Суд в Кемеровской области поместил под стражу обвиняемых в убийстве лискинцев

Из-за ОРВИ закрыли на карантин классы в двух школах Воронежа

Девять человек погибли на железных дорогах Воронежской области
 

На Вогрэсовском мосту в Воронеже увеличат количество полос для борьбы с пробками

Воронежская прокуратура проверит «креативные» предложения по борьбе с бездорожьем от главы села

Лесотехнический университет загорелся в Воронеже

Подрядчиков на два городских маршрута ищут в Воронеже

17 снарядов взорвали в Воронежской области 

Воронежцев предупредили о новой схеме мошенников с доставкой цветов и подарков

В Воронеже на проспекте Патриотов и Кольцовской сегодня отключат светофоры

День будет интересным. Во-первых, в отличии от предшествующих двух суток, наконец, обойдется без провокационных ситуаций, а во-вторых, сегодня ваша жизнь непременно изменится в каком-либо аспекте
 

Численность госслужащих сократят в Воронежской области на 10%

Мэр рассказал о сроках запуска в Воронеже электробусов и новых троллейбусов

Воронежцу попалась монета с «Ежиком в тумане»

Труп 70-летнего мужчины нашли в сгоревшем в воронежском селе доме

Сегодня определенно стоит следовать этому совету из детской книги, ведь провокаторы будут подстерегать на каждом шагу
 

Фейковые листовки с информацией о ядерных ударах распространяют в Воронеже

Перебои с телевещанием ожидаются на юге Воронежской области

В Воронеже приступили к подготовительным работам перед реконструкцией Центрального стадиона профсоюзов

Воронежский проект «Бетонные сады» получил архитектурный «Оскар»

Мэр рассказал о сроках запуска в Воронеже электробусов и новых троллейбусов

Специалисты устранили утечку на Московском проспекте в Воронеже

На атомной станции в Нововоронеже включат сирены 21 ноября

Николай Саврун может покинуть пост главного прокурора Воронежской области

Неизвестные напали с ножом на экс-тренера воронежского «Факела» Вадима Евсеева

Температурные качели ждут воронежцев на рабочей неделе

Сегодня звезды дадут шанс пересмотреть некоторые сферы своей жизни. Только вот прозрение наступит после не самых приятных событий

День перед Полнолунием будет полон неожиданностей и нестабильности. Но вот бытовые вопросы сегодня будут решаться как по щелчку
 

В Воронеже власти отказались от новогодних салютов

До конца года воронежским бюджетникам проиндексируют зарплаты

Интервью

Художник Александр Флоренский о Воронеже: «Красивое запущенное место»

Художник Александр Флоренский, который приехал в Воронеж, чтобы работать здесь над своей четвертой по счету художественной  азбукой – на этот раз «Воронежской», уже дошел до буквы «Я». Последнюю букву алфавита иллюстрируют якоря петровских кораблей – тех самых, которые стоят у служебного входа в Воронежский областной краеведческий музей. Уже сейчас видно, что «Воронежская азбука» состоит отнюдь не из визитных карточек Воронежа, а порой из незнакомых многим горожанам топонимов, таких как Еврейское кладбище, Севастьяновский съезд. Почему так? Об этом и многом другом мы поговорили с художником, сидя на кухне его съемной воронежской квартиры.
 
«Люди — самые надоедливые насекомые»
 
 Часть средств на издание «Воронежской азбуки» собирали сами читатели с помощью краундфандинга. Ходили слухи, что выход книги будет под вопросом. Вас это не напугало?
 
 
 Меня очень тронуло, что в спонсировании азбуки участвовало 149 человек, которые, независимо друг от друга, оторвали задницы от дивана. Находкой оказался бизнесмен Сергей Кочурин, который сделал большой взнос и подстегнул других. Оказалось, что в списке этих людей есть и мои знакомые англичане и американцы, которые мне ничего не сказали. Причем один из них даже не знает русского языка. Как он разобрался, я не знаю.
 
Честно говоря, я бы на это мероприятие денег не дал. Но не потому что я такой жадный. А потому что у меня нет банковской карты, потому, что я не умею пользоваться «яндекс-деньгами» и не знаю, куда мне пойти и где засунуть купюру.
 
 Расскажите о своем рабочем дне в Воронеже. Как он проходит?
 
 Монотонно, если он рабочий. Моя норма в идеале – четыре рисунка в день. Первая и самая главная часть моей работы – найти нужные объекты и сфотографировать их. Будущие топонимы снимаю со всех точек. С натуры рисовать невозможно, потому что по улицам ходят люди. А люди – самые надоедливые насекомые. Они мешают работать, это очевидно. Я бы с удовольствием работал бы с натуры, это мое любимое занятие. Художник Марке, например, всю жизнь писал из окон, у него все пейзажи нарисованы сверху. Он мог себе позволить снимать номер в отеле с красивым видом из окна. Но у меня такой возможности нет. Ну, на то Господь даровал нам цифровую фототехнику и компьютер. Потом я раскладываю фотографии в компьютере по папкам, озаглавленным буквами алфавита: «А» – Акатов монастырь, Арсенал. «Б» – Бунин.
 
