Дети в Луганске есть. И в Донецке есть. И в Горловке, и в Алчевске - по всему Донбассу.
Правительство своей страны не дало им возможности уйти из-под огня. Может быть, про них забыли. Или не посчитали людьми. Или посчитали людьми, не достойными того, чтобы о них помнить. когда дело идет о власти.
Но они - точно не террористы. Они маленькие еще. Им бы учиться, а не по подвалам от бомбежек прятаться. Учителя это понимают. И готовы работать, хотя, как и специалисты других муниципальных сфер, зарплату не получают уже три месяца.
При этом учиться здесь дети будут, как и прежде, на двух языках - украинском и русском, в зависимости от того, что выберут их родители, а не Киевская власть.
Сама беседа прошла 30 октября - в тот день, когда Людмила уже написала заявление на увольнение по собственному желанию. Сегодня должность начальника Управления образования в Алчевске не занята никем. Интервью происходило в достаточно напряженной атмосфере, так как героиня была явно напугана. На самом деле, чиновники нового государства просто не знают, как общаться с журналистами. И не потому, что те приходят к ним в камуфляжной форме, а потому, что не знают ответов на простые для мирного времени, но неразрешимые для военного, вопросы.
А здесь идет настоящая война, хотя и не признанная собственным государством.
- Сколько учебных заведений работают в Алчевске на данный момент?
- Сеть учебных учреждений города Алчевска - это 16 общеобразовательных учебных заведений (школ), 26 дошкольных учебных учреждений и 7 внешкольных учебных учреждений. На сегодняшний день все они готовы к началу учебного года 2014-2015. Все первые руководители находятся на месте. Завтра в 8:30 состоится торжественная линейка начала учебного года и мы начинаем учебный год.
- Насколько они готовы к приему учеников?
- Учебные учреждения готовы на 100%, есть учебная мебель – заходи, садись, учись. Учителя на месте. Учащихся по предварительным подсчетам на сегодняшний день 5776 – это с 1-го по 11-й классы. Всего работает в системе образования порядка 2,5 тысяч, из них порядка 1,5 тысяч именно педагогов. Все они сегодня на рабочих местах.
- Много ли учеников и учителей бежали из страны с началом военных действий?
- Мы не вели такую статистику. Есть уволенные учителя. Эта цифра по сравнению с предыдущим годом несколько больше, но не на много.
- Назовете цифру?
- Это порядка двухсот человек. Обычно за летний период у нас увольняется порядка 100-110 педагогов. В этом году эта цифра составила 200 человек.
- Сколько учеников вы ожидаете в этом году?
- По последним подсчетам, мы ожидаем 5776 учеников. В прошлом их было порядка 7000. То есть, на две тысячи человек стало меньше.
- По каким учебникам собираетесь учить детей?
- Одномоментно, в одночасье, изменить что-то невозможно. Поэтому мы начинаем по старой системе, то есть с тем, что у нас было. Нагрузку учителям - так называемую тарификацию, - мы считали по тому количеству часов, которая была у нас в прошлом году, но мы понимаем, что нас ожидают перемены. Мы к этим переменам готовы. И я думаю, что постепенно мы выйдем на какой-то определенный путь.
- Вы собираетесь учить детей по учебникам, которые написаны на каком языке: украинском или русском?
- Язык обучения в городе всегда определяла родительская общественность. То есть, для того чтобы определить, на каком языке он будет изучать предметы решение принимал родитель. И когда родитель приходит к директору школы он пишет заявление о просьбе принять ребенка в первый класс с русским или украинским языком обучения. Так было всегда. То есть, как ни поворачивай, но образование – это всегда услуга, которую мы оказываем. Поэтому родителям определять заказ.
- На данный момент какой язык является приоритетным для родителей, украинский или русский?
- Почему-то в этот момент мне вспоминаются слова:
«Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей Родины
Ты один мне поддержка и опора
О великий, могучий, правдивый и свободный Русский язык.
Не будь тебя, как не впасть в отчаяние при виде всего, что случается дома
Нельзя верить чтобы такой язык не был дан великому народу».
- А по каким учебникам будет изучаться история: по тем, которые были или есть какие-то новые?
- Сегодня приоритетным, мне кажется, становится понятие Луганщины, родного города, и истории этого края достаточно велика, чтобы серьезно заняться ее изучением.
- То есть краеведение без какого-либо политического оттенка?
- Совершенно верно. Вообще мне кажется, что не совсем правильно втягивать образование в какие-то политические, с позволения сказать, игры. Понимаете, время - а точнее история, - она расставит точки над «И». Будут определены и герои, и предатели... Но никакое время, и никакая история не сможет изменить понятие "любовь к детям". А детство у наших детей оно одно, и это детство они проживают сегодня.
- Скажите, а зарплату учителям платить будут?
- Я понимаю, что сегодня мы переживаем гуманитарную катастрофу. Учителя сегодня в бедственном положении. Завтра им просто будет нечего есть, а у них тоже есть семьи и дети…
- Нужна ли вам какая-нибудь гуманитарная помощь?
- Учителя - это особая категория людей. Мое мнение: это люди особой сферы. Учителя - это та категория людей, которая мыслит «не хлебом единым». Но когда человек голоден…
Мы же ответственны не только за себя, но и за наши семьи, у нас тоже есть дети, престарелые родители. Но есть и другой "хлеб", который не менее важен для учителя. В первую очередь нам нужны умные люди, которые четко определятся и покажут нам направление в котором мы идем. Я сегодня в несколько растерянном состоянии и не очень понимаю куда мы идем. То что сейчас происходит – это как снежный ком, который нарастает и катится в неизвестном направлении.