Как развиваются СМИ на «новых» территориях РФ

В Воронеже Росприроднадзор ищет владельцев незаконной свалки

 

Улицы возле Центрального стадиона профсоюзов перекроют в Воронеже 6 мая

Опубликовано видео невероятного северного сияния в Воронежской области
 

День в целом комфортный и умиротворяющий, однако к вечеру не избежать хлопот.

На XII Медиафоруме раскроют механизмы маскировки применения биологического оружия

О заморозках до -5 в выходные предупредили воронежцев

В Воронежской области может находиться военнослужащий, самовольно оставивший часть

На XII Медиафоруме в Воронеже военкор НТВ раскроет изнанку своей профессии

Репетиция Парада Победы 4 мая состоится в Воронеже

Первая майская гроза в Воронежской области ожидается уже 2 мая

7 легковушек и 1 ПАЗик столкнулись у Центрального парка в Воронеже

Большая часть дня будет сложной, но во всем есть свои плюсы, уверяют астрологи.

Воронежцам напомнили о штрафах за несданную вовремя налоговую декларацию

Лучший бомбардир воронежского «Факела» из-за тяжелой травмы завершил сезон

Воронежцам показали проект поликлиники в Железнодорожном районе

В Воронеже концепцию парка «Танаис» архитектурная комиссия отправила на доработку

Ушедший из «Факела» Ташуев решил дела за сутки и готов работать

Игорь Черевченко возглавил воронежский «Факел» после ухода Ташуева

В Воронеже на улице Крынина восстановили работу уличного освещения и светофоров

Сегодня будет много общения, встреч и дел, готовьтесь.

Синоптики рассказали о погоде в Воронеже в первые майские выходные

Досрочно прекращена лицензия на добычу никеля в Воронежской области

В Воронеже ограничат движение и парковку в православные праздники

Жители Воронежа пожаловались на жуткий запах гари

Сегодня лучше всего поставить дела и планы на паузу. Посвятите день самому себе.

В мае воронежцы получат новые квитанции за свет

Виновница жуткого ДТП, в котором погибла девушка, избежала колонии в Воронежской области
 

Женщине отрубило кисть на воронежском заводе
 

На воронежском кладбище обнаружили следы странного обряда

Интервью 14393

Сергей Горшков: «Быть художником – значит быть свободным»


36on.ru начинает серию интервью с известными деятелями искусств – экспертами областного летнего лагеря талантливой молодежи «Культпоход». Музей-заповедник Дивногорье – очень удачное местно для разговора о современном и традиционном искусстве, о месте художника в современном обществе, о карьере в искусстве, если сейчас можно говорить о такой. Своими размышлениями с 36on.ru поделился один из преподавателей творческого лагеря, художник и скульптор, художественный директор галереи Х.Л.А.М. Сергей Горшков.
 
- Сергей Иванович, вы, как и все ваши коллеги, некогда были начинающим художником. Как вы видели тогда свою дальнейшую карьеру и жизненный путь?
 
 
 
- в Советском Союзе у художника было два пути. Основной была линия официальная: учишься в училище или институте, становишься членом союза художников, получаешь мастерскую, работает, ездишь в дома творчества, делаешь карьеру, получаешь награды и в конце концов становишься академиком. Это идеальное описание, ведь и не все лейтенанты становятся генералами, но принцип был тот же.
 
А можно было быть свободным художником. Когда я юношей начинал заниматься искусством, в начале 70-х годов, уже происходили какие-то неформальные акции, квартирные выставки в Москве и было довольно много людей, которые интересовались свободным художественным процессом. Но это был путь полной неопределенности.
 
Информацию о нем мы получали, в основном, из художественной литературы, о французских художниках начала ХХ века. Как они сидели в кафе, пили вино, обсуждали всякие проблемы, читали стихи друг другу, и вдруг, к ним приезжали коллекционеры, покупали у них картины. Карьера собственно заключалась в том, что приехал какой-то коллекционер и купил у тебя картину, и ты будешь тогда жить как Пикассо. Но были отчаянные головы, которые становились на этот путь и всем рисковали, абсолютно. И жили интересной, насыщенной, веселой жизнью, по сравнению с той унылой, которая была у тех, кто делал карьеру.
 
- Но в наши дни никого не загоняют в творческие союзы и не заставляют быть соцреалистами.
 
Союз художников и система рангов и званий никуда не делись. Но действительно, ситуация сильно изменилась. Тот путь, который для нас был размытым и туманным совершенно, он уже обозначился. Сегодня можно быть неофициальным художником, можно заниматься современным искусством, но быть встроенным в систему, которая сейчас у нас в стране появляется.
 
Появляются институции, их очень мало, в Воронеже тем более это как призрак такой, который бродит неприкаянный до определенного времени, но начинает получать свои очертания. Появились арт-критики, которые могут более или менее правильно поставить диагноз, чем занимается молодой художник. Занимаешься ты изобразительным или визуальным искусством, или акцианизмом, или перфомансом, или театральной какой-то деятельностью, писательской, - есть знающие люди, есть с кем посоветоваться.
 
Существуют фестивали, в которых молодые художники могут участвовать и там находить своих единомышленников и своих гуру. Эти фестивали проходят по всей стране, от столицы до Владивостока. Я знаю, наши воронежские художники многие участвовали во многих проектах современного: в Москве, Перми, Калининграде, Красноярске, Нижним Новгороде, и во многих других местах. И в других странах тоже. Для молодого художника, который начинает этим заниматься, с каждым шагом путь становится все более отчетливым, дорога под ногами становится все более твердой и явственной.
 