 А на какие буквы было труднее всего выбрать виды? «Ю»? Твёрдый и мягкий знаки?
 
 Я с самого начала знал, что на «Ю» у меня будет Ю.В.Ж.Д. Серьезный выбор встал в процессе работы над буквой «Ё» - пришлось выбирать между «Зелёным театром», что на Динамо, и «Берёзовой Рощей». Сложнее всего пришлось с твёрдым и мягким знаками. Эти буквы всегда – трудные. На твёрдый я выбрал «Севастьяновский съезд», на мягкий – Рамонь. Кстати, такая же трудность у меня возникла во время работы над «Иерусалимской азбукой» и над "Петербургской". А вот в грузинском языке твёрдого знака нет, впрочем как и мягкого. Единственная трудность в грузинском – в том, что там три буквы «к», они по-разному произносятся и по-разному пишутся. Но во время работы над «Тбилисской азбукой» я постоянно консультировался с друзьями-грузинами по телефону и интернету. Хотя в Тбилиси, как и в Санкт-Петербурге и в Воронеже, горожане редко знают свой город. Я теперь у всех спрашиваю: как называется дамба у Чернавского моста? Придаченская. А как раньше называлась улица Орджоникидзе? Воскресенская, по названию церкви. А у тбилисских улиц часто можно вообще найти сразу пять исторических названий. Все дело в том, что в Грузии был шквал переименований: в 20-30-е годы улицы переименовывали эсеры и меньшевики, потом были сталинские переименования, после них - брежневско-общесоветские, а потом улицы переименовывали жители свободной Грузии.
 
 Какие особенности Воронежа Вам бросились в глаза?
 
 Первая - большое количество Лениных: чёрный – на Площади Ленина, белый – у Механического завода. (Помните, «жили у бабуси два веселых гуся…»). Но это не удивляет, Ленины есть и в Петербурге. Вторая особенность - в том, что улицам не попытались вернуть первоначальные названия, что печально. Я чувствую, что перенесся на машине времени в СССР. Мой тбилисский товарищ очень удивился, когда обнаружил в фэйсбуке на моей картинке, что одна из воронежских улиц называется в честь Орджоникидзе. В Тбилиси тоже была улица Орджоникидзе, но ее переименовали. И в Тбилиси, конечно, не найти Площадь Ленина. Впрочем, я и в Петербурге живу на улице Правды и Социалистической. Мне жутко не повезло, что до моего района переименования не добрались.
 
 
«В Воронеже нет достойных памятников»
 
 На «Е» Вы изобразили Еврейское кладбище. Как Вы его нашли? Ведь о его существовании не знают многие воронежцы.
 
 Мне помогли его найти мои друзья. Оно спрятано за какими-то гаражами, где-то недалеко от галереи Х.Л.А.М. Его ниоткуда не видно. Оно, действительно, очень старое. Смешно, что на его могилах нет-нет, да встречаются православные кресты, которые я тоже нарисовал. Таких могил – процентов пять. Такого не представить, например, на еврейском кладбище в Праге. Вообще удивительно, что в Воронеже есть отдельное еврейское кладбище, ведь здесь не так много евреев. Это красивое, хоть и запущенное место.
 
 В вашей «Азбуке» мало привычных визитных карточек Воронежа. К примеру, нет многих памятников. Они вам не понравились?
 
 В Воронеже я не нашел ни одного хорошего памятника. Есть пристойный памятник Мандельштаму покойного Лазаря Гадаева. Это был хороший художник и скульптор, я его даже чуть-чуть знал. Его памятник хоть похож на нормальную скульптуру. А лучшее уличное произведение в Воронеже – лечебный стул, избавляющий от жлобства, который по проекту художника Саши Ножкина сделал Сергей Горшков.
 
Все остальное не выдерживает никакой критики, начиная с памятника Ленину и заканчивая половиной Пушкина у Театра оперы и балета. Но, говоря о Воронеже, я подразумеваю Россию. И в Красноярске, и в Нижнем Новгороде, и в Перми, и в Петербурге, и Москве орудует мафия скульпторов, которые, вместо того, чтобы делать что-то временное, веселое и талантливое, делают вечное, бездарное и уродливое.
 
 А чем вам не нравится Белый Бим Черное Ухо?
 
