В последние несколько лет велосипед в Воронеже приобретает всё большую популярность, однако он, даже несмотря на активную поддержку со стороны властей (губернатора Гордеева), остаётся, перефразируя Остапа Бендера, роскошью, в том смысле, что на работу даже заядлые велосипедисты вынуждены добираться другим транспортом, потому что велопарковками оборудованы единицы предприятий. Даже при наличии подсобного помещения парковка может быть затруднительна. Например, на одном из воронежских предприятий сотрудники смогли получить разрешение оставлять на работе велосипед только после того, как завод был куплен иностранцами. Для этого им пришлось дойти до высшего руководства фирмы в Италии. Однако есть и другие примеры. Сотрудники одной из воронежских компаний практически поголовно пересели на велосипеды именно благодаря примеру и поддержке руководителя. Но это, к сожалению, пока исключение из правил.
Через день после международного велосипедного фестиваля в Воронеже (он проходил 29 и 30 августа 2014 года), я приехала в офис редакции на велосипеде. Не успела я открыть дверь в
— Нет! Нельзя! Нет, нет, нет!
Я сначала не поняла в чём дело. Вроде бы все наркотики, оружие и бомбы я оставила дома (надеюсь, в этом месте вы улыбаетесь, а не звоните в полицию). В чём дело? Что такое? Не пойму.
— Так вот же, — говорю, — у вас под лестницей велосипед стоит. А перед тем, как ехать, я позвонила боссу, и он сказал, что велосипеды здесь всё время
— Никто у нас велосипедов здесь не ставит, — охранник был строг. — А этот оставил начальник
Говорю ему, что давайте, мол, я вашему начальству позвоню. Диктует телефон, набираю номер, а там — не менее строгая администраторша:
— Нет! У нас запрещено! Никогда! Только через мой труп. (Последнюю фразу она, конечно, не говорила: это чтобы вы прониклись её категоричным настроем).
На велосипеде я катаюсь давно, и с подобными ситуациями сталкиваюсь не впервые. Однако ж сейчас вроде бы и велодорожки у нас делают (
Конечно же, не всё так плохо. С неделю назад я успешно кинула своего железного друга в коридоре одного из факультетов ВГУ, а вахтёрша была мила и любезна:
— Да, пожалуйста, в любое время! Студенты часто на велосипедах приезжают.
И все, конечно, знают, что у главного корпуса установлена велопарковка. Молодец, Ендовицкий, чего уж там. Но такие примеры — единичны.
Спустя ещё несколько дней велобрат рассказал мне презабавную историю о том, как разрешение оставлять велосипед на работе в Воронеже они с приятелем получали из самой Италии. Процитирую его:
— Мы с Вованом работали на территории шинного завода. Это было зимой
2012-го . Работали в подрядной организации, выполнялидемонтаж-монтаж оборудования. В процессе трудоустройства мы договорились с нашими работодателями, чтобы те похлопотали за нашу возможность приезжать на работу на велосипедах. В принципе, нас бы устроила охраняемая парковка у проходной, но наши руководители сумели договориться с местным начальством, чтобы нас пропускали через проходную с велосипедами в руках. Там (на проходной) есть стандартная «вертушка» для личного состава, и калитка для крупногабаритных перемещений, вот через неё нас и пропускали, каждый разоткрывая-закрывая .
Думаю, решающий момент был в том, что начальство в тот момент уже было новым, не русским, ибо концерн Pirelli приобрёл завод со всеми потрохами. С «нашими» решить было б невозможно, о чём свидетельствует опыт одного знакомого велосипедиста, проработавшего на «шинном» всю жизнь, но так и не добившемся никаких преференций в нужную сторону. А буржуи весьма проще — один из главных (по слухам — турок) дал команду, нам выдали пропуска на велосипеды — и вперёд, никакая охрана не имела право нас «не пущать». Но они старались — досматривали рюкзаки, обнюхивали и делали прочие ритуальные, охранные действия. Но зацепить нас было не за что — документы в порядке, мы всегда трезвые, без запрещённых предметов, а график у нас был свободный, даже за опоздания нас не накажешь.
Постепенно все успокоились, и, вместе с прочим персоналом, ждали снега и льда, дабы посмотреть как мы справимся с таковыми. Но подобные засады нам не страшны, я езжу круглый год уже 7 лет подряд, а Вованваще всю жизнь. Прикол про шипованную резину нас уже не веселил — спрашивают со смехом, но вытягивают физиономии по предъявлении шипованных покрышек. А уж импортные трудящиеся (которых там есть), узревая нас, радостно жестикулировали, бормотали на басурманском и улыбались. А когда на нас уж совсем перестали обращать внимание, то наша трудовая деятельность там закончилось. Нелегко свободолюбивым лисапедистам за забором трудиться.
Совершенно другая ситуация сложилась на воронежской фирме «Делк». О том, что у нас есть целая «велосипедная» компания я узнала случайно: готовила материал о том, как на селе восстанавливали храм, а пока общалась с героем текста — Ирой Хребтовой, познакомилась с компанией, где она работает.
Всё началось два или три месяца назад. Ира пристегивала свой велосипед к скамейке за углом здания. Это приметил её начальник Эдуард Толоконников. А потом ему
— И потом все захотели велосипеды себе, — рассказывает он мне. В день, когда мы общались с Эдуардом, все места на велопарковке были заняты. Я попросила ребят попозировать мне — вышло здорово! Велосипеды, оказывается, они оставляют на парковке на день, два и даже на несколько недель. А велосипед начальника так вообще стоит там круглые сутки (даже не думайте воровать — площадка находится под постоянным видеонаблюдением, а напротив неё, в специальном помещении, сидит охранник, которому
всё-всё видно из окна). Делают как: утром приезжают на работу на велосипеде (чтобы не стоять в пробке), в течение дня ездят на машине, и вечером домой — снова на велосипеде.
— Эдуард, а вы тоже на работу на велосипеде приезжаете? — я делаю круглые глаза.
— Я могу на велосипеде за пивом съездить, — честно признаётся Толоконников (смешной какой, хи). А потом поясняет: «У меня нет места, куда я могу съездить на велосипеде».
Позже ребята из этой компании рассказали мне, что их фирма закупила 25 велосипедов, которые разошлись по сотрудникам и клиентам.
— Это как?», — спрашиваю.
— А у нас есть акция. Каждый квартал мы дарим своим лучшим клиентам велосипед.
Круто!
Вот написала про эту компанию, перечитала —
Я уже написала, что у меня много велобратьев? Периодически от
— Езжу на работу на автомобиле. Велосипед на парковках не оставляю.
Андрей
— Сейчас не езжу.
Роман
— К сожалению, я не езжу на работу, учебу на велосипеде.
Мария
— Я не паркуюсь, так как наши велопарковки — это рассадник велобарыг.
Владимир
— Когда как. В зависимости от настроения с утра. У нас склады. Велосипед завозим на территорию. Никто не докапывается.
Костя
— Сейчас не езжу, негде ставить.
Елена
— К сожалению, я не езжу на работу на велике.
Юля
Чащу всего в качестве причины мне называли «негде ставить» и «боюсь, украдут». Ох. Я не буду писать банальности, которые все знают, хорошо? Про экономию времени, экологию и так далее. Здравомыслящим людям ведь и так понятно, что от велосипеда одна польза. Так, о чём этот тест? Сейчас подумаю. А, ну, конечно же. Внешне вроде бы
Фото автора
«Мы разные, но мы вместе»