Сегодня можете без сомнений положиться на свою интуицию. Она знает, куда вас направить

В Воронеже исчезнут выделенные полосы для общественного транспорта справа

Если вчера помощи от окружающих ждать не стоило, то уже сегодня вы будете окружены вниманием. Главное, не забывать дарить его самому

Спасатели эвакуировали из загоревшейся многоэтажки в Воронеже 20 человек

Воронежская область 15 часов оставалась в зоне опасности атаки БПЛА

День весьма противоречивый, какие-то легкие задачи совсем не будут получаться, а вот нечто грандиозное вполне может реализоваться

Альтернативные площадки планируют искать в городе для создание сквера воронежского рока

Движение самокатов ограничат на Петровской набережной в Воронеже

Увы, но сегодня такие прекрасные устремления как «великодушие» и «служение на благо людей» уйдут на второй план. Над всем возьмет верх эгоизм 
 

Мороз до -5 градусов придет в Воронежскую области на рабочей неделе

Политтехнолог Роман Жогов в суде: «Это не обман, а роковое недоразумение»

Пьяный водитель иномарки в Воронеже сбил двух подростков на питбайке

Сегодня день пройдет довольно бодро, даром, что понедельник. А еще вас ждут долгие и насыщенные разговоры

Гороскоп на 4 апреля: привычные дела будут даваться сложнее обычного

Дожди и до +16 градусов: синоптики рассказали о погоде в первые выходные апреля

Минобороны: более ста беспилотников уничтожили над российскими регионами в ночь на пятницу

В Воронеже на проспекте Труда пассажирский автобус протаранил иномарку: есть пострадавшие

Росприроднадзор потребовал с физлиц более 12,8 млн рублей за свалку под Воронежем

Преступление и наказание. В Воронеже заступились за депутата, которому грозит 7 лет колонии

О чём Александр Гусев договорился с главами «РВК-Воронеж» и «Квадры»
 

Иск главе Ямного предъявила воронежская прокуратура

Воронежские спасатели предотвратили взрыв в Дальних Садах

Первая половина дня, как и накануне, пройдет в деловых хлопотах, а вот после обеда лучше замереть на месте

Стало известно, что чаще всего закупали белорусы в Воронежской области

Более 10,5 тыс. воронежцев заболели ОРВИ за неделю

На улицу Куколкина переедет министерство спорта Воронежской области

В Воронеже обезвредили три мины времён войны

 

Сегодня обеспечено много хлопот, причем будет лучше, если вы сами будете их провоцировать

В Воронежской области с 1 апреля стартует весенний призыв

 

Воронежцы услышали громкие звуки хлопков утром 1 апреля

Интервью

Сергей Старостин: «Традиционной музыке нужно дать вторую жизнь»

12 апреля в Воронеже состоится концерт поистине беспрецедентный – впервые в нашем городе выступят знаменитое питерское новоджазовое «Волковтрио» и легендарный фольклорист Сергей Старостин. Надо сказать, что и первых и второго в нашем городе заждались – музыканты такого уровня почему-то до Воронежа добираются крайне редко.  Так, выступление Владимира Волкова, лидера трио, планировалось во время второго Платоновского фестиваля. Билеты были раскуплены подчистую, однако выступление не состоялось. Сергей Старостин выступал в нашем городе лишь однажды, несколько лет назад.
 
Вообще,  Старостин, которого в среде музыкантов уважительно называют «Дедом» - фигура знаковая для отечественной музыки. Удивительный проникновенный вокалист, исполнитель на всех мыслимых и немыслимых народных инструментах, человек с широчайшим кругозором,  исследователь народной музыки.  За свою жизнь он совершил десятки этнографических экспедиций, вывозя из каждой сотни  традиционных песен. Дальше - больше. Он вывел  традиционный фольклор на мировую музыкальную сцену. Причем туда, где раньше ничего народного и близко не  было, – на самый передовой и авангардный ее край. В его исполнении традиционная музыка буквально обретает вторую жизнь. Это очевидно на примере многолетней работы Старостина с фри-джазовым «Волковтрио», с Инной Желанной, с Moscow Art Trio  и другими.
 
В преддверии предстоящего концерта 36on.ru Воронеж публикует интервью с музыкантом.
 
 
- Вы москвич, выпускник консерватории. Как вышло, что вы пришли к народной музыке?
 
- Человек не может жить вне своего времени. Я родился в то время, когда шло восстановление городов и одновременно – масштабное разрушение деревенской жизни. В 1950-е годы и начался массовый исход из деревни.  Именно тогда мои родители уехали из деревни. Поэтому говорить о том, что я городской человек было бы  не совсем верно. Народные песни, традиции всегда были рядом. Стоило  лишь  однажды попасть в этнографическую экспедицию, чтобы началось возвращение к народной культуре. Хотя, с  другой стороны, в этом есть некий элемент самообмана – да, я занимаюсь исследованием русского фольклора и традиций, но живу я все-таки в мегаполисе…  
 
- По-вашему, возвращение к корням должно быть связано с возвращением непосредственно в деревню?
 
- Именно. Это означает  острее чувствовать смену времен года. Чувствовать процессы, связанные с землей. Для деревенского жителя весна означает не только уход снега и холода, но и подготовку к посеву. Понимаете, в городе праздник не кончается никогда. Нет никакой проблемы, чтобы устроить себе праздник в любое время. На селе все иначе – есть время для работы и периоды для отдыха и веселья. Деревенские жители острее чувствуют праздники, они как бы накапливают энергию для них.
 
 
- Расскажите о вашей первой этнографической экспедиции.

- Я учился в  консерватории по классу кларнета, занимался классической музыкой, что-то зарабатывал, у меня были все те радости, которые может предоставить большой город. И вдруг, оказывается, нужно ехать в этнографическую экспедицию под Рязань. Я очень хорошо помню эти удивительные просторы, поля, небольшие деревни и маленькие речки. И это было важно. Я помню, как шел в какую-то деревню, буквально впитывая лето, теплый воздух, бескрайнее пространство, тепло. А потом я пришел к одной бабушке – певунье. Сели, поговорили... Она запела. Я уже не помню, что именно она пела тогда, но это было удивительно. Будто душу взяли и держат. И это полностью изменило мою жизнь.
 
Когда исполняю народные песни, я будто становлюсь ребенком. Это потом возвращаешься в «реальность», начинаешь решать проблемы и все такое... А традиционная музыка – это будто продление детства. Думаю, что и старики в деревне, поющие эти песни, испытывают сходное чувство.
 
К сожалению, наряду с традиционной культурой есть еще и «как бы народная». В какое-то время развитие этой псевдонародной культуры достигло поистине катастрофических масштабов. Но фокус в том, что здоровый человек интуитивно видит фальшь и не принимает  ложное. Другое дело, что и истинное, искреннее, честное и настоящее найти тоже бывает непросто. Но нужно пытаться.
 
 
- Чем может обернуться утрата национальных культурных традиций?

-  Сложно ответить. Возможно, появится новое поколение, которое полностью откажется от корневой культуры,  и начнет вырабатывать свои традиции. Можно долго говорить о том, правильно это или нет, но, возможно, мы находимся на том рубеже, когда произойдет смена культурных канонов. Я думаю, это опасно. Возможно, просто уйдет одна эпоха – и все…
 
Деревенский уклад разрушается. Уходят мастера, исчезают диалекты, элементы национальной культуры. Что за этим последует - на этот вопрос я не могу ответить. Мне трудно представить, каким станет русский язык. У нас может произойти то же самое, что уже случилось во многих странах – деревенское пространство стало фермерским. Фермеры – это те же городские люди, которые избрали земледелие и животноводство способом зарабатывания денег. Во всем прочем они ничем не отличаются от жителей мегаполисов. Отличительная черта традиционного деревенского уклада в том, что люди занимаются полным самообеспечением – как в хозяйственной, так и в культурной жизни.
 
- Вы работаете со многими известными новоджазовыми проектами – с Moscow Art Trio, «Волковтрио» и другим. Как и почему возникла идея увязать народную музыку с качественной современной музыкой?
 
-  Это случилось потому, что мне казалось неправильным  просто исполнять народные песни в их первозданном виде – это стало бы  продолжением музейной истории.  Мне казалось, что нужно как-то  осовременить традиционную музыку, дать ей вторую жизнь. А для этого нужны творческие альянсы с людьми, которые хорошо понимают друг друга и также готовы искать новые пути творческого развития. Я постоянно встречаюсь с музыкантами, которые предлагают нечто интересное. И я сам открываю для себя нечто новое и неслыханное. Это не революционный процесс, а скорее эволюционный.