Они такие разные, молчаливый и разговорчивый, интроверт и экстраверт, профессиональный артист и мастер по ремонту швейных машинок, но есть то, что их объединяет — 35-летняя дружба и осознание того, что надеяться в этой жизни кроме себя не на кого. Это трагическая история двух немолодых мужчин, и дай бог ей счастливый финал.
Практически каждый день на площадке у Кукольного театра можно встретить Юру и Сашу. С недавних пор они — уличные артисты. Юра отжимается на кулаках, Саша жонглирует и показывает фокусы. В прошлом году я вместе с режиссёром Валерием Сыроваткиным (когда-то он работал режиссёром в нашем театре драмы им. Кольцова, потом уехал в Москву, где стал трудиться на федеральных телеканалах) сделала о них документальный фильм. Буквально на днях я снова их увидела — на том же месте. Ещё осенью, когда мы брали интервью, Юра говорил, что хочет большего. И вот сейчас он рассказал мне, что в самое ближайшее время подаст заявки на участие в программах «Пусть говорят» и «Давай поженимся». Сделает он это только после сенокоса: у него мама-инвалид в деревне, и нужно обеспечить её сеном на зиму.
В фильм вошли всего пять минут — мы снимали весь день. Ниже — полная версия интервью с Юрием Чичиным (52 года) и Александром Калугиным (61 год).
«Меня мама с папой назвали в честь Гагарина»
— Меня зовут Юрий Сергеевич. Меня мама с папой назвали в честь Гагарина. Я всю жизнь занимаюсь физкультурой, учился в физкультурном институте. И всю жизнь занимался ремонтом швейных машин.
Когда мне было шесть лет, я увидел цирк. Мне это очень запомнилось. И я стал им увлекаться. Я даже занимался в цирковой студии дворца им. Ленина.
Сейчас я в общественных местах хожу на руках, делаю акробатические упражнения — хочу шокировать публику! То есть, я дурака валяю. Я чудак по жизни!
«Я круто живу!»
— Я жил у бабушки в деревне. Там воспитывался. К бабушке приходил механик, я видел с детства, с 5 лет, как механик разбирал машину. И я всегда вот этот болтик крутил. Я ничего не соображал. Но, тем не менее, я крутил. Потом я полюбил разбирать велосипед, мотоцикл. Любовь к технике была с детства. Я упрямый, целеустремленный человек. Я часами изучал технику и стал механиком.
Это было так. Я поехал с приятелем в Москву, мы привезли несколько китайских оверлоков и стали их продавать. Мы разбогатели. Я купил квартиру, в которой сейчас живу. Люди стали возвращать несовершенную китайскую технику, а так как я человек совестливый, я понял, что надо учиться ее ремонтировать. Я 15 лет этим занимаюсь. И эта работа меня кормит! Я могу в день заработать тысячу, ну, минимум 500, рублей. Я круто живу!
У меня есть свое жильё. И я думаю: «Что жаловаться на жизнь?». Всё прекрасно! Мой талант — это трудолюбие. Вот и всё.
Я хочу бросить свою работу! Потому что это маленькие деньги. Если честно, мне надоело работать.
Я хочу пойти дальше! Я понял, что-то во мне есть. И это надо развивать. Да, можно общаться с машинкой швейной, с клиентами. Но мне этого мало! Я хочу просто вылезти! Во мне проснулась огромная энергетика! Мне хочется пиара! Мне хочется, чтобы я стал известным человеком!
«Стресс помогает мне выжить»
— Понимаете, в чём дело. В моей жизни был стресс. От меня ушла жена. От трезвого, хорошего мужа. Я подумал, почему уходит женщина от такого крутого парня, как я? И начал ещё больше работать над собой. Я решил доказать, что мужчина в 52 года может быть сильным. Многие спиваются. Я — не буду! Благодаря этому стрессу, я сделал вывод: в любом положении можно сделать правильный выбор. И я понял, что стресс помогает мне выжить.
Боль меня гложет. Психологи говорят, что после 50-ти у мужчин появляется страх смерти. Наверное, так и есть — я хочу усовершенствовать свой организм.
Перед вами холостой мужчина, который не пьёт, не курит. Я занимаюсь физкультурой, зарабатываю, воспитываю сына, но я одинокий человек, в силу того, что у меня слишком высокие требования. Почему, я думаю, мой образ жизни не может стать примером для людей? Я трезвый. Не курю, не пью, в критической ситуации не теряюсь. Выживаю! Почему с меня многим людям не взять пример?
Вот как начинается мой день. Я встаю в 8 или 6 утра. Я принимаю сразу холодный душ — воспитываю волю. Я хожу в баню и фитнес-клуб. Раньше я всю жизнь комплексовал. Я ни в каких кружках в детстве не участвовал. Я ходил какой-то, горбатился. Я был недоволен собой. Сейчас я стал самоуверенным человеком!
