-- Аня, как ты приобщилась к ювелирному делу?
-- Все просто: мой отец -- ювелир. С малолетства наблюдала его за работой. Тогда-то и приобщилась (улыбается) таскать у папы драгоценные камни. Меня очень привлекал блеск камней и металла, инструменты…
-- Камни-то возвращала?
-- У меня их находили!
-- А когда решила, что тоже будешь ювелиром?
-- Когда сама стала делать кольца, собирать серьги… Конечно, руки вечно изранены, но мне все равно нравится. Кроме того, наша профессия не боится кризисов. Хоть спад в экономике, хоть подъем, а украшения людям будут нужны всегда -- такова человеческая натура.
-- Чего больше в ювелирном деле, творчества или ремесла?
-- Одного без другого быть не может. Ремесло -- собственно то, что ты делаешь, а творчество -- нужная идея, которая тебя направляет, без нее никак нельзя.
-- Помнишь свое первое изделие?
-- Браслет из серебра, я его для себя делала. Начинать нужно с серебра, с ним сложнее работать, чем с золотом. И если освоишь первое, будет намного легче работать со вторым.
-- Как сама считаешь, профессия ювелира -- мужская или женская?
-- Однозначно мужская. И довольно опасная: и глаза можно лишиться, и пальца, и ожоги бывают, и шрамы. Я понимаю, что многое не в моих силах: что-то сжать, где-то свести концы металла -- очень тяжело. Иногда нагреваю металл. Но бывает, что нужно делать вручную, без нагрева, и тогда нужна помощь мужчины.
-- А какими качествами должен обладать ювелир?
-- Мне кажется, главное качество ювелира -- совесть. Вот приобрели вы украшение, оно блестит, оно красивое, а спустя время поблекло, что-то отвалилось, и видишь все его изъяны. А когда работа сделана на совесть, то и царапин нет, и держится все крепко. Никакой халтуры.
-- Способность делать украшения -- природный дар?
-- Конечно, что-то должно быть внутри с самого начала. Но, разумеется, если талант есть, его нужно постоянно развивать. Стать профессионалом самостоятельно -- нереально. Важно, чтобы был хороший наставник, который тебя подбодрит в случае неудачи. Ну, и сам стараться обязан. Есть, конечно, какие-то ювелирные курсы. Но убеждена: все необходимые знания лучше получать в мастерской, когда непосредственно соприкасаешься с делом.
-- Есть у тебя кумиры в ювелирном деле?
-- Пожалуй, нет. Хотя часто смотрю работы других, учусь у них.
-- Чье профессиональное мнение для тебя наиболее авторитетно?
-- Прежде всего моего отца. Он мой учитель, он мой шеф.
-- А когда начала работать в мастерской?
-- В 13 лет. Помогала отцу по литью. Понимаете, есть такие вещи, которые вручную тяжело сделать. Их сначала отливают в восковой форме, потом делают слепок на восковку, с ее помощью делается гипсовая форма, в которую заливают металл, и вот вам -- готовое украшение. Лет с 16 я уже стала делать свои первые браслеты.
-- А какие изделия делать сложнее всего?
-- Конечно, эксклюзивные украшения. Ведь чаще с такими заказами приходят люди, которые сами толком не знают, чего хотят. Им главное, чтобы все было обалденно. Здесь предугадать желание клиента -- уже половина работы.
-- У ювелиров есть специализации?
-- Что-то вроде. У одного прекрасно получаются цепи и браслеты, но ему тяжело делать кольца. И наоборот.
-- А у тебя какая специализация?
-- Ну, пока я стараюсь быть более или менее разносторонней. Часто занимаюсь ремонтом украшений. Бывают и более творческие задания: например, из кольца сделать кулон. Сидишь, думаешь, как он будет выглядеть, спрашиваешь мнение коллег и начинаешь потихоньку работать, учишься. Если в голову приходят идеи, сразу беру блокнот, рисую, чтобы не забыть. Интереснее всего мне делать цепи и браслеты.
-- Свое будущее связываешь с ювелирным делом?
-- Да. Мечтаю открыть собственную линию. Я сейчас учусь во Всероссийском заочном финансово-экономическом институте на бакалавра менеджмента и маркетинга. Надеюсь, полученные знания помогут в организации собственного дела.
-- Раскроешь какой-нибудь профессиональный секрет?
-- Секрет фирмы? Не могу, на то он и секрет.
Беседовали Анна БАГРИНЦЕВА и Евгений КУРСИН