- Дали говорил молодым, мол, сначала научитесь писать как старые мастера, а потом уже занимайтесь своим на свое усмотрение. Сам, кстати, этому принципу соответствовал. Как сегодня соотносятся художественное образование и самостоятельное творчество?
 
- На молодых людей, которые учатся или учились в традиционном учебном заведении, худучилище или академии, сильно давит та учеба. Поскольку система обучения осталась от старого режима, а жизнь вокруг меняется. Внешне меняется, внутренне, цели, задачи, общество меняется, а система образования осталась, как тяжелое наследие прежнего режима. Молодых людей в художественных вузах готовят непонятно к чему. Как Эдуард Бояков заметил, готовят будущих алкоголиков.
 
Т.е. люди действительно хорошо умеют то, чему их научили, но к жизни это умение никак не относится. Люди заканчивают учебное заведение, ощущая себя мастером, виртуозом кисти - м вдруг, оказывается, что виртуоз как-то не востребован и никакого интереса особого не вызывает. И вынужден жить не как Пикассо или Ван Гог, весело, ярко, насыщенно, а вот именно, шаг за шагом делать какую-то такую хилую карьеру, двигаясь в сторону академика, которым он должен стать годам к девяноста. А до этого времени выполнять какие-то бюрократические функции. Вероятно, преподавать в том же заведении, которое закончил, писать отчеты, докладные, заниматься бумажной работой и следить за тем, чтобы его студенты не баловались, посещали занятия и усердно выполняли то, что им приказывается.
 
У многих этот штамп остается на всю жизнь: на областных выставках союза художников часто появляется ощущение, что вот эти 50-ти, 60-ти летние художники, по-прежнему готовятся к просмотру, они получили задание написать натюрморт или пейзаж. Делают просмотр на выставке, выполнили его и и ждут, когда учитель поставит им оценки. Но, разумеется, всегда так было и всегда будет, что в каждом сообществе находится белая ворона или гадкий утенок, который потом становится прекрасным лебедем, который нарушает правила.
 
- Сейчас современные художники – это беглецы из традиций. А где-нибудь на свете учат арт-объектам, инсталляциям, современному искусству?
 
- На свете много где, в Москве, например, есть Институт современного искусства, школа Бакштейна. Его читают лекции как раз современные художники, искусствоведы, поэты,. проводят практические занятия, что очень важно. В Европе давным-давно существует ситуация, когда знаменитые художники, которые в обществе слывут хулиганами, приглашаются читать лекции в институт и опять же проводят практические занятия со студентами. Студент погружается в гущу ярких, необычайных событий. Эта практика существует с 60-х годов в Германии, ее завел Бост, был такой самый знаменитый, наверное, тогда профессор, который не только читал лекции, но и ходил со студентами студентов устраивать перформансы и акции. И они, таким образом, проходили практическую школу современного искусства.
 
- Вы, не первый раз работаете экспертом, преподавателем на «Культпоходе». Какие задачи вы для себя ставили, на какие вопросы, на какие запросы вы отвечали и насколько на ваш взгляд успешно?
 
- Я, прежде всего, хотел, чтобы молодые люди, которые приехали на короткий срок сюда в Дивногорье, расширили рамки своего представления о мире вообще, и о том, какое место должен художник занимать в этом мире. Прежде всего, объяснить ребятам, что если они хотят быть художниками они должны быть, прежде всего, свободными людьми. Если ты собираешься совершить открытия и удивить весь мир – нужно быть свободным.
 
И нужно тот свой багаж знаний, который у тебя есть, положить в карманы и не выбрасывать ни в коем случае. И найти в этих карманах место свободное, куда ты мог бы складывать еще новые знания, новый опыт какой-то.
 
Если ты встречаешь на своем пути людей, которым ты доверяешь и тебе интересно то, чем они занимаются нужно к ним стремиться, с ними советоваться, показывать то, что ты делаешь, следить внимательно за тем, что они делают. Если есть возможность читать книги - читай! Сейчас огромное количество интересной литературы. Посещать выставки обязательно, ни в коем случае не замыкаться в самом себе. Нужно, насколько это возможно, быть встроенным в эту жизнь, в это сообщество которым ты живешь. И не занимать ни в коем случае пассивную позицию, в этом случае начинается затухание всех желаний, творческих возможностей. Ты набиваешь себе шишки, ломаешь ногти, копаешь эту землю и, в конце концов, докапываешься до истины, до того, что ты любишь, что ты должен знать и уметь.
 
- И вы видите результаты ваших лекций и мастер-классов?
 
- Многие ребята, приехавшие на «Культпоход», ходили здесь на этюды, рисовали милые пейзажи с коровами или без коров. Когда начинаешь им рассказывать про современное искусство, они кивают головами, но такое впечатление, что это все мимо них проходит. Но оказалось, не проходит, а просто доходит постепенно. Нужно время, чтобы это все переварить и усвоить. В июне, например, проходит «Культпоход», потом продолжается лето, они видимо, июль и август продолжают ходить на речку, писать этюды с коровами. И когда наступает осень, и они приезжают в город, начинается переосмысление. Они смотрят эти свои этюды, но эти этюды у них ассоциируются с лекциями, которые здесь происходили, с поэзией, с музыкой, которая здесь звучала в их ушах и они на своих коров смотрят уже другими глазами. Я смотрю потом осенью на этих ребят в галерее ХЛАМ, а они уже среди тех, кто строит Воронежский центр современного искусства. Они общаются, записывают ссылки на адреса в интернете, делают фотографии странных арт-объектов и спрашивают: «а какие будут проекты?», - где бы они тоже хотели бы принять участие. Им все это страшно нравится и интересно, они хотят быть членами вот этого сообщества. Думаю, и предстоящий выставочный сезон нас многим удивит.

ТЕКСТ: Леонид Диденко