 Такие скульптуры на каждом шагу встречаешь в Праге: памятник фотографу, памятник пожарному, памятник человеку, сидящему на лавке. Все это  на невзыскательный вкус горожан, которые полируют эти памятники своими объятиями, чтобы сфотографироваться. Плюс противная доля сентиментализма...
 
 А от других визитных карточек Воронежа Вы сознательно отказались?
 
 Ничего подобного. Я специально нарисовал Каменный мост. Его рисует каждый, кому не лень. Правда, я приписал на рисунке, что это является самым избитым сюжетом сувенирной продукции Воронежа. Мне предлагали нарисовать гостиницу «Бристоль», но я отказался. На букву «Б» я решил выбрать дом, где родился Бунин. Это прекрасный писатель и поэт, творчество которого я хорошо знаю. И дом Бунина гораздо симпатичнее и простодушнее.
 
 У вас на многих картинках - рекламные билборды. Например, на крыше "Утюжка"  Вы нарисовали рекламу «ВТБ» и приписали, что раньше на его месте был «Мегафон» Значит, реклама имеет права на существование в этой азбуке?
 
 Почему бы нет? Знаете, это как в анекдоте про Вовочку: «жопа есть, а слова нет». Более того, я и автомобили не люблю. Я бы охотно рисовал фаэтоны, каких-нибудь лошадок или дам в кринолинах, а нынешние дамы ходят Бог знает в чем, и ездят в каких-то мерзких черных джипах. Я пытаюсь изобразить то, что вижу. Хотя у меня все равно получается какое-то ретро: дамочки в макси-юбках, мужчины в каких-то черных костюмах, а не в шортах и въетнамских шлепанцах. Но будем считать, что это мой стиль.
 
 Вам никогда бы не хотелось изобразить человека более конкретно и узнаваемо?
 
 А я могу сделать под ним подпись: Лена Дудукина, Сергей Горшков, Алексей Горбунов. Есть такая старая байка о том, что бестолковый художник неудачно нарисовал животное и рядом приписал: «Се лев, а не собака». Я считаю, что этим приемом можно широко пользоваться в искусстве. Хотя это якобы свидетельствует о низком уровне профессионализма. Возможно, но это как раз мое. У меня и памятники со спины одинаково выглядят: черные со спины мужики, оба стоят, чем отличаются? Ничем. Если их не подписать, то Черняховского можно спутать с Лениным.
 
 У вас на картинках очень много кошечек, собачек, птичек…
 
 Их даже больше, чем в жизни. Хочется заселить картинку положительными эмоциями и персонажами. Недавно изобразил на букву «С» сову и сойку. Не думаю, что они так часто шастают по вашему городу. Когда рисовал улицу Орджоникидзе, нарисовал орла. На следующий день мы поехали в гости к Сергею Горшкову, в деревню Петино. Сели на скамейку. Потом я у него спрашиваю: «Я вчера нарисовал орла, потому что он на букву «О». У вас есть орлы?». Горшков говорит: «Да, вон он – летит над Доном». - «Но это за городом. А в городе орлы водятся?». – «Ну а как же! - ответил Сережа. – Я сам видел, как орел опустился с неба, схватил воробья и улетел». Кстати, на букву «У» я нарисовал и удода, хотя не уверен, что удоды у вас водятся. Просто удод – моя любимая птица, она очень красивая. А как красиво звучит!
 
 На ваших картинках попадаются ваши знакомые и друзья…
 
 Собственно, все мои воронежские друзья и попали в «Воронежскую азбуку». Здесь нет ничего удивительного, ведь Воронеж у меня ассоциируется с ними - других воронежцев у меня нет.
 
 Как изменился Воронеж за те шесть лет с вашего предыдущего приезда?
 
 По-моему, плохих памятников стало больше. Вылезло много больших и некрасивых домов. Например, я хорошо помню, что, когда смотрел шесть лет назад на Акатов монастырь с Придаченской дамбы, над ним возвышался огромный, некрасивый современный дом. А теперь выяснилось, что над этим неказистым маленьким домиком возвышается уже настоящий небоскреб. Когда я выбирал сюжет на букву «Я», думал остановить свой выбор на Ямской слободе. Так мы с трудом нашли там крохотный деревянный особнячок в стиле модерн 1912 года. В книжке «Историко-культурное наследие Воронежа» 2000 года есть фотография этого особняка с красивым фронтоном. Сейчас этого фронтона уже нет. Скоро и самого особняка не будет, потому что его можно поджечь одной спичкой.
 
«Нынешние «Митьки» — как грязная бумажка, приставшая к подошве»
 
 До того как приступить к азбукам, Вы иллюстрировали детские книжки.
 
