Программа фестиваля всегда поражала разнообразием – здесь есть место джазу классическому и новаторскому, известным музыкантам и молодым ультрасовременным группам. По какому принципу формируется программа фестиваля?
В первую очередь это музыка, которую мы любим и слушаем сами. С музыкальным директором Еленой Моисеенко мы работаем уже десять лет, и у нас сложился хороший творческий тандем - при разных вкусах. Мы долго обсуждаем, что слышали, что понравилось, и на стыке этого формируется программа. Это очень долгий процесс, который длится целый год, и, поверьте, музыки через себя мы пропускаем очень много. А иногда решения приходится принимать очень быстро. Но, безусловно, самый главный критерий – это высокий уровень музыкантов. Потому что джазменов много, а «Усадьба Jazz» одна. Нам важно представить наиболее яркие проекты.
Фестиваль вывел на поверхность ту музыку, которую раньше вообще никуда невозможно было приткнуть. 11 лет назад в Москве происходило очень мало фестивалей. Условно говоря, было «Нашествие», объединившее рок-музыку на русском языке. Фестиваль «Джаз в саду Эрмитаж» был очень «классическим» и довольно средним по уровню. Но вокруг витало столько классной музыки, которую хотелось выпустить из маленьких клубов, вывести на большую сцену и показать множеству людей сразу. И фестиваль дал такую возможность.
«Усадьба Jazz» имеет абсолютно уникальный формат. Так, мы проводим фестиваль в особенных, уникальных местах, которые уже сами по себе создают атмосферу. Мы создаем инфраструктуру, которая позволяет людям чувствовать себя комфортно, свободно и счастливо. С расчетом на это программа делается максимально разнообразной. Кому-то нужно подарить эмоции – простые, добрые, хорошие и понятные, кто-то хочет услышать нечто новое, кто-то приходит, что называется, на имена. Поэтому «Усадьба Jazz» - фестиваль для очень широкой аудитории, помимо прочего, выполняющий мощную образовательную миссию.
Основное место проведения – подмосковная усадьба Архангельское. Тот факт, что фестиваль пришел в Воронеж, можно ли считать расширением границ и выходом на новые горизонты?
Первый «немосковский» фестиваль у нас состоялся в 2011 году в Санкт-Петербурге. В прошлом году «Усадьба Jazz» впервые прошла в Екатеринбурге. А год назад я приехала в Воронеж в качестве эксперта по приглашению Эдуарда Боякова, ректора академии искусств. У меня был всего один день, чтобы вникнуть в местную ситуацию с джазом, а затем проанализировать ее. Я приехала - и совершенно очаровалась городом. Какие-то бульвары, фонтаны, прекрасные фасады, лето, солнце, встречи с замечательными и умными людьми. И мне сразу показалось, что здесь аудитория для нашего фестиваля. К тому же я уже знала о «Джазовой провинции». Однажды я спросила: «А усадьбы у вас есть?» И приехав в Рамонь, посмотрев на всю эту красоту, я увидела и сам фестиваль - таким, каким он может быть в этом прекрасном месте.
В этом году «Усадьбе» исполняется 11 лет. Что Вы считаете наиболее важными достижениями?
Скажу, что каждый фестиваль – это достижение. Для зрителей «Усадьба Jazz» – это сцена, артисты, отличная музыка. А для нас – гигантское количество работы, решение различных проблем и непредсказуемых ситуаций, регулярно возникающих, огромный и трудоемкий процесс.
Первой важной вехой был, собственно, первый фестиваль. Тогда зрители вообще не понимали, что это такое: загородная усадьба, огромный парк со сценой. Но у них было ощущение, что они попали на европейский фестиваль – идеально подстриженный газон, отличная музыка, уютно, комфортно. Таким образом, мы привлекли свою аудиторию - а затем нашей задачей было удержать ее. Между тем, это было достаточно сложно.
Новой вехой стал выход на международный уровень. На фестиваль стали приезжать серьезные западные артисты, например, Маркус Миллер, Авишай Коэн. Мы подружились с большим количеством посольств, зарубежных культурных центров, которые стали нас поддерживать. А это существенно расширило географию участников.
Следующим этапом стало развитие инфраструктуры. Я сама мама троих детей, и потому задумалась о создании детской площадки, чтобы люди могли приезжать семьями, и никому не было скучно. Потом мы стали развивать тему дизайнерского маркета. То есть мы идем в ногу со временем, и каждый год делаем что-нибудь новое.
В одном своем интервью Вы сказали, что у наших людей мало вкуса, и джазовую музыку они не знают, в лучшем случае Бутмана. Почему джаз пока не прорастет на нашей почве? И что с этим делать?
«Усадьба Jazz» - это проект, ориентированный на людей достаточно образованных, продвинутых, космополитичных, открытых, ищущих, много читающих, посещающих выставки и так далее. Это люди одного культурного кода. Безусловно, они есть и в Воронеже. Именно они-то к нам и придут, потому что это их фестиваль.
Но мы делаем фестиваль с расчетом, чтобы приходили и другие люди, мы не стремимся к рафинированности. Есть зрители, которые мало что знают о джазе, но их привлекает атмосфера праздника – и не исключено, что полюбится и сама музыка. Пусть этот фестиваль будет для всех.
Поймите, что в Европе и США фестивальная история началась очень давно. Например, знаменитому французскому фестивалю в Монтрё – более 50 лет! А такие фестивали посещает огромное количество зрителей, именно поэтому люди там знают намного больше – имен, музыкантов, самой музыки - лучше в этом ориентируются. И у нас это случится.
Программа воронежского фестиваля уже известно, но хотелось бы, чтобы Вы представили гостей, потому что с каждым из них Вас связывает своя история.
С Нино Катамадзе начался наш первый фестиваль. Не побоюсь громкого заявления, но именно мы открыли Нино широкой публике. Я услышала ее в одном из московских клубов, и восхитилась – настолько она интересна, самобытна. И мы на свой страх и риск поставили на афише имя мало кому известной певицы рядом с Бутманом и Гараняном, что было, конечно, ломкой шаблонов. Она выступала в финале – и это был такой взрыв мозга! Люди уходили в состоянии измененного сознания! И Нино с тех пор стала талисманом «Усадьбы», ее резидентом. Она с восторгом приняла предложение выступить в Воронеже: «Маша, я с тобой!»
Трио израильского пианиста Омера Кляйна я услышала год назад в Израиле, в маленьком клубе в Иерусалиме. Это был шоу-кейс – руководителям крупных фестивалей представляли израильских музыкантов. Прослушивание шло три дня. Надо сказать, что в России ничего подобного не делают, а зря. Мне же очень понравилось трио Омера Клайна, это мой любимый формат – красивая, тонкая фортепианная музыка.
Квартет с американцами – это проект Николая Моисеенко, молодого саксофониста, на мой взгляд, одного из топовых джазменов страны. Николай очень серьезно относится к музыке, у него прекрасный вкус, он глубокий человек, при этом открытый к сотрудничеству, что и позволило сделать совместный проект с американцами. Это не постоянный состав, они собираются именно для воронежского фестиваля, что показывает: границ между русскими и американскими музыкантами нет.
Ну и конечно, Happy55, воронежцы, которые уже выступали на нашем фестивале несколько лет назад. Это очень круто, отличный уровень, этих ребят надо показывать в Европе, там зрители вполне подготовлены к пониманию такой музыки – сложной, странной, красивой и глубокой. Эти ребята живут в будущем, опережая свое собственное время, а такие люди должны быть всегда.
Вообще, «Усадьба Jazz» - это то, что человек обязательно должен пережить. Хотя бы раз в жизни. Знаете, как прыгнуть с парашюта, подняться на гору или что-то еще. Это событие, эмоциональный прорыв, который обязательно должен быть в жизни каждого.