- Говорят, по технологическому оснащению ваш проект уникален.
- Съемки «Обитаемого острова» потребовали самый большой из используемых в 2007 году в мире комплект съемочной техники ARRI. На площадке одновременно работали от четырех до шести камер, два мощнейших генератора, цифровой плейбэк, с помощью которого можно было посмотреть без перемотки любой снятый материал. Несколько сцен в фильме — такой постановочной сложности, что их необходимо было снять с одного единственного дубля. Во время съемок длинных проходов или больших панорамных пролетов в картине задействовали так называемые «канатные дороги» — изобретение знаменитого оператора Сергея Астахова. В павильонных съемках использовался, в частности, «боди маунт» — металлическая конструкция, закрепляющаяся на актере и позволяющая камере в точности повторять движения его тела. Чтобы добиться особого визуального эффекта в эпизодах видений главного героя, в США по специальной технологии заливали пленку. Почти 90% изображения обработали при помощи компьютера.
Как вы знаете, мир «Обитаемого острова» населен не только людьми. Здесь живут и мутанты, и диковинная раса голованов — самые разнообразные особи, возникшие на Саракше после грандиозной ядерной катастрофы. Создание этих персонажей потребовало особой технологии грима и использования аниматорики — в реализации данной задачи российской группе помогали специалисты из известной американской компании «Quantum Creation FX», работавшей, в частности, на проекте «Человек-паук». Для работы с лицом и руками артистов, а также для нанесения завершающих штрихов на «состаренные» костюмы, гримерами и костюмерами использовалась специальная кинематографическая грязь — «L.S. Dirt». Свое название она получила благодаря картине Мела Брукса «Life Stinks», где была использована впервые. Многочисленные трюки в фильме выполняют не только российские и зарубежные каскадеры, но и главные герои, которые прошли серьезную физическую подготовку.
- То есть, созданы все условия, чтобы читатели Стругацких узнали мир «Обитаемого острова»?
- Кинематографический мир Саракша создан нами максимально приближенным к первоисточнику. Вместе с концепт-дизайнером картины Кириллом Мурзиным мы придумали, нарисовали и материализовали целый новый мир: не только башни, интерьеры, костюмы и реквизит, но и пуговицы, и знаки различия. Автомобили и боевые машины, агитация, указатели, вывески, Саракшский алфавит, книги, пишущие машинки — всё, даже самые мелкие детали. Два больших города: имперская столица — 6-ярусный город, основа которого была построена в декорациях, и город мутантов. Целый парк футуристической техники. Всего 63 полностью сочиненных и построенных объекта, и это только в Крыму. Причем многие объекты были построены прямо на съемочной площадке. И так как фильм заканчивается катастрофой — в финале происходит гигантский взрыв, то нам практически всё пришлось сжечь в кадре. Созданный нами мир уничтожен. Теперь он существует только в кино.
- Кого вы надеетесь привлечь в кинотеатры своей картиной?
- Надеюсь, что картина соберет максимально широкую аудиторию. Ее придут посмотреть, во-первых, знающие меня люди, которым понравилась "9 роты". Во-вторых, была цепь жестких и провокационно политизированных роликов, которые должны толкнуть в кинотеатры большое количество россиян от 16 лет. В-третьих, я рассчитываю и на аудиторию от 40 до 60, на огромный фен-клуб Стругацких.
- Не боитесь ли вы попасть в немилость современной номенклатуре, сняв столь актуальное, многозначительное кино?
- Я сознательно пошел на этот шаг. Мы живем в свободной стране. Мы занимаемся свободным делом. У нас свободные взгляды. Фильм и тот политизм, который заложен в "Обитаемом острове", никак не расходятся с теми доктринами, которые есть у нас в государстве. Ничего такого сверхъестественного мы не сделали. Но мы свободные люди и, более того, я никогда не говорил, что я политик. Я не член партии "Единая Россия". Я ее поддерживаю, поддерживаю Владимира Владимировича Путина. Я выступал в роликах в поддержку Путина. Я поддерживал Медведева и так далее. Я выступаю на собраниях "Единой России", я член Общественной палаты. Но, тем не менее, в первую очередь, я режиссер. Поэтому в свободной стране я хочу делать то, что я хочу делать. Именно это позволяет мне считать, что мы живем в высокодемократическом государстве.
- Вы довольны своей работой по роману Стругацких, будете ли вы и дальше обращаться к творчеству этих авторов?
- Мне лично фильм (и игра в нем) очень нравятся. Хотя нарисованный мир и отличается от представлений многих читателей, но это ведь Саракш по Бондарчуку. Воспримите ли вы его или нет, это уже вопрос. Мне хочется, чтобы фильм понравился вам так, как он нравится мне. Я выше головы прыгнуть не могу. Лучше сделать "Обитаемый остров" не смог бы. Для нашего кинематографа "Обитаемый остров" - это некая проверка. Во-первых, такого жанра и такой формы картины я не видел на экранах нового российского кино. Во-вторых, "Обитаемый остров" был тандемом режиссера и его друга-единомышленника, продюсера Александра Роднянского. Я оказался не один, у нас было взаимопонимание того, что мы хотим достичь... Что касается продолжений, фантастику снимать архисложно, но жутко интересно. У нас есть следующий замысел, если мы его осуществим, то сможем еще не раз вернуться к Стругацким. После "Обитаемого острова" я могу сказать -- давайте снимать все, что угодно.
Интервью смоделировал Сергей ИВАЩЕНКО.
P.S. «Обитаемый остров» по бандарчуку это: 222 съемочных дня, от 4 до 6 камер, одновременно работавших на площадке, 120 километров пленки и около 6500 минут отснятого материала, 70 объектов, 4000 планов, 20000 дублей, 7000 человек массовки, 3000 костюмов и 400 комплектов украшений, 400 пар сшитой для фильма обуви и 450 килограммов грима, 13 особым образом сконструированных танков (из них 9 танков типа Т-64 и Т-60, 3 БТР и 1 новый БТР «Гром»), 300 стволов специально созданного «саракшского» огнестрельного оружия, рекордное количество пиротехники (суммарный пиротехнический заряд составляет 1,5 тонны в тротиловом эквиваленте).