- Как Вам пришла идея взяться за изучение этого вопроса?
- Главным образом благодаря старинному и многими теперь забытому воронежскому журналу «Филологические записки». Несколько лет назад, размышляя над историей происхождения российского триколора, я обнаружил в журнале Хованского статью одного из самых ярких российских языковедов XIX века Викентия Шерцля, чеха по происхождению, работавшего всю жизнь в российских университетах. Его статью «О названии цветов» можно без преувеличения почитать самым выдающимся научным трудом, посвященным хроматической номенклатуре или, говоря по-русски, названиям цветов. Важность этого труда для развития языка можно сравнить с открытием Исаака Ньютона такого явления, как разложение белого света в цветовую гамму. Шерцль выяснил, что до начала XVIII века даже очень образованные люди не имели понятия ни о семицветной радуге, ни о семицветной палитре. До этого времени радуга представлялась всему культурному индоевропейскому миру созданной только из трех цветов, об этом сообщают многие средневековые источники. Скандинавская Эдда прямо называла радугу мостом, крепко созданным из трех цветов. О «Народных поэтических представлениях радуги» подробно писал в «Филологических записках» наш знаменитый земляк, сказочник А.Н. Афанасьев.
- Не только, но, по большому счету, очень много интересного было обнаружено именно там: Афанасьев подробно описал фольклорные, поэтические легенды, Шерцль дал четкое научное представление о принципах названий цветов; нужно было только структурировать эту информацию, добавив еще сведения из духовной, христианской культуры. Тогда меня сильно увлекла идея структуры источников русской культуры, в целом.
- Многие исследователи допускают одну очень грубую методологическую ошибку: пытаются смотреть в прошлое прямо из настоящего, не обращая внимания на условия, современные рассматриваемым событиям. Это чаще всего вносит искажения в результаты. А для того чтобы правильно объяснить те или иные события необходимо брать во внимание «дух времени». Например, решение о цветах флага принимал отец Петра I, царь Алексей Михайлович, он был в гораздо большей степени религиозный человек, чем его просвещенный сын. Тогда мировоззрение было христианским в принципе, оно господствовало во всей Европе. В те времена в России не сформировалось мнение о Солнце, как о центре планетарной системы, тогда вселенским христианским центром была Земля.
- Если я не ошибаюсь, то идея солнечной системы в XVII веке еще не вполне сложилась?
- Совершенно верно, ведь совсем незадолго до рассматриваемых событий за высказывание подобных мыслей в "прогрессивной" Европе был осужден Галлилео Галлилей. В 1667 году, когда был издан указ о флаге, Ньютон еще не начинал своих работ по дисперсии света. Есть свидетельства, что только несколько десятилетий спустя Петр I был посвящен в тамплиерские тайны света и цветов. Вот такие были актуальные условия.
|
- Да, правильно, это было раньше… Так вот, после этой находки как раз и сложилась гипотетическая картина: в христианской традиции, радуга – трех-или семицветная, – есть знамение Ноева завета. Здесь надо заметить, что «радуга» современных нам гендерных меньшинств состоит только из шести цветов, правда многие этого не знают, не обращают внимания на детали...
- Думаю, что такие вопросы должны интересовать каждого гражданина, особенно тех, кто претендует на адекватные представления о российской культуре, её истоках. Кстати сказать, одним из мотивов написания этих статей стала образовательная и просветительская идея: оказалось, что на примере только государственного флага можно составить достаточно простую и понятную структуру представлений о ключевых вопросах национальной и гражданской идентификации. Эти вещи не мешало бы знать каждому, кто мнит себя знатоком российской церковной и народной традиции. Такие культурные ориентиры очень важны в наше время для людей,«живущих в ситуации ускользающих ценностей» и уставших от «отсутствия стабильной системы координат». К тому же существует реальная проблема: многие люди не могут точно указать порядок и расположение полос, иногда случаются казусы и в официальных мероприятиях. По-хорошему, такие вещи должен знать каждый гражданин, это позволит повысить общий культурный уровень россиян.
- Конечно, нет! Особенно увлекательным для меня было уяснить разницу между геральдическими и народными названиями цветов. В геральдике есть свои строгие правила, свои строго определенные цвета и их названия: алый, лазурь, белый. Тогда как в новом законе о флаге появились «народные», а не оригинальные названия: бело-сине-красный – «бесик», но эта аббревиатура – веяние нового времени, имеющее мало общего с оригинальными смыслами. Много интересного можно сказатьеще и о форме флага, создающей целую философию, а также и о гербах – о государственном, и о нашем региональном; их тоже интересно рассматривать как сведѐние народных и христианских представлений к одному символу, такой подход дает много увлекательнейших открытий. Но это уже другая история, к другому празднику.
Автор: Дмитрий Венцов, «Фонд Хованского»