День будет интересным. Во-первых, в отличии от предшествующих двух суток, наконец, обойдется без провокационных ситуаций, а во-вторых, сегодня ваша жизнь непременно изменится в каком-либо аспекте
История Великой Отечественной войны и по сей день скрывает много тайн. Одну из них 36on.ru приоткрыл участник военных событий, почетный гражданин Воронежа, заслуженный тренер РСФСР, основатель городской школы спортивной акробатики Евгений Анцупов.
Евгений Алексеевич Анцупов родился 21 января 1927 года в деревне Выселки-Березовец Орловской области. Учился в липецкой школе, которую в 1940 году окончил с отличием и мечтал поступить на математический факультет Ленинградского университета. Еще в школе начал самоотверженно заниматься акробатикой, в которой делал немалые успехи. Однако, в том же 1940 году маршал Тимошенко выпустил постановление, согласно которому все юноши по окончании школы призываются в армию.
Легенда отечественного спорта с большей охотой рассказывает о достижениях в акробатике, чем о буднях минувших сражений.
В первый день Войны Евгений Анцупов, будучи рядовым солдатом 245-го гаубичного полка попал под бомбардировку под Витебском. Выжил по счастливой случайности. По словам ветерана, авианалет начался около трех часов ночи 22 июня 1941 года.
- В три часа ночи немцы начали бомбежку. Тогда из 1200 человек мы похоронили более четырехсот, в том числе и командира… Потом мы пошли в наступление на запад и прошли по Польше 40-50 км. По пути нам встретились немецкие мотоциклисты - по три человека на мотоцикле с коляской и пулеметом. Никаких военных действий не ведут - просто спокойно едут... Они идут - мы их «шарахнем» из гаубицы. Потом через 10 минут прилетает их бомбардировщик, а мы уже на другое место перебрались. Мы их опять «шарахнем», и опять самолеты летят, но нас уже нет. Такие бои были, когда мы на Польшу шли… Немцы шли быстро, им никто почти не сопротивлялся, ведь наших войск на пути было мало, они их быстро разбивали. Я узнал, что один из наших пехотных полков уничтожен, другой целиком взят в плен, третий отступил с большими потерями. Поэтому гитлеровцы продвигались свободно и практически без боев…
Уже спустя шесть дней немецкие войска заняли Минск. Германская армия, захватывая каждый населенный пункт на своем пути, оставляла в них пару офицеров с несколькими солдатами. Узнав об этом, оставшиеся в живых артиллеристы 245-го гаубичного полка решили «партизанскими» перебежками пробиваться к Ленинграду через уже захваченные немцами балтийские страны.
- Получилось, что когда пришлось пробиваться к Ленинграду, мы из артиллеристов превратились в пехотинцев, а то и просто партизан. Лошади дохли от голода и нагрузок, поэтому выживших животных мы меняли в населенных пунктах на еду и теплые вещи. Пришлось оставить орудия, и мы взялись за винтовки. У местных жителей узнавали, что практически в каждой деревне немцы оставляли по несколько человек, как надзирателей и информаторов. По ночам мы их убивали - расстреливали, а иногда поджигали дома.
Короткими тайными переходами остатки 245-го гаубичного пробирались к Ленинграду. Когда солдаты дошли до острова Эльзы, то узнали, что Ленинград окружен. Тогда верховное командование направило их в Швецию на охрану советского посольства.
- К нам примкнули остатки других войск и партизаны, поэтому нас было уже около 800 человек. И тут от главнокомандующего приходит приказ о направлении нас на охрану посольства СССР в Швеции. В декабре 1941 мы туда попали.
Евгений Анцупов знал немецкий язык, поэтому смог быстро освоить шведский. По его мнению, немецкий язык похож на шведский примерно как украинский на русский. Посол СССР в Швеции знаменитая Александра Колонтай, помимо функции охраны, поручила ему писать адреса местных коммунистов для газетной рассылки.
Когда в 1944 году немцев выбили из Финляндии, Анцупова перевели в распоряжение НКВД города Калинин (сегодня это Тверь). Там Евгению поручили охрану пленных немцев, которые восстанавливали разрушенный город, и лодочную станцию. Здесь у Евгения появилась возможность преподавать акробатику в местном спортивном клубе «Динамо». На том акробатическая карьера нашего героя не закончилась, а скорее только начиналась. После известия о победе он без экзаменов поступил в МГУ на физкультурный факультет, окончил его с отличием и с друзьями приехал в Воронеж, где открыл известную на всю страну школу спортивной гимнастики, в которой работает по сей день.
Разбитых полков не было…
- Когда приехал в Воронеж и пришел в военкомат, там мне сказали, чтобы я обратился в исторический музей, где хранятся дела всех фронтовиков - чтобы оттуда прислали мои дела. Работники архивного отдела написали в Подольск. Оттуда ответили, что 245-го гаубичного полка в войне не участвовало, и что его вообще не было. Я возмутился - как так?! Говорю им: «Напишите в КГБ Калинина!» Они написали, и оттуда пришли все данные. Я прочитал в газете, что один парень из Бреста тоже был на границе, но с Украиной, его пехотный полк разбили. Когда он начал оформлять «участника войны», ему сказали, что его полка не было. А после я узнал, что Сталин издал указ о том, что все пограничные войска от Прибалтики до Одессы которые в начале войны были разбиты или взяты в плен, в войне не участвовали и никогда не существовали. Таким образом, он пытался скрыть потери.
Но десятки и сотни тысяч советских солдат честно исполнили свой долг в первые дни войны, и их мужество имело большое значение для дальнейшего развития военных действий и, в конечном счете - для Победы.