- Война внесла тревогу прежде всего в людские души, создала нам очень много проблем. Эти проблемы заключаются в том, что людям с середины июня не выплачиваются зарплаты, пенсии, пособия. С 15 июля городской бюджет Алчевска заблокирован и с тех пор не получил ни одной копейки финансирования. Но 1 октября во всех наших 16 школах начались занятия, где детки будут учиться тому, чему их будут учителя учить. Люди хотят мира и покоя в городе.
- Есть органы местного самоуправления, в которые входил Городской совет (в России это называется «думой»), городской голова, исполнительный комитет и исполнительные органы. Есть соответствующие законы о местном самоуправлении, которые пока еще в действии. Кроме того, в Алчевске были ранее - а сейчас их в городе нет, - органы государственной власти, такие как прокуратура, милиция, центр занятости. Они подчинялись Луганской власти и Киеву. Мы выполняли свои функции, а они - свои.
- В соответствии с тем законодательством, по которому мы работали, пока еще не поменялось ничего. Городская власть выполняет собственные и делегированные полномочия. Например, жилищно-коммунальное хозяйство – это наши собственные полномочия, а медицина – это уже делегированное полномочие. То есть, государство делегировало нам это полномочие, написало какие мы имеем права – в этом случае идет двойное подчинение, согласно которому мы должны согласовывать назначения с областью. Такая вертикаль власти у нас раньше существовала. Городской совет здесь - самый высший орган власти, он принимает решения в рамках закона, о котором я вам сказал.
- Алчевский металлургический комбинат, на котором работает около 6 тысяч человек. Он работает с самого основания города, то есть больше 100 лет. Сначала был построен завод, а потом вокруг него появился поселок. На этом предприятии производилось более 25% промышленной продукции всей Луганской области. Сейчас оно не работает – у него есть проблемы из-за сырья и электроэнергии. Нас, как руководство города, это очень сильно огорчает, потому что это и рабочие места и возможные налоги. По нашему законодательству мы можем строить отношения с предприятиями, которые не принадлежат коммунальному хозяйству, только по двум направлениям – это налоговая система (в основном подоходный налог) и договорная основа – мы можем заключать договора с согласия обоих сторон. Есть примеры таких договоров с комбинатом: 3-4 года назад мы сотрудничали, и металлургический комбинат выделял определенные средства на ремонт школ, дорог и т.д. Сегодня таких примеров нет, потому что металлургическому комбинату самому очень тяжело.
- По последним данным, которые у меня есть, в апреле-мае у нас было около тысячи безработных. Данных по последнему месяцу у меня нет, как нет и той службы, которая вела бы учет. Но мы можем спрогнозировать, изучаем нашу предпринимательскую сеть, в которой мы видим пять тысяч зарегистрированных предпринимателей – физических и юридических лиц. Примерно половина из них выехала из города. Физические лица – это те, кто работает в основном на рынках, их чуть больше двух тысяч, остальные – юридические, которые сейчас сократили количество работающих. Многие из них просто закрылись или приостановили свою деятельность, а их хозяева уехали. Сейчас Управление экономики города пытается сделать оценку этим тенденциям. Со всеми предпринимателями мы пытаемся строить такие же отношения, как с Металлургическим комбинатом, то есть договорные. Основой налог, который мы от них получаем – это подоходный.
- Те предприятия, которые принадлежат коммунальной собственности – это поставщики тепла и воды. Электроэнергия и газовое хозяйство находится в частной собственности и базируется в Луганске. Есть небольшое коммунальное предприятие телестудия «Аскет». Самым крупным частным предприятием является Металлургический комбинат, 75% его акций принадлежит собственникам в России. Также к частным предприятиям относятся парикмахерские, столовые, в общем, сфера быта и обслуживания.
- Я бы не отвечал на этот вопрос, потому что в мои обязанност не входит право оценивать деятельность военных людей. Я для них не командир, и они для меня не командиры. Все мы живые люди, бывает, что возникают конфликты, но нужно исходить из интересов большинства людей.
-- В конце прошлого года Городской совет города Алчевск утвердил бюджет расходов и доходов на этот год. А государство утвердило свой бюджет на этот год. Луганская Народная республика никаких бюджетов не утверждала. Кто должен финансировать город? Кто должен давать бензин на «скорую», которая выезжает каждый день? Но документ о бюджете Алчевска никто не менял, и он остается. На сегодняшний день на счету города Алчевск, по моим данным, находится около 40 млн. гривен. Этой суммы хватило бы, чтобы погасить задолженности по заработным платам учителям, медикам и всем остальным. Но в Киеве их нам не дают, потому что мы находимся "не в той зоне". У нас в городе около 20 филиалов различных банков. В Алчевске, как и на других аналогичных территориях, не работает ни один из них. Так как решением национального банка, который выдает им лицензию на работу, они все закрыты. У нас даже почта не работает. А собственной банковской системы в ЛНР нет.
-- Медикаментов мало. С их поставкой помогают ополченцы. С 15 июля эта сфера также не финансируется, и врачи не получают зарплату. Часть медицинского персонала уехала, затем некоторая часть - вернулась. Несмотря на это, наша больница принимает больных и рожениц с других районов. Есть люди, но я не знаю останутся ли они на своих рабочих местах, если им не будут платить.
-- Недавно читал, что ИА-92 стоит где-то 18 гривен 30 копеек. Раньше он стоил 30 гривен. Есть два метода воздействия на высокие цены в условиях рыночной экономики. Самый лучший из них – это вводить дополнительные заправки, чтобы конкурировали. Другой – когда государство закупает определенную партию и делает так называемую интервенцию. Есть еще третий вариант – административный, когда местная власть устанавливает цены. Но у меня нет такого права. С другой стороны, даже если бы и было, то надо думать головой, что если зажимать цену, то товар может уйти на другую территорию и можно остаться без ничего.
-- «Киев-стар» и «МТС». Но связи практически нет. Последние три дня ее не было. Такая ситуация сейчас по всей Луганской области. Было бы неплохо, если бы появился третий оператор, я бы сам сбросил этих двоих со своих телефонов.
- Вопрос достаточно сложный. Я пришел к такому выводу, что ситуация, в которой мы находимся, когда не выплачиваются зарплаты и пенсии, когда стреляют, когда опасность может постигнуть вас и вашу семью, многие люди озлобляются. Сейчас мы проводим акцию «Помоги ближнему» - подготовили информационный материал, сделали объявление. Суть акции заключалась в том, чтобы тот, у кого есть возможность, помог тем, кто в этом нуждается. Например, если есть дача и там растут овощи и фрукты, то он будет готов поделиться ими с нуждающимися. Чтобы показать пример, я взял жену и пошел на рынок, там купил продукты, которые жена отвезла в городскую больницу. Таким образом, мы сумели организовать питание в УПК, где мы первым блюдом кормим 350-400 человек. Еще в больнице мы кормим где-то 600 человек и в детских садиках. Эта акция показала, что в городе много людей, которые готовы поделиться с ближним в трудную минуту.
-- Когда все только начиналось, меня, как городского голову приглашали на «круглый стол» на самый высокий уровень в Киев. Я туда не поехал. С тех пор, как началась война, я не езжу ни на какие «круглые столы», так как решил не выступать нигде, где мое мнение не будет услышано и пока война не прекратится. Хорошо это или плохо - я не знаю. Я считаю, что когда идет какой-то спор, нужно садиться за стол переговоров и искать точки соприкосновения. И никогда не договорятся те депутаты, которые бьют друг друга в Верховной Раде. Для этого нужно желание вести переговоры и умение слышать не только себя, но и другую сторону.