-- Работа над "Стратегией-2020" была инициирована правительством РФ, -- напомнил Попов, -- шла по некоей кальке, по шаблону. Наша группа занималась инвестклиматом для инноваций: как перейти от идеи к реальному производству. Ни для кого не секрет, что сейчас есть достаточно разработок, но до внедрения в промышленность они зачастую не доходят. Мы должны были проработать вопрос, что надо изменить на региональном и федеральном уровнях, в том числе в законодательстве, в деятельности институтов развития ("Роснано", Российской венчурной компании, местного Агентства по инновациям), чтобы инновации внедрялись успешней.
-- Ваша группа называлась "Переход от стимулирования инноваций к росту на их основе". А что же мешает такому переходу? В чем основные проблемы?
-- Важнейшая из первоочередных задач -- рост промпроизводства. Так или иначе, но посткризисное преобразование экономики связано с ростом несырьевых областей, и без инноваций в законодательстве не обойтись. В России достаточно высокой остается цена труда. Сказываются изменения в законодательстве. Мы часто говорим, что у нас один из самых низких налогов на доходы с физлиц, но забываем добавить, что высок бывший ЕСН, социальные взносы, и реальная ставка достигает 34%. И чем более технологична производственная область, тем больше в ней доля труда, тем, соответственно, больше надо платить соцвзносов. Другая проблема в том, что промышленность не имеет льгот и преференций по внедрению новых технологий. Система стимулирования инноваций остается на уровне "Рынок все рассудит". Однако мировой опыт говорит о другом. К примеру, свежая новость: японское правительство национализировало подразделения Hitachi, Toshiba, Sony, которые производят жидкокристаллические дисплеи, и на их основе сделало госкорпорацию, дав 2 млрд долларов субсидий, чтобы догнать южнокорейских производителей. Наверное, это сделано не просто так. Если предприятия не видят разумных финансовых стимулов, то к инновациям приходится принуждать.
Третья проблема, отмеченная нашей рабочей группой, -- высокая стоимость заемного капитала. Чтобы вести высокотехнологичное производство, необходимо привлекать кредиты, а при нынешних ставках, особенно посткризисных, -- задача практически нерешаема. Возникает разрыв: если нет спроса на инновации со стороны реальной промышленности, что бы ни предлагали ученые, их идеи не будут востребованы. Наконец, есть четвертая проблема: мы, ученый люд, не умеем упаковать продукт. Очень часто хорошие идеи находятся в аморфном виде, а чтобы перенести их в производство, необходимы время и крупные вложения. Промышленники же, даже если видят, что идея хороша, но ее нельзя сразу перенести в производство, тоже ничего не сделают. Вкладываться в длинный цикл они не хотят. А рынок бизнес-ангелов, которые инвестируют в инновации, в России пока лишь формируется. Так что тут масса подводных камней. Ситуация скорее сложная, чем простая, но, с другой стороны, сам факт того, что она была обсуждена, чрезвычайно полезен.
-- Как бы вы охарактеризовали инновационную деятельность в Воронеже?
-- Наша область относится к пионерам, и федеральный закон об инновациях во многом является калькой с регионального закона, который был принят одним из первых, если не первым, в России. У нас создано Агентство по инновациям, активную работу ведет департамент по промышленности и инновациям области. Например, в текущем году регион выиграл грант Минэкономразвития на поддержку малого и среднего инновационного предпринимательства. Кроме того, в Воронеже исторически была велика доля промышленности, связанной с космосом, электроникой, и поэтому на основе профильных предприятий формируется высокотехнологичный кластер, пусть и маленький по объемам продаж. В общем-то, среда для роста создана: существуют технопарки, региональные программы. Речь о том, какие меры нужны, чтобы наши компании из малых или даже микромалых доросли хотя бы до средних и вышли на соседние рынки. Да, не все однозначно... Но что-то уже есть.
-- Вы сказали, что мы были одними из пионеров в инновациях. Но часто можно услышать, что наши соседи -- Белгород и Липецк -- наступают нам на пятки...
