-- Владимир Наумович, какую пользу, по вашему мнению, принес сам процесс обсуждения проблем региона и разработки актуализированной модели стратегии?
-- Тут, на мой взгляд, есть несколько полезностей, о которых можно говорить. Первая заключается в том, что новая стратегия –- в большой мере плод коллективных размышлений. Сам ее текст, помимо аналитических соображений и swot-анализа (анализ экономико-статистических данных, выполненный по определенной методике, он позволил определить сильные и слабые стороны нашей области в сравнении с другими регионами. -- А. Ц.), опирается на размышления, которые родились в 18 экспертных группах.
Это собрание очень разных людей – и ученых, и госслужащих, и общественников, и предпринимателей. По мере выработки стратегии она отправлялась также на обсуждение к экспертам она не повторяет того, что обсуждалось в группах, а, скорее, перемалывает все. Плюс к этому свои предложения в проект вносили подразделения облправительства, так как, в конце концов, на их головы ложится исполнение стратегии. То есть, явный плюс заключается в том, что это осмысленный документ.
Во-вторых, предлагается стратегия опережающего развития. Она задает несколько более высокие темпы, чем те, что содержатся в ранее принятых аналогичных документах. Дело в том, что во многих размышлениях о будущем люди опираются на опыт, соображения о том, как будут развиваться уже сложившиеся тенденции. А здесь другой подход, собственно, и являющийся тем, что называется стратегическим видением: постановка сценария, на уровень которого мы хотели бы выйти. Отсюда и появился более высокий уровень требований к себе -- чего мы должны достичь.
В-третьих, можно сказать, что в думах об особенностях нашей области, о ее конкурентных преимуществах, даже тех, что в последнее время не использовались по разным причинам, появились новые стратегические задачи. Их мы раньше не выдвигали. Например, формирование межрегионального финансового центра. Нынешнее развитие банковского сектора в области позволяет думать, что мы способны на его создание. Или, допустим, размышления об инновационной стратегии. Если взять прежний документ -- действующую стратегию, то в нем речь шла в основном о развитии на основе заимствования. Но нас отличает собственный научный потенциал, и если мы не станем его активно использовать, то многое потеряем. Мы в стратегии пишем о первоочередном развитии инноваций, которые могут быть плодом нашей деятельности. Такая политика не отвергает того, что уже кем-то апробировано и может быть эффективно использовано, то, что называется заимствованием. Просто у нас появляется несколько больше смелости в размышлениях о том, чего можно достичь.
-- Опережающее развитие для нас вызов или неизбежность?
- Оно для нас естественно. Известно, что на исторической тенденции наш регион для своей части страны столичен. Но сейчас в социально-экономическом плане у нас появилось некое отставание, которое заставляет посмотреть на соседние субъекты страны, побуждает подумать о том, как преодолеть спад, тем более у нас есть для возможности. Так что опережающее развитие для нас -- вызов, родившийся из необходимости.
-- Правильно ли я понимаю, что в случае утверждения проекта стратегии экспертным советом при губернаторе, а затем и облдумой он получит статус закона? И потом наступит этап преобразования стратегических идей в конкретные программы и мероприятия?
-- Конечно, нельзя ограничиваться размышлениями. Их надо переводить в ранг конкретных программ и проектов.
- В случае нового кризиса нам вновь понадобится дорабатывать долгосрочную стратегию?
- Оставим в стороне вероятность нового кризиса, но если он случится – да, и это естественно. Может быть, последствиями кризиса будут некоторые потери. Может быть – откроются новые векторы движения. Может быть, придется переставить акценты. Этого нельзя исключать.
Вопросы задавал Андрей ЦВЕТКОВ
Читайте так же авторскую колонку Андрея ЦВЕТКОВА о проекте региональной "Стратегии-2020" - "Матрица перемен".