В мае воронежцы получат новые квитанции за свет

Виновница жуткого ДТП, в котором погибла девушка, избежала колонии в Воронежской области
 

Женщине отрубило кисть на воронежском заводе
 

На воронежском кладбище обнаружили следы странного обряда

Желтый уровень погодной опасности сразу по двум критериям объявили в Воронежской области

В Воронеже может появиться бассейн с функцией волны для серфинга

В Воронеже парад Победы пройдёт без торжественного концерта

Воронежцы пожаловались на прошедший в городе «грязный» дождь

Над обвиняемым в убийстве двоих бойцов ЧВК «Вагнер» начался суд в Воронеже

Воронежцев предупредили о магнитных бурях, которые будут бушевать два дня

Электрика из Воронежа мошенники обманули почти на 2 млн рублей

Банду обнальщиков, обогатившихся на 20 млн рублей, задержала полиция в Воронеже
 

Густой туман накрыл Воронеж 24 апреля

В центре Воронежа перекроют улицы 25 апреля

Опоздавшая к рейсу семья из Россоши пыталась вернуть 255 тысяч рублей за билеты

Воронеж должен установить абсолютный температурный рекорд из-за аномального тепла в апреле

В пригороде Воронежа осколки сбитого беспилотника упали на СНТ: произошел пожар

Призывник из воронежской Бутурлиновки получил штраф за уклонение от военной службы

Воронежцев испугали похожие на взрывы громкие звуки

Бухгалтера управления физкультуры и спорта обвиняют в присвоении 6 млн рублей в Воронежской области

Жители домов в Железнодорожном районе Воронежа временно останутся без холодной воды

Трудовая инспекция начала свое расследование после смертельного пожара на воронежском заводе
 

Воронежцев эвакуировали из ТЦ «Галерея Чижова»

«Это портал?». Воронежцы поделились кадрами огромной ямы у парковки 

История об избиении 14-летней девочки в Воронеже дошла до Бастрыкина 

За год в Воронежской области сократилось количество крупного рогатого скота

20 пожарных расчетов борются с огнем на улице Солнечной в Воронеже

Большинство воронежцев не готовы отказаться от наличных

Воронежцы не могут добиться расселение признанного опасным для проживания векового деревянного дома

Синоптики рассказали о погоде в Воронеже на длинной рабочей неделе

Интервью 5215

«Пусть будут разные страницы»

Завершается объявленный городским управлением культуры Год Мандельштама в Воронеже. Вспомнить о наиболее значительных и интересных событиях года мы попросили Галину УМЫВАКИНУ, председателя Воронежского отделения Союза российских писателей. Тем более что для самой Галины Митрофановны 2011 год – юбилейный.

– Я рада, что для нынешней встречи у нас есть информационный повод. Ведь журналисты любят информационные поводы?

 – Еще бы!

 – Так вот, буквально на днях я узнала, что глава города Сергей Колиух подписал постановление о наименовании территории вокруг памятника Осипу Эмильевичу Мандельштамовским сквером. Так что с 18 октября официально в Воронеже к Кольцовскому и Бунинскому добавился еще один поэтический сквер.

 – Долгожданное известие.

 – Да уж, пришлось похлопотать.

 – Галина Митрофановна, так хлопотали ведь прежде всего, чтобы улица Мандельштама в городе появилась.


 – Но те хлопоты пока успехом не увенчались. Переименовать одну из улиц в центре города, как предлагала властям инициативная группа творческой интеллигенции, сегодня, получается, невозможно. Знаете, недавно довелось мне по телефону поговорить с губернатором Алексеем Гордеевым. «Вот, – говорю, – была бы счастлива, если бы улицу именем Мандельштама назвали».  «Так ведь народ против, – говорит Алексей Васильевич, – нельзя же против народа».«Конечно, нельзя», – говорю.«Вот, может быть, там, где СХИ, где новостройки, получится улицу его именем назвать». «Ну что ж, –  говорю, – может, и так: Осип Эмильевич любил в тех краях прогуливаться». На том и распрощались. Но, вы знаете, первая в мире улица Мандельштама уже появилась в конце сентября в Варшаве, в городе, где он родился.

 – Славно! А как же у варшавян такое получилось?


 – Понятно, что в каждом городе любое переименование или наименование связано со многими трудностями, документы надо переоформлять и прочее, и прочее. Варшава пошла не то чтобы по легкому, а по самому удобному и, думаю, разумному пути. Назвали именем поэта небольшую улочку внутри университетского комплекса. На карте города она появилась, и появилась в хорошем месте, в самом центре города, где много молодых людей, студентов факультета славистики, где Институт Адама Мицкевича. Она напротив того костела, где сердце Шопена хранится. То есть путешествующие, любопытствующие, специально приезжающие в Варшаву, чтобы поклониться культурным святыням, очень просто на улицу Мандельштама попадут.

 – Вы ведь в сентябре тоже в Варшаве были. Ходили по улице Мандельштама?