-- Это на самом деле так. Липецкая экономика, а особенно белгородская, имеют серьезную сырьевую базу. В бюджете той же Белгородчины существенный процент дохода -- от деятельности горнообогатительных комбинатов. Они, если можно так сказать, достают деньги из земли. Но, с другой стороны, они их разумно вкладывают -- в сельское хозяйство, в развитие инновационной инфраструктуры, чему стоит поучиться. Важны попытка создания у нас промышленных зон, в том числе Масловской, переговоры о необходимости создания зоны свободной экономической торговли по аналогу с Липецкой. Но не дать умереть традиционным воронежским научным и НИОКРовским школам -- не менее важная задача. У нас сконцентрированы предприятия, на которых процесс разработки инноваций отработан до мелочей. Если попытаться совместить инфраструктурную поддержку со стороны области и правительства РФ, в перспективе можно получить хороший результат.
-- В разговорах ученые отмечают, что наше законодательство не совсем приспособлено для реальной работы в сфере инноваций. В частности, много вопросов возникает по поводу закона о создании малых предприятий при вузах...
-- Надо признать, что он разрабатывался на коленке, но его надо было запустить. Тем не менее процесс пошел, первые десятки, а то и сотни предприятий открыты. Самым важным является то, что и федеральное правительство, и Минэкономразвития, и Госдума готовы к изменениям закона. Вышел первый пакет поправок, связанный с нюансами учредительства. Сейчас выходит второй -- о возможности предоставления льготной аренды помещений и имущества университетов. Закон совершенствуется. Да, получается, что мы учимся только на своих ошибках, но, с другой стороны, может быть, такой опыт позволяет слабым предприятиям умереть сразу, дав дорогу более жизнеспособным.
-- Инновации рождает наука. Но ее одной, очевидно, мало...
-- "Стратегия-2020" тем и хороша, что пытается дать комплексную оценку того, что происходит в стране. Соответственно, и в нашей области надо было посмотреть на развитие промышленности, сельского хозяйства, разных сфер развития экономики. Можно констатировать, что научный и производственный потенциал региона остается высоким. Хотя, конечно, наши предприятия тяжело пережили кризис, и спад был. Но сейчас точки роста уже видны. Нужна госпрограмма стимулирования высокотехнологичного производства. В АПК такие предпосылки есть: например, субсидирование ставок по кредитам. Промышленности тоже необходима помощь -- она ждет большого заказа и четкой сформулированной государственной политики.
-- Какие направления инновационной деятельности показались вам приоритетными?
-- Аэрокосмическая индустрия и радиоэлектронная промышленность. Заметен потенциал новых высокотехнологичных отраслей -- информационные технологии, в какой-то степени биомедицинские технологии в широком понимании (у нас есть и сельское хозяйство, и медицинские технологии, фармпредприятия).
-- А что сейчас в ВГУ делается для развития инноваций?
-- Недавно университет стал победителем конкурса на развитие инновационной инфраструктуры. Будут выделены значительные средства -- на покупку оборудования для Центра коллективного пользования, на развитие технопарка, в котором малые инновационные предприятия могли бы организовать мини-производство, на создание бизнес-инкубатора. Его мы должны будем создать в ближайшие два года.
-- Какие рекомендации подготовила ваша группа?
-- Один блок -- для облправительства, второй -- для облдумы по изменению законодательства, третий -- для федеральной экспертной группы. Например, в части закона о малых инновационных предприятиях при вузах -- обо всем, что касается аренды имущества, распределения прибыли между университетом и предприятием. Были предложения по автономным учреждениям и программах господдержки.
-- Ознакомились ли вы с итоговым вариантом региональной "Стратегии-2020"?
-- Да, там много новых идей. Думаю, что завершение дискуссии будет полезным, чтобы сформировать планы и бюджет на 2012 год. Мы теперь четче знаем, какие направления приоритетны. Насколько я знаю, региональное правительство сейчас активно работает с проектом, идет, в том числе бюджетная, корректировка.
Вопросы задавала Мария АНДРЕЕВА.
Печатную версию материала читайте в газете