-- Какие цели, на ваш взгляд, преследовали авторы закона?
-- К сожалению, у нас в стране под такси понимается все, что имеет четыре колеса. И с позиции культуры обслуживания населения, безопасности перевозок, равенства всех участников рынка ситуация ненормальна. Получается, что организованная часть перевозчиков подчиняется определенным правилам, а нелегальные фирмачи отбирают у них платежеспособного пассажира, ухудшая финансовое состояние законопослушных игроков. Федеральный закон № 69 призван сделать так, чтобы работа такси осуществлялась в правовом поле.
-- Что, по вашей оценке, изменится с 1 сентября, когда закон вступает в силу?
-- Сейчас только в Воронеже работает 10 -- 12 тыс. пассажирских такси. Из них относительно организованно и законно -- около 400. По самым скромным подсчетам, бюджет теряет не менее 100 млн рублей в год. До выхода закона № 69 в России более трех лет действовал "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" и более двух -- "Правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом". В документах изложены все те требования, которые предъявляет к организации работы легковых такси и вступивший в силу закон. Но требования не выполняются. Во-первых, не определено, кто обязан контролировать их выполнение. Во-вторых, наказания даже за выявленные нарушения были незначительными. Новый закон как раз и отличается от ранее принятых документов ужесточением ответственности за нарушение требований, уже ранее обозначенных.
Другое новшество закона -- получение разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, которое выдается на основании заявления юридического лица или индивидуального предпринимателя уполномоченным органом субъекта Федерации. В нашей области такой уполномоченный орган -- областной департамент промышленности, транспорта, связи и инноваций. Кстати говоря, в нашем регионе принято решение выдавать лицензии бесплатно.
Есть такое понятие, как контроль на линии. Его может осуществлять только ГИБДД, и с 1 сентября он должен начаться, но штрафы за нарушения закон предусматривает только с 1 января. Полицейские станут проверять наличие разрешения, таксометра, экипировки. А Транснадзор будет контролировать соблюдение перевозчиком таких положений закона, как прохождение технического осмотра раз в полгода, организацию медицинского контроля водителей и некоторые другие моменты.
-- А есть ли уверенность, что закон будет работать, а не останется таким же благим пожеланием, как и предыдущие попытки навести порядок в этой сфере?
-- Вопросы в любом случае останутся. Исходя из практики, работа по выполнению законов прежде всего проводится среди организованных перевозчиков. А неорганизованная, нелегальная их часть может остаться в стороне. Но главное -- действовать. Ведь сделан большой шаг в наведении порядка. Почему мы сегодня в магазине, как правило, требуем чек, а потребовать аналогичный чек с таксиста считаем верхом неприличия? Есть, на мой взгляд, в законе и недоработки. Не определена роль органов муниципальной власти в организации работы такси. С другой стороны, она прописана и в "Уставе автомобильного транспорта", и в "Правилах перевозок пассажиров автомобильным транспортом". Муниципальные власти должны определять места для стоянки такси и их обустраивать.
В ближайшее время должно выйти постановление областного правительства во исполнение федерального закона № 69. Согласно закону, субъект Федерации должен разработать свой законодательный акт о порядке контроля за выполнением требований по организации пассажирских перевозок легковыми такси. Такой документ департамент промышленности, транспорта, связи и инноваций сейчас готовит.
-- Закон предусматривает установление каждым субъектом федерации предельного количества легковых такси в регионе. Сколько же их будет в нашей области?
-- Весь Запад работает на квотировании услуг такси. Количество такси в любом городе должно иметь предел, что больше всего выгодно самим участникам рынка -- для стабильности их экономического положения. В законе определение такого количества для каждого субъекта Федерации предусмотрено с 2015 года.
-- Многие горожане надеются на то, что наконец-то с наших улиц исчезнут бомбилы на убитых машинах. Как считаете, оправданны ли их надежды?
-- Очень важно изобрести механизм борьбы с нелегальными перевозчиками. Когда их ловят, они объясняют, что подвозят родственника или знакомого. С вступлением закона в силу бомбила, очевидно, будет ездить без опознавательных знаков, чтобы не платить штраф. В других городах, в частности в Москве, есть опыт борьбы с нелегальными таксистами. Главное -- начать работать. Важно, чтобы количество легальных перевозчиков было достаточно, обеспечивало бы спрос населения. Наведение порядка в сфере деятельности легковых такси должно повернуть интерес пассажиров именно к услугам таких перевозчиков.
-- На I Всероссийском съезде таксистов, который прошел в начале августа в Москве, было заявлено, что механизмы госрегулирования деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси в России нуждаются в доработке и совершенствовании. В чем вы видите несовершенство вступившего в силу закона?
-- Пока в вопросе реализации закона просматривается одна проблема: кто будет заниматься организацией контроля его выполнения? Ни власти субъекта Федерации, ни ГИБДД не в состоянии проконтролировать каждого таксиста. Поэтому мы на разных уровнях поднимаем вопрос о законодательной передаче таких контрольных функций саморегулируемым организациям перевозчиков.
Подготовил Вячеслав Волдочинский
Печатную версию материала читайте в газете