 Большого опыта иллюстрации детских книг у меня нет. Во время перестройки меня заметил знаменитый, ныне покойный талантливый художник Валерий Георгиевич Траугот, который был главным художником издательства «Детгиз». Заметив мои иллюстрации к андеграундным книжкам Владимира Шинкарева «Митьки» и Бориса Гребенщикова «Иван и Данила», поручил мне проиллюстрировать две детские книги –книгу детских сказок Радия Погодина «Земля имеет форму репы» и сказки прекрасного архангельского писателя Степана Писахова "Месяц с небесного чердака". Потом заказал картинки к детским стихам Олега Григорьева. Это было в 1990 году, а 1991 все рухнуло. Ничего не издали. Мои рисунки пролежали у меня в столе 20 с лишним лет, и только в прошлом году случайно нашелся издатель на эту книгу (сейчас этот сборник называется "Чехарда"), только попросил раскрасить рисунки (что прекрасно сделала моя дочь Катя на компьютере).
 
Картинки к книге Радия Погодина «Земля имеет форму репы» - пожалуй, лучшее, что я сделал в области иллюстрации книги. Я очень старался. Потому что одно дело, когда я пьяный рисовал картинки к книгам Шинкарева и Гребенщикова, зная, что их размножат на ксероксе среди друзей, а другое дело – когда я делал детскую книжку, минимальный тираж которых был тогда 100 тысяч экземпляров. Вообще, Траугот обладал талантом отдавать правильные тексты правильным художникам. Если бы советская власть продолжалась и сейчас, я бы, наверное, рисовал иллюстрации к детским книгам и дальше -- это был типичный способ заработка тогда.
 
 А почему Вы не хотите сотрудничать с детскими издательствами сейчас?
 
 Сейчас нет таких художественных редакторов, как Владимир Лебедев, который в 30-е годы прошлого века создал в «Детгизе» уникальную школу иллюстраторов детских книг. Нет таких людей, как Валерий Траугот, сделавший то же самое в 70-е годы. Детских издательств с хорошим вкусом очень мало. Есть хорошее московское издательство «Самокат», но оно ориентировано почему-то на скандинавские переводные книги. Книжное дело сейчас в упадке. Оно в подъеме – количественном, но не в качественном. Художественные редакторы потакают вкусам публики, а вкусы публики известны: чем ближе к «Диснею», тем лучше. При этом книги печатают за границей, на дорогой мелованной бумаге. Когда я делал иллюстрации к Погодину, все было совсем не так. Тогда печатали на офсетке, в советской типографии, и многие тонкости, которые были в моих картинках, пропали.
 
 Что сами сейчас читаете?
 
 Если Кибиров, Гандлевский или Кучерская напишут что-нибудь новое, я непременно прочту.
 
 Поддерживаете ли вы отношения с бывшими товарищами по «Митькам»?
 
 С бывшими товарищами  история длинная. В общем-то мы все дружим, хотя с возрастом видимся все реже. Единственный человек, к которому я имею претензии,- это Дмитрий Шагин, который (с моей точки зрения) все испортил и опошлил. Все остальные – вполне нормальные люди. Сейчас каждый из них существует отдельно друг от друга. Нынешние же «Митьки» - это "Дмитрий Шагин и его друзья", имена которых никто не знает. Беда в этом только одна: состав "группы" (хочется сказать "труппы") изменился полностью, а слово «Митьки» осталось тем же самым, и возникла путаница. С 1984 по 1994 это было сообщество прекрасных, умных, тонких художников и литераторов, принадлежностью к которым можно было только гордиться. А теперь этого можно только стыдиться. Это как грязная бумажка, прилипшая на улице к подошве. Мне неприятно, когда меня ассоциируют с «Митьками», хотя это так и есть. Обидно, что я практически всех этих людей и познакомил когда-то друг с другом.... А сегодняшнюю деятельность так называемых «Митьков» мне хочется охарактеризовать словами из романа Марка Твена «Приключения Тома Сойера»: «Опустим завесу жалости над этой сценой».
 
 Какой проект будет следующим после «Воронежской азбуки»?
 
 После того, как закончу работу над «Воронежской азбукой», я полечу на север Норвегии, в город Киркенес. Это довольно симпатичный городок, в котором я был уже два раза. Там мне предложили сделать «Киркенескую азбуку». Но в этом городке живет всего 5-10 тысяч человек, это было бы нелогично --куда ее девать? В итоге сошлись на том, что я сделаю книгу-путешествие о городах Баренцева региона (Киркенес, Вардо, Вадсё, Г​​​​ренсе Якобсельв, Бюйгенес, а также близкие к ним Мурманск, Никель и др.), наподобие «Путешествия Гулливера» Свифта. Книгу я буду делать сразу на двух языках – на русском и на английском. Кстати, это будет мой английский, с путаницей времен, спряжений, склонений и герундиев. Одно могу обещать – мой английский будет предельно понятен!
 
Беседовала Анастасия Сарма