То, что я делаю на улице — это крик души. Это вызов обществу. Я пытаюсь показать — есть важные вещи, как физкультура. Почему она? Это лекарство от депрессии.
«Мне хочется порвать это общество!»
— Нужно бороться, не сдаваться! Мне хочется перевернуть мир! Я доказываю себе, что могу! Я ставлю над собой эксперимент! И у меня, как ни странно, растут результаты! Когда ко мне подходят подростки и спрашивают «Как ты так делаешь, старик?», я просто тащусь! Мне хочется нести людям добро — это круто!
Иногда я плачу. У меня бывают свои слабости. Когда я слушаю какую-то песню. Но кто, если не я?! Я должен стать! Я есть человек, который многого может достигнуть в жизни!
Мне хочется порвать это общество! Для этого я выхожу на улицу. Мне хочется личным примером изменить мир!
«Подумайте: куда мы катимся?»
— Мне просто хочется быть примером для собственного сына. Ему 10 лет. Мой сын всё время сидит у компьютера. Я учу его. Я не хочу, чтобы после моей смерти, он сидел с протянутой рукой и был бомжом. Я спрашиваю сына: «Ты хочешь учиться в школе?». Я говорю ему: «Давай я научу тебя ремонтировать машинки?». Но он ничего не хочет. Я прошу его: «Бери с меня пример!». Но он не берёт. Он продолжает сидеть у компьютера. Вот сегодня он проснулся, и ушёл к другу на верхний этаж — снова играть в игры. Он даже есть не стал! А я варю ему борщ. Мне хочется ему помочь, я люблю его.
Я вспоминаю свою жизнь. В 5 утра я пас коров. Это было тяжело. Меня воспитывали дяди. Они многому научили меня. Перед вами человек, который может построить дом. Модель воспитания стоит перед глазами, и я хочу навязать её своему сыну. Я насильно отрываю сына от компьютера. Пускай он страдает. Потому что другого нет. Мы стоим в церкви. Мы должны терпеть.
Институт семьи развалился в нашей стране. Многие спиваются. Молодежь сидит у компьютера — и меня это раздражает. Сейчас приняли закон, запрещающий курить в общественных местах. Но этим ничего не изменить! Меня беспокоит будущее моего сына и многих молодых людей. Мне хочется, чтобы общество немножко подумало, куда мы катимся.
«Вот такая наша жизнь»
Вместе с Юрией Чичиным выходит на улицу его друг — 61-летний Александр Калугин. Вот, что рассказывает он:
— Я — профессиональный артист. Бывший мастер спорта по акробатике, чемпион Советского союза. Занимался у тренера — почётного гражданина Воронежа. После армии женился. Семья как-то не сложилась. Есть дочь, внуки. Сейчас я на пенсии.
Юру я знаю давно, уже больше 35-ти лет. Мы с ним близки по духу. Он меня подсадил на это (выступать на улице, — прим. Ю.Р.) В этом что-то есть. Я балдею от того, что мы делаем. Это ведь не сцена, куда люди за деньги пришли. Мы просто немножко дурака валяем, честно говоря.
На улице я не показываю каких-то сложных номеров, я как будто репетирую. Реакция великолепная! Мне она даже больше нравится, чем та, когда ты выступаешь на сцене. Здесь больше какой-то близости. Я подхожу к зрителям вплотную. Атмосфера какая-то чудесная, семейная, можно сказать. Здесь я могу пошутить, поимпровизировать. Отхожу от каких-то рабочих моментов. Ну, в общем, интересно это всё.
Я, как и Юра, ни на кого не надеюсь в нашей жизни. Только на себя — больше не на кого. Мне уже 61 год. Я уже не такой здоровый и молодой. Сколько я эксплуатировал себя, что даже не знаю, почему жив до сих пор. В советское время многое было бесплатно. У меня пенсия 6 тысяч рублей. Я подрабатываю, чтобы свести концы с концами. Хорошо, что силы ещё есть. А здесь, на улице — это такой прикол. И, какой-никакой заработок.
Мы с Юрой стараемся быть оптимистами. Мы друг друга психологически поддерживаем. Я наш проспект Бродвеем называю (смеется, — прим. Ю.Р.). Ну, что у нас? Может, семьи нет как таковой. Но у меня есть дочка, внуки. Мы с Юрой ездим на речку, ведём здоровый образ жизни. Не пьём, не курим. На танцы ходим. Я уверен, что меня ждёт новая жизнь. Может быть, более интересная, более насыщенная, более подверженная какими-то жизненными испытаниями. Вот такая наша жизнь.
Текст: Юлия Репринцева
Видео: Валерий Сыроваткин (режиссёр)
и Юлия Репринцева (редактор)
Фото: Кирилл Нестеров