 – Ходила, но еще не знала, по какой улице хожу. Я участвовала в шестых Международных Мандельштамовских чтениях. А известие о решении сейма Варшавы получила уже дома.

 – Стало быть, чтения способствовали решению варшавских властей?


 – Может быть, не знаю. Но вообще-то я была приятно удивлена тем, насколько хорошо и глубоко поляки знают творчество Мандельштама. Один из инициаторов чтений – президент польского Пен-Клуба Адам Поморский оказался ведущим переводчиком Мандельштама, он представил большой том стихов и прозы Осипа Эмильевича на польском языке, к конференции подготовили также специальное издание переводов Мандельштама, некоторых статей о нем. Было ощущение, что Мандельштама в Польше считают своим не только по факту его рождения. Вот, например, что пишет один из крупнейших польских исследователей Мандельштама Рышард Пшибыльский: «Драма Мандельштама – это фигура нашей судьбы. Возможно, это наиболее знаменательный поэтический опыт XX века. У Мандельштама, как у Моцарта, нет могилы».

 – Какая судьба имеется в виду -- общечеловеческая или именно польская?


 – И то и другое, видимо. В один из дней чтений нам показали запись спектакля 1982 года. То есть в Польше военное положение, начало «Солидарности», а Познаньский театр сделал подпольный в прямом смысле спектакль по стихам Мандельштама: в подвале играли, проводили по спискам зрителей, охраняли от нежелательных глаз. Назывался он «Взлет». Я думаю, осмысление Мандельштама в Польше начиналось, связывалось в первую очередь с ощущением свободы, именно такое ощущение они больше всего ценят в нем. А как в том спектакле актриса пела Мандельштама! У нас так не умеют, не поют, такую музыку не написали еще к его стихам, так не исполнили, так не почувствовали. А на круглом столе в газете «Выборча», кстати, информационном спонсоре конференции, уже другая женщина в другой, бардовской, что ли, манере тоже пела пять стихотворений Мандельштама. И я вновь была потрясена. В Польше какая-то особенная музыкальная культура камерного пения, когда одновременно и понятно, и мелодично, и человечно, и возвышенно...

Чтения подтвердили, что Мандельштам и как поэт, и как герой, как образ существует не только в русской, но и в мировой лирике. Скажем, из Нидерландов на чтения приехал Томас Лангерак. Он и у нас в Воронеже бывал, написал в свое время книгу о Платонове, теперь больше занимается Мандельштамом. Лангерак познакомил нас со стихами нидерландских поэтов, посвященными Осипу Эмильевичу. Интересные, глубокие стихи, причем нередко в них возникает и образ нашего города.

 – А вы лично о чем на чтениях рассказывали?


 – Я делала сообщение об увековечении памяти Мандельштама в Воронеже. Рассказала о статьях, книгах, о памятных досках, о работе воронежских ученых. Хорошо было принято сообщение, с некоторым даже удивлением, что в Воронеже очень много, последовательно делается ради памяти Осипа Эмильевича. Во всяком случае, я ощутила чувство гордости за Воронеж и за себя чуть-чуть, поскольку участвую в процессе. И, конечно, приятно было, что Павел Нерлер, председатель Мандельштамовского общества России, делая доклад о посвященных Мандельштаму стихах русских поэтов, помянул нашу маленькую книжечку «Я около Кольцова...».

 – Хочу привести цитату из статьи Аллы Ботниковой о вашей книге «Родительская суббота»: «Из всех поэтов более всего Умывакину занимает, конечно, Осип Мандельштам». Действительно так, Галина Митрофановна?

 – Тут не измеришь: более или менее. Меня, конечно, всегда занимала великая четверка XX века. В разное время кто-то преобладал. Сначала, в юности, была Цветаева, дерзкая, яркая. Потом Анна Ахматова. Сначала они -- видимо, как-то по крови ближе. Потом, очень долгое время, -- Борис Пастернак. А сейчас больше Мандельштам, хотя его стихи я тоже очень рано узнала, с начала 60-х годов, когда познакомилась с Натальей Евгеньевной Штемпель, верным другом четы Мандельштамов. Но я его очень долго не понимала, не чувствовала. Сначала для меня он был скорее как некий культурный объект, несомненно, большой, но давно затерявшийся в прошлом поэт. А с годами он, как-то отодвинув всех, приблизился, вышел на первое место. Но, я думаю, дело тут не только во мне. Мандельштам более названных поэтов не был прочитан ХХ веком. Тут и его судьба сыграла роль, его книги просто трудно было достать, прочесть. Но зато сейчас, особенно в последние годы, когда даже по трудам увековечения его памяти Осип Эмильевич стал фактом моей биографии, больше стала читать то, что о нем появляется, его стихи перечитывать. И сейчас у меня такое ощущение, что весь мир изучает Мандельштама, читает его, публикует, переводит, посвящает ему стихи. Примерно то же, по моим ощущением, происходит с Платоновым. Такие величины надо очень долго, видно, в себя вживлять, осмысливать, просто с ними жить. В XXI век они перешли недопрочитанными и очень значительными, очень интересными. И оба связаны с Воронежем. Вот мысль, которая приходила в голову не только мне: есть «яма» Мандельштама и есть «Котлован» Платонова -- оба очень глубоко «копали». Причем родную землю: с ее историей, народом, культурой, языком... И нам, чтобы докопаться до их глубин, нужно много душевного труда приложить.

