Воронежцев я буду учить, прежде всего, академическому взгляду на вещи, учить видеть мир немного по-иному – так, как должны его видеть серьезные художники, - признался Михаил Шемякин. - Обращать внимание на различные мелочи. В ноябре вся группа, которую я веду, должна на месяц приехать ко мне во Францию (где находится поместье художника - прим.авт.). Там студенты смогут пользоваться моей уникальной библиотекой, собраниями книг, репродукциями, изобразительными материалами.
Для Академии искусств это первая выставка, которую курирует Михаил Шемякин. Но мы, конечно, рассчитываем на то, что в дальнейшем мы будем проводить выставки и самого Михаила Михайловича, - добавил ректор Академии искусств Эдуард Бояков. - Очень символично, что первая наша совместная выставка совмещает в себе научно-просветительскую, искусствоведческую и художественную функции.
Первый этаж бывшего Дома офицеров заняли работы современных художников, все посвящены одной тематике – руке. Среди них - фотографии Михаила Шемякина, запечатлевшего тени рук и отражения своих рук в фарфоровом чайнике. Серия работ мастера современной российской фотографии Андрея Чежина, вписавшего питерские пейзажи в рамки из своих рук и представившего Питер на ладонях.Здесь же – такие арт-объекты, как спроектированная из жестов рук бронзовая «маска» Алины Водолазской. Воронежская художница Евгения Ножкина создала для выставки две «руки» – одну из проволоки, другую - вырезанную на древесине.
Произведения искусства проходили тщательный отбор: так, из 150 работ, присланных на конкурс, художественный «фильтр» прошли всего 58. В числе тех, кому повезло, - уже знакомые воронежскому зрителю художники Егор Астапченко, Евгения Ножкина, Сергей Ряполов, дизайнер Катя Дарка. Здесь же – работы преподавателя Академии искусства Александра Ходюка и двух студентов – Андрея Шепеля и Полины Власовой.
Интересна история Андрея Шепеля, который в этом году поступил на курс Михаила Шемякина. До недавнего времени занятия искусством для него были всего лишь хобби. В 2012 году Андрей окончил воронежскую медакадемию и некоторое время работал врачом-терапевтом. Теперь – профессионально занимается искусством.
На втором этаже расположилась экспозиция проекта Михаила Шемякина «Воображаемый музей» - наглядная история трансформации символа руки в мировом искусстве, начиная с древних памятников культуры и заканчивая афишами и современными фотографиями. Своего рода «Золотая ветвь» Фрезера, только в картинках. И это неспроста: Шемякин всю жизнь посвятил исследованиям в области философии и психологии творчества. Рядом с репродукциями – авторские пометки «на полях» самого Шемякина, выведенные каллиграфическим почерком.
Посмотреть на коллекцию Шемякина стоит хотя бы для того, чтобы понять, откуда растут корни современного искусства. Вот, например, древние наскальные рисунки рук первобытных людей, живших на острове Борнео, в Алжире, Испании и Новой Гвинее, соседствуют с отпечатками рук Матисса, Марка Эрнста, перформативные рисунками американского нео-дадаиста Джаспера Джонса и австрийца Арнульфа Райнера. Рядом с отпечатками рук Христа на Туринской плащанице – ладонь малоизвестной кубинской художницы-перформера Аны Мендиеты, трагически погибшей в 1985 году.
Коллекция Шемякина напоминает волшебный сундук, в котором можно найти все – от хиромантии и масонских символов до рекламы «Хёндай». Переварить всю «библиотечную» информацию, накопленную на втором этаже, с первого раза вряд ли получится. Но до 31 октября – последнего дня работы выставки – у воронежцев еще есть время.