«Факел» обратился в ЭСК РФС после ничьей с «Зенитом»

В Воронеже устраняют аварию, из-за которой без воды остались сотни домов

В Павловском районе отменили массовые мероприятия на улице на 9 мая

Сообщения об уходе экс-главы Россошанского района в зону СВО назвали фейком

Бывший тренер «Факела» Ташуев прокомментировал ничью с «Зенитом»

В ночь на 9 мая в Воронежской области ожидаются заморозки до -3 градусов

В первой половине дня следует проявить особую осторожность, отмечают астрологи.

«Факел» и «Зенит» назвали стартовые составы на матч 27‑го тура РПЛ

Жители 15 районов Воронежской области останутся без света на 2 дня

В Воронеже в ночь на 7 мая стартуют работы по замене асфальта

Первую книгу-хронику про СВО выпустил воронежский мобилизованный
 

Новый поезд в Крым запустят через Воронеж в конце мая

Воронеж не попал в список лучших городов России с высоким качеством жизни

Для купания в водохранилище Воронежа утвердили только три пляжа

В воронежском микрорайоне появилось граффити с персонажами культовых аниме Миядзаки

День обещает быть интересным: страстным, порывистым, вдохновляющим. 

Как развиваются СМИ на «новых» территориях РФ

В Воронеже Росприроднадзор ищет владельцев незаконной свалки

 

Улицы возле Центрального стадиона профсоюзов перекроют в Воронеже 6 мая

Опубликовано видео невероятного северного сияния в Воронежской области
 

День в целом комфортный и умиротворяющий, однако к вечеру не избежать хлопот.

На XII Медиафоруме раскроют механизмы маскировки применения биологического оружия

О заморозках до -5 в выходные предупредили воронежцев

В Воронежской области может находиться военнослужащий, самовольно оставивший часть

На XII Медиафоруме в Воронеже военкор НТВ раскроет изнанку своей профессии

Репетиция Парада Победы 4 мая состоится в Воронеже

Первая майская гроза в Воронежской области ожидается уже 2 мая

7 легковушек и 1 ПАЗик столкнулись у Центрального парка в Воронеже

Большая часть дня будет сложной, но во всем есть свои плюсы, уверяют астрологи.

Воронежцам напомнили о штрафах за несданную вовремя налоговую декларацию

Интервью 11671

Психолог Марина Ларских: «Если мы живы – мы испытываем стресс»


В минувший понедельник более 12 тысяч воронежских школьников приступили к сдаче Единого государственного экзамена. Пока обходится без обмороков, хотя и не без попыток списать. Результаты планируется объявить на следующей неделе, а то тех и сами школьники, и их родственники будут чувствовать себя неуютно. А значительно большее число студентов продолжают сдавать или намерены приступить (заочники) к сдаче очередной сессии. О том, как пережить неизбежный стресс и уменьшить его последствия 36on рассказала завотделением медицинской психологии, сотрудник кафедры медицинской психологии и наркологии Воронежской медицинской академии Марина Ларских.

Марина Владимировна, бывают люди, которые способны вообще не испытывать экзаменационный стресс?
 
Совершенно точно нет. Экзамен есть стресс всегда и для всех. Интенсивность этого стресса может быть разная, но будет по любому. Другое дело, как мы на него реагируем, ведь наша собственная реакция можно оказаться непредсказуемой.

Каковы признаки стресса?
 
Если говорить об эмоциональной стороне:  общее недомогание, растерянность, паника, страх, неуверенность, волнение, тревога, депрессия, подавленность, раздражительность. Если о физиологической, то возможно  усиление кожной сыпи, головные боли, тошнота, «медвежья болезнь» (диарея), мышечное напряжение, углубление и учащение дыхания, учащённый пульс, перепады артериального давления. Падают в обморок, заикаться начинают, чего никогда не делали. В ступор на экзамене впадают. Да, учил, знает, а ни звука из себя выдавить не может.

И как в таких случаях быть?
 
Есть замечательные гипнотические методики, а в Воронеже есть специалисты, которые ими владеют. Если ступор на экзамене, то только к специалисту. Кстати, именно таким студентам родители, как правило, и пытаются обычно «купить» экзамен. Но взятки не окупаются: один экзамен таким образом сдал, другой, в результате человек привыкает избегать стрессов. А ведь всю жизнь не «купишь». Если мы живы – мы испытываем стресс. Человек, не привычный к нему, не умеющий его преодолевать, с высокой вероятностью станет пациентом нашего отделения неврозов.

Каким образом пройти его с минимальными потерями? Может с помощью лекарств?
 
Ни в коем случае! Никогда! Больше навредит, чем успокоит. Восприимчивость, готовность к быстрой реакции моментально притупляются.

Руки трясутся, мысли путаются, сердечко колотится. Как в таком состоянии готовиться к экзаменам и сдавать их?
 
Первое и главное – убрать тревожность. Могу поделиться личным опытом: кандидатскую защищала, нервничала. Как-то в интернете наткнулась на статью декана факультета журналистики нашего ВГУ про пред защитный и пост защитный синдром. Таким простым языком написано! Понятно, что человек сам все испытал. Результат: я поняли, что в тех тревожных мыслях и чувствах, которые у меня в голове крутились, ничего уникально нет. Тысячи через это прошли и живы, здоровы, и все защитились.

Т.е. не думать, что ты первый, с кем подобное происходит?
 
В том числе. Но очень важно, не откладывать свои проблемы  на последний день. Есть у тебя месяц или неделя до экзамена:  распредели вопросы на эти дни. Потратишь по 15 минут на каждый вопрос, потом повторишь, и ты уже готов. Ну а если любишь аврал, то будь готов, что последние два дня ты будешь учить день и ночь, но помни, что в эти последние дни у тебя могут выключить свет, тебя могут пригласить на свадьбу, ты можешь внезапно заболеть или влюбиться, наконец. И тогда ты в сильнейшем стрессе.
 
Еще важно не собирать «коллекцию чужих провалов», узнавать, кто, где, как провалился, кого на чем «зарезали». Это может навредить чрезвычайно. Собирать слухи о чужих провалах, о тех, кто за деньги родителей поступил - вредно. Они усиливают стресс, уверенность в себе уменьшают. Руки опускают: «Зачем учить, если все решено и распределено без меня». Даже если ты не поступишь, у тебя есть багаж знаний, все это останется с тобой. И все равно достигнешь своей цели. Если она есть, конечно.

Почему нельзя думать о чужих неудачах?
 
Вместо подготовки, ты начинаешь терзать себя мыслями, как кто провалился, наблюдать воображаемые картинки собственного провала.
 
Вместо этого соберите «коллекцию собственных успехов». Все случаи, когда у вас что-то значимое получилось. Выпишите их по пунктам на бумаге и не скромничайте. Как победили на соревнованиях, как в конкурсе красоты первое место заняли, как на олимпиаде получили высшую оценку или медаль, как выступили против всего класса, когда отстаивали свое мнение и победили в конце концов, т.е. все случаи, когда вы поднялись над собой. Очень часто рекомендую собирать такую коллекцию своим пациентам. Можно ее спрятать куда-нибудь, или наоборот повесить на стену. И когда у тебя плохое настроение, перечитывать.
 
Когда мы опираемся на свой прошлый успешный опыт (то получилось, то получилось…), тревожность уходит. Уходит и осознание особой значимости успеха, оно, кстати, тоже может навредить.

Что еще может посоветовать психолог тем, кто сейчас готовится к экзаменам?
 
Найдите, что вас может заинтересовать в предмете. Ведь то, что интересно, легко запоминается. Нет материалов для изучения, в которые вообще нет ничего интересного. Если не нашли, то закономерно возникает вопрос: зачем вообще здесь учитесь?
 
Создайте в своем воображении образ желаемого будущего. Ведь вы же все-таки сдадите экзамен, сессию. Чем будете таким замечательным заниматься? Куда поедете? Что купите? Как себя вознаградите? Пообещать самому себе какой-то подарок после экзаменационного стресса?
 
Живо представляя счастливую картину радостного финала, в цвете, со звуками, со всевозможными ощущениями, так, как если бы это уже с вами произошло, этакое реальное воспоминание, но не о прошлом, а о будущем, вы даете «команду» своему подсознанию. А уж оно в свою очередь «трудится» над тем, чтобы вы к этой «картине» пришли. Только вот действовать следует по принципу «на подсознание надейся, а сам не плошай». Подсознание за тебя предмет не выучит.'

Важный момент: экзаменационный стресс испытывает и окружение. Мамы, бабушки…
 
Не только испытывают. Как правило, нагнетают. Что им посоветовать? Первое и главное: условия ребенку создать, конечно, нужно (репетиторы, разумный контроль), но делать его успех на экзаменах единственной целью вашей жизни категорически нельзя. Я видела потом таких мам в отделении неврозов: «Я так переживала!». У ребенка экзамены, она идет в отпуск: «Я не отдохну! – Почему не отдохнешь, что помешает? – А потому что у меня ребенок ЕГЭ сдает!». Ну и что, что сдает! Ребенок сдает, при чем тут ты?'

Как-то абстрагироваться от жизни ребенка?
 
И уйти в свою жизнь. Что, нечем заняться? Ребенок сдает экзамены? Вот пусть он и сдает. Займись собой. Это, кстати, приучит его к самостоятельности и умению себя контролировать. И вот еще: «Мы сдаем ЕГЭ, сессию». Эти обороты в речи, когда мы говорим «мы, нам», «мы ходим на танцы, мы поем». Вы поете, вы танцуете? Нет, дочь, сын поет и танцует. Уже употребление этого «мы» говорит о нарушении границ. О том, что с ребенка снята ответственность за неуспех.

Часто можно слышать: «Садись учить, а то не сдашь!»
 
Пользы никакой. Просто портят атмосферу в доме. И, кстати, тоже снимает с ребенка ответственность. Гораздо полезнее, если он не сдаст этот экзамен, потому что не учил, не контролировал себя самостоятельно, чтобы точно знал, что это только его личный провал. Чтобы не было потом у него поводов говорить родным: «Это вы виноваты!».

Стоит говорить: «Умница, почти гений, все сможешь, все сдашь»?
 
Думаю, даже нужно. Говорить, что умный, я тебя люблю, я в тебя верю, если ты захочешь, ты выучишь и сдашь.

Неудачи на экзамене - как принять?
 
Не ругать, однозначно. Нейтрально. Это его неудача, недоработка, лень. Все его. Спокойно принимайте. Эта нейтральность поможет ему выработать собственное отношение. И помнить: личность меняется всю жизнь, и этот «несданный» экзамен может стать очень важным стимулирующим этапом для выпускника или студента. Мне доводилось встречаться со студентами, которые с удовольствием сдают экзамены. Ведь это в человеческой природе: получать удовольствие, когда делишься с другими тем, что ты знаешь.

Беседовала Светлана Кириенко