 – Год Мандельштама в Воронеже завершается. Много было посвященных ему событий, но так и не открылась мандельштамовская экспозиция в Литературном музее.


 – С начала года идет работа над экспозицией. Начинать пришлось с нуля, я, чем могла, старалась помочь, поэтому пришлось глубоко вникнуть в проблему. Самое печальное, что ни одного подлинного документа о пребывании Мандельштама в Воронеже не осталось. Мемориальных вещей нет: ни портретов, ни писем, ни рукописей -- ничего. Подлинных свидетельств времени даже нет. Досадно, что мы не смогли найти даже номера журнала «Подъем» с рецензиями Мандельштама -- его последними прижизненными публикациями. Но то ли плохо искали, то ли действительно единственный комплект остался в нашей Областной научной библиотеке, а она, конечно, им дорожит. Долго и мы с Олегом Ласунским, и музейные работники, и руководитель Камерного театра Михаил Бычков искали концепцию экспозиции. Понятно, что нельзя объять необъятное, рассказывая о Мандельштаме от его рождения до гибели.

 – И какова же концепция?

 – «Мандельштам и его воронежское окружение». Около 30 персон будет представлено в экспозиции: и ссыльные, и те, кто сюда к нему приезжал, и его воронежские знакомые. В результате, рассчитываю, что картина нашей воронежской жизни тех лет будет более стереоскопической, что ли. Интересное решение предложил художник Эмиль Капелюш, довольно неожиданное для традиционных музеев, несколько театрализованное.

 – Что сейчас мешает завершить работу?


 – Разные препятствия, медленно все проворачивается, что раздражает иногда, но потом думаешь, может, так и надо, может, поспешность не нужна, чтобы все было достойно. Сейчас, слава Богу, работа движется, не буду раскрывать всех задумок. Самое главное, чтобы люди туда пришли. Придут ли?

 – Так было бы куда приходить.


 – Разумеется. Сергей Василенко, один из видных мандельштамовских текстологов, пару лет назад сделал первый в России музей Мандельштама в подмосковном городе Фрязино, где сам живет. В Варшаве мы говорили с ним о наших проблемах. У него тоже ведь нет ни одной мемориальной вещи. Но, кстати, есть подлинник «Подъема» с рецензиями Мандельштама, есть книги воронежских писателей той поры, есть оригиналы открыток 30-х годов с видами Чердыни, Воронежа, Тбилиси, Армении -- мест, где жил и бывал Осип Эмильевич. Тоже ведь подлинные свидетельства времени. А сейчас Василенко, кстати, уже сами жители Фрязино помогают, приносят вещи тех лет.

 – Главное  – привлечь внимание.

 – Вот и позвольте привлечь. Хочу обратиться к воронежцам. Пусть не подлинная будет вещь, но она очень трогательная и выразительная. Осип Эмильевич ходил с тростью, и по Воронежу тоже, многие мемуаристы отмечают. Он не опирался на нее, хотя был не очень здоровым человеком, а так слегка помахивал. Я думаю, трость была для него символом молодости, какой-то другой жизни, свободы даже. Так вот: если у кого-то от дедушки или прадедушки осталась деревянная трость, если бы можно было ее подарить музею, то некое важное присутствие в экспозиции было бы обозначено.

 – Вы упомянули о книжечке «Я около Кольцова...». Но в Год Мандельштама были у нас и другие издания, посвященные поэту...

 – Конечно же. Причем кое-где не обошлось и без неких ляпов. Вот сборник вышел «Есть город в России». В нем около десятка стихотворений Мандельштама, достойно представлен. Но вот очень известное четверостишие: «Пусти меня, отдай меня, Воронеж». А в сборнике напечатано "Прими меня, отдай меня, Воронеж". Более того, такая опечатка была и в предыдущем издании, все проглядели, и я в том числе. Конечно, есть смысл сказать о "Прогулке по мандельштамовским местам Воронежа" Олега Ласунского. Нужная, интересная книга. Олег Григорьевич, подарив мне экземпляр, сделал такую надпись, могу похвастаться: «Микробиологам известен штамм: Г. Умывакина и Мандельштам».

 – Думаю, не только микробиологам он известен.

 – А вот книжка «Политические репрессии в Воронеже. Путеводитель»  – уже общероссийский проект, вышли такие выпуски о шести городах, ну, и о нашем с вами. Нет вроде бы ничего нового, скажем, почти обо всем, что есть в путеводителе, ранее рассказывалось на страницах «Курьера». Но когда все вместе  – потрясает. Есть в книжