Тенью сна от сна не убежать.
Прошлое должно остаться прошлым.
Просыпайся утром ровно в пять
Пей зарю и думай о хорошем.
Прогуляйся шагом по мосту,
И, не проронив ни слова,
Старику с очками на носу
Пожелай хорошего улова.
Бросься взглядом с высоты на дно
Черных вод воронежской пучины
И вернись. И помни об одном:
На земле всему своя причина.
Тенью сна от сна не убежать.
Прошлое должно остаться прошлым.
Просыпайся утром ровно в пять,
Пей зарю и думай о хорошем.
24-летний воронежский поэт Джабраил Яхьяев является автором нескольких десятков стихотворений и переводов иностранной лирики. Его произведения опубликованы в ряде российских и зарубежных изданий. Яркая внешность, интересное для русскоязычного автора имя, трогательные и пронзительные стихи делают этого выпускника филфака ВГУ желанным автором поэтических сборников и творческих вечеров. Корреспонденту 36on.ru Воронеж удалось пообщаться с Джабраилом, благодаря чему «познакомиться» с ним могут теперь и наши читатели.
Джабраил, как получилось, что ты начал заниматься поэзией?
Моя творческая история не начинается по сценарию "осенило - сел - написал". Все происходило само собой, словно так и должно было случиться. Даже не помню своего первого творения. Впервые что-то слагал в возрасте 6-7 лет, чаще устно. По дороге со школы шел вприпрыжку и сочинял что-нибудь ритмичное, напевал, но даже не думал это как-то запечатлевать.
Сколько себя помню - читал постоянно, как только мама научила читать. В начальной школе чуть ли не каждый день ходил в детскую библиотеку, но брал почему-то сказки, а не стихи. Стихи стал поглощать в переходном возрасте в неисчислимом количестве.
На мое поэтическое творчество повлиял и интерес к сцене. Помню, как в первом классе победил на конкурсе чтецов, и за это удостоился выступить на главной площади поселка.
Очень любил к урокам чтения учить наизусть по три-четыре стихотворения, и не только потому, что хвалили, но и потому, что мне было интересно стоять перед другими и выступать. Нравится это и ныне.
Почему избрал именно этот вид творчества? Были ли альтернативы?
Я не избирал поэзию. Даже много раз бросал это дело, последний раз - год назад. Думал, ерунда все это. Но не проходило и недели, как опомнюсь, что держу ручку и пишу. Этим трудно управлять, когда сущность твоя поэтическая. Как сказал один великий человек, «можешь не писать - не пиши».
Восемь лет назад со сценой меня связала и музыка. До сих пор пою песни, хоть и не получил нужного образования. Песни - та же поэзия, поэзия - та же музыка, это можно совмещать.
Поешь тоже публично? Или «на кухне»?
Пою публично, конечно. В квартире это проблематично, поэтому если только репетирую перед концертом.
А репертуар?
Песни пою эстрадные, больше нравится исполнять песни из репертуара Муслима Магомаева, не только потому, что я тоже баритон, но и потому, что это великие песни. Два года назад стал лауреатом международного конкурса «Дружба народов» песней Магомаева «Весенний край».
На кого ориентируешься в своем творчестве? Есть ли в литературе у тебя учителя?
Если бы я имел возможность посещать литературные курсы в столице или хотя бы записался в модные ныне поэтические студии и кружки, то мог бы говорить о том, что учился поэтическому ремеслу. А я просто в юношеском возрасте подражал классикам золотого века (могу выделить Пушкина, Лермонтова и Апухтина),со временем перешел на поэзию двадцатого века( чаще всех перечитывал стихи Бунина, Есенина, Блока, Ахматовой), а в студенческое время и вовсе погрузился в современную поэзию, в которой особо выделяю Ю.П.Кузнецова. По его творчеству защитил диплом.
А о чем в основном пишешь? Есть ли у тебя любимые темы?
Преобладает любовная лирика. Но пишу на самые разные темы. Излюбленных тем нет. Только вот не любил писать на философские темы, потому что считал, что умничать мне рано, жизни не повидал еще. Да и сейчас это редкая тема, чаще в стихах она освещается с целью помочь человеку советом в его жизненных трудностях. Например, как в стихотворении «Думай о хорошем».
Я люблю жить и учиться. Последнее время меньше читаю, а больше «в людях». Это дает опыт личный, а не пережитый героями книг. Личным опытом и делюсь с читателем. Главное, чтобы это было "кому-нибудь нужно". И слава Богу, что нужно!
Личный опыт, живое общение лучше книг? С каким контингентом приходится таким образом общаться?
Не могу судить, что лучше, а что - нет. Просто понимаю, что мне на данном этапе это нужно. Но важно все. Нужно жить. По-настоящему жить. Я, может, не все понимаю, молодой, мира не повидал, но как не любить людей, как не стремиться к ним, если пишешь не просто для себя, но для этих людей?
Я, признаюсь, не ориентирован на определенный контингент. Читательская публика самая разнообразная, от школьников, которые как-то где-то меня вычитали, до зрелых людей. Конечно, как и у большинства молодых поэтов, основная часть читателей - молодежь, что вполне справедливо.
Персонифицирована ли твоя поэзия?
У меня в этом плане весьма неоднозначно. Бывают самые разные стихи. Но в одном могу уверить: говоря простыми словами, выражаемые в стихах чувства испытаны мной.
У тебя есть муза?
Да, есть. Это Художница-Луна.
Джабраил, расскажи о своих успехах… Где удалось опубликоваться, выступить?
Один из первых успехов - выступление на международной олимпиаде школьников (Гомель,Белоруссия) с стихотворением, посвященным России, благодаря чему я впервые опубликовался в сборнике воронежских поэтов «Созвездие» (2007 г.).
Студентом стал лауреатом премии им. В. Кубанева в поэтической номинации.
Публиковался в журнале ВГУ «День Поэзии», в газете «Знамя труда», в коллективном сборнике членов «Клуба по пятницам» и еще где-то. Не все помню, потому что это не самое важное для меня. Молодому поэту ценно признание не только читателей, но и профессионалов. Так случилось, что на одном из поэтических вечеров мое чтение стихотворения «Любимая» услышала знаменитая русская поэтесса Диана Кан. Она подошла ко мне, отдала самарский журнал, где на странице с ее стихами был записан ею адрес почты, и сказала: «Напишите мне.» Это был один самых важных моментов моего творческого пути,потому она помогла мне так, как никто не помогал. Она поверила в меня как поэта.
Я стал чаще знакомиться с людьми, для которых поэзия - что воздух. Диана Кан - человек с великой душой. Общение с ней всегда сопровождается какими-нибудь открытиями, которые обогащают меня.
Очень важным для меня был и разговор с замечательным критиком нашего времени - Вячеславом Лютым, работающим в нашем журнале «Подъем». Я получил профессиональную оценку своего творчества, понял, «как идти дальше».
Совсем недавно, благодаря рекомендации Дианы Кан, я был опубликован в журнале «Караван», выпускаемом посольством Ирана в России. Рад, что мое творчество заинтересовало иранскую редакцию. А ведь по происхождению я талыш. Талыши относятся к персам, как русские - к славянам. Интересно, знали ли о моих корнях в журнале...
В будущем готовятся мои публикации в журналах «Отчий дом» (Самара), «Волга 21 Век» (Саратов), в журнале республики Татарстан «Аргамак-Татарстан», саратовском журнале «Новый Енисейский литератор».
Буквально только что вспомнил, что в прошлом году опубликовался в журнале Петербурга «Парадный подъезд».
Эти публикации - половина успеха. Другая половина успеха - в интересе читателей.
Увидим ли мы книгу стихов Джабраила Яхьяева?
Думаю о книге стихов как об окончании определенного этапа творчества. Это будет, скорее всего, через год, а может, и раньше. Зависит и от кошелька, так как удовольствие дорогое. Но я верю в удачу и свои силы.
А зачем тебе вообще поэзия?
Чтобы Жить.
Ты только что упомянул о «кошельке»… Можно ли стихами зарабатывать?
На сегодняшний момент достаточно много проявлений поэтического творчества. И многие зарабатывают на этом. Вопрос в том, считать ли это поэзией.
Кто-то пишет тексты для песен, кто-то продает стихи на интернет-бирже текстов, кто-то сочиняет на заказ поздравительные стихи. Стихи слагают и в качестве рекламных слоганов.
Уровень такого творчества другой. Такие стихи ориентированы на массового читателя, не разбирающегося в поэзии.
Издаваться поэтам трудно, заработать на этом мало, кому удается.
Лично я не заработал на своем творчестве ни копейки.
Кем тогда работает Джабраиль Яхьяев?
Наша беседа произошла в тот момент жизни, когда я как раз занят поиском работы. Еще не знаю, кем в конце концов буду работать. Много, что перепробовал и, видимо, еще перепробую…
Поэт-кавказец, пишущий на русском языке? Каково это?
Поэт-кавказец - это поэт несколько иного типа. Он пишет на русском «по-кавказски», о кавказских реалиях.
Это не русский поэт. А я, имея южные корни, южную внешность, все же смотрю на мир по-русски. Мне чуждо многое, что присуще кавказцам. И выбор в образовании я сделал осознанно - я филолог, специалист по современному русскому языку.
Ты не отождествляешь себя с Кавказом?
Для меня Кавказ - это моя малая родина, горы Талыш на самом юге Кавказа. Талыши населяют север Ирана и юг Азербайджана. Меня волнует судьба талышского народа, который под воздействием внешних сил теряет свою самобытность, свою культуру и даже свой язык. Не могу судить о жизни талышей в Иране, но меня печалит, что в Азербайджане многие талышские просветители объявляются антигосударственными деятелями. А два года назад, когда я приехал в Азербайджан, обратил внимание, что многие талышские дети не знают своего родного языка. Раньше здесь были дети-билингвы: в школе говорили на азербайджанском, то есть государственном языке страны, а на улице и в семейном кругу - на талышском. Но теперь взрослые настолько потеряли чувство национального самосознания, что не учат детей языку их предков. Власть не запрещает! Просто многие талыши не думают об этом.
В дальнейшем я собираюсь посвятить труд талышскому языку. Уже второй год собираю материалы. Работа очень сложная и потребует много сил и времени.
А каковы твои творческие планы? Останешься в Воронеже или попробуешь себя где-то еще?
Планов много, не хочу пока афишировать. Точно буду в Воронеже. «Вырасти» хочу здесь.
Беседовал Антон Евстратов