Во вторник, 11 июня, в конференц-зале «Арт-Отеля» в рамках Платоновского фестиваля искусств-2013 состоялась пресс-конференция с участием живой легенды мирового балета, художественного руководителя Михайловского театра Начо Дуато и солистом театра - Леонидом Зайцевым. Испанский балетмейстер сообшил, что он в восторге от Платоновского фестиваля и ему крайне приятно быть его частью.
- Вы известны как знаток Русской литературы и любитель творчества Достоевского. Знакомы ли вы с творчеством Андрея Платонова и каким вы его видите? Известно, что Чехова, судя по его произведениям, часто видят человеком низкого роста, позже удивляясь тому факту, что он был весьма высок.
Начо Дуато: Я бы не сказал, что я знаток Русской литературы, хотя я, безусловно, люблю многие её образцы. Я почти не читал Платонова, однако на Чеховском фестивале мне как-то довелось наблюдать спектакль по мотивам его произведений, в котором, в частности, одним из действующих лиц был сам Платонов. Актёр, во всяком случае, был высоким (улыбается).
В своё время я был на даче Чехова и был крайне впечатлён. Особенно меня поразила его записная книжка - тем, что в ней были записаны совершенно простые, бытовые дела. Это очень меня вдохновило.
- Вы создали много прекрасных произведений балетного искусства, в основном на классическую музыку. Однако были и исключения - например, вы творили на музыку такого экспериментатора, как Янис Ксенакис. Нет ли желания поэкспериментировать ещё?
Н.Д.: Я бы не сказал, что балет на музыку Ксенакиса - самое яркое исключение. В моём послужном списке есть постановки на самую разную музыку. Я работал и с Глассом, и с Альберто Иглесиасом, который потом писал музыку для Педро Альмодовара. Недавно мне довелось поработать вместе с очень интересными музыкантами-электронщиками из Каталонии.
- Почему вы решились на этот удивительный для многих поступок - переезд из Испании в Санкт-Петербург? И что было решающим фактором, повлиявшим на ваш выбор?
Н.Д.: Вы будете удивлены, но многие поступки в жизни я совершил не сам. Многие важные события в моей жизни произошли благодаря кому-то, а не мне.
Я начал танцевать, не задумываясь о будущем, и тут вдруг меня позвали в Голландию, в знаменитый Нидерландский театр. Когда я поставил первый в жизни балет, я как-то и не думал о втором. А мне сказали - сделай. Окей, сделаю... (улыбается) Примеров много.
И вот Испанское Министерство культуры увольняет меня, и неожиданно появляется Владимир Кехман и предлагает мне работу в одном из знаменитейших театров мира. Конечно, я согласился.
- Нравится ли вам в Петербурге? Всё-таки это северный город, а вы испанец...
Н.Д.: Я не классический испанец, если позволите. Я иногда жалею о том, что плохо знаю своё генеалогическое древо - быть может, мои прадеды пришли с севера. Ведь я абсолютно комфортно чувствую себя в Петербурге, временами даже более комфортно, чем в Валенсии или Мадриде.
К тому же я постоянно ловлю себя на мысли, что я живу в самом центре красивейшего города, и недалеко от моего нынешнего места обитания Ростропович выходил на балкон с чашечкой кофе, или тот же Петипа неспешно прогуливался. И это потрясающее чувство.
- Легко ли быть гражданином мира? Вы постоянно путешествуете, много работаете в совершенно разных странах, после работы в России вы поедете в Берлин. Каково это, быть постоянно в движении и что вы можете назвать своим домом, где он?
Н.Д.: В 15 я покинул родную Валенсию и с тех пор постоянно путешествую. У меня есть дом в Мадриде, однако скажу так: дом для меня - это всегда то место, где я в данный момент работаю.