- У меня весьма насыщенный концертный график, поэтому редко читаю, что пишут о моих выступлениях. Но, так или иначе, все это нужно пропускать через фильтр самокритики. Я все свое время отвожу музыке, готовлю новые сольные программы. Кроме того, у меня есть хобби – я сочиняю музыку. Недавно в Кливленде состоялась премьера моего концерта. Так что свободного времени совсем немного.
И как вы его проводите?
Всегда интересно открывать новые места, города. Еще я занимаюсь йогой, плаванием – это очень важно, поскольку дает возможность снять напряжение, которое накапливается во время работы и длительных переездов. Конечно, когда время позволяет, я хожу на концерты, однако большую часть музыки я слушаю в записи.
Аудитория классических концертов – это большей частью люди среднего и старшего возраста. Как вам среди них? И что нужно сделать, чтобы привлечь молодых людей к классике?
Думаю, что общий язык нужно находить с любой публикой, независимо от возраста. А что касается молодежи, то самая молодая публика была на моем концерте в Южной Корее. Больше половины зрителей были моими сверстниками. В Европе и США совсем иная картина. Я думаю, что в разное время и в разных местах начинается бум классической музыки, возрождается интерес к ней. Так было в свое время в Азии. Надеюсь, в скором времени эта волна дойдет и до европейских стран.
Существуют различные способы привлечения аудитории - например, концерты на открытом воздухе, фестивали оркестров. Огромное количество людей собирается на открытом воздухе - это почти пикники, однако музыкальные. И такие концерты всегда собирают много публики, в том числе и молодых людей.
Программу, которая прозвучала в Воронеже, можно было назвать романтической – в нее вошли произведения Дебюсси, Равеля, Стравинского. Также вы считаетесь тонким интерпретатором Шопена. А как вы относитесь к композиторам-современникам?
Всему свое время. Мне, безусловно, интересно творчество композиторов 20 века, но пока в плане прослушивания, а не репертуара. Сейчас важно накопить классический и романтический репертуар, расширить его. Но в будущем, я надеюсь, он будет дополнен произведениями Лигети, Пендерецкого. Кроме того, мне очень интересно творчество итальянского композитора Мауро Ланца – он пишет весьма необычно, в экспериментально ключе, но эта музыка действительно захватывает.
Как вы относитесь к тому, что в разных залах приходится играть на разных инструментах?
Это позволяет узнавать новые инструменты, находить иные краски и звуки. Потому что каждый рояль обладает собственной индивидуальностью. Необходимо найти к нему ключик – а это весьма интересный процесс и дает хороший опыт.
Бывали ли у вас неудачные концерты или концерты, которые были сопряжены с некими экстремальными условиями?
Да, однажды в городе Гилфорде, недалеко от Лондона, открывался новый концертный зал. Я должен был играть на открытии Первый фортепианный концерт Чайковского вместе с Лондонским симфоническим оркестром. Дирижировал концертом Валерий Гергиев. И вот во время исполнения первой части внезапно погас свет - горели только указатели выхода. Мы остались в полной темноте. Поразительно, но оркестр не остановился, продолжал играть. И вот как это было - например, в струнной группе те музыканты, которые сидели слева, подсвечивали мобильниками ноты тем, кто сидел справа. Я тоже почти приноровился играть в темноте, но мне тоже подсветили клавиши. Как выяснилось, сам маэстро Гергиев. Вообще, в стрессовой ситуации уровень контроля повышается, и уже через несколько минут я стал чувствовать себя почти естественно.
Многие музыканты старшего поколения говорят о том, что сейчас ситуация с конкурсами оставляет желать лучше – их стало слишком много, в то время как уровень их упал. Однако вы стали лауреатом трех престижнейших конкурсов, что дало определенный толчок вашей карьере...
Конкурсы – это всего лишь стартовая база, причем не всегда обязательная. Множество музыкантов обошлись без этого. На мой взгляд, одним из главных аспектов участия в конкурсе является то, что нужно отбросить понятие состязательности как таковой. Исполнитель должен думать не о победе, и не о том, какое впечатление он произведет на жюри. Он должен влюбить публику в музыку, которую он исполняет – как, впрочем, и на любом другом концерте.