекрасными дамами. Они знают специфику проектов, их дух. Нередко в педотряд вслед за своими детьми приходят родители и постепенно втягиваются в работу. У нас уже сложились целые ЦИТовские династии: Фроловы, Плотниковы, Трофимцовы.
|
|
- Лагеря ЦИТа платные, но от желающих поехать к вам - нет отбоя. И это при том, что и в «Индейцах», и в «Славянах» условия жизни почти спартанские – жизнь в палатках, приготовление пищи на костре. В чём секрет популярности ваших проектов?
- В обычных лагерях дети не знают, чем себя занять, у нас же стопроцентная вовлечённость детей в игровой сюжет. Как следствие – отсутствие времени, когда ребёнок предоставлен сам себе. Но главное – наши проекты дают толчок к настоящей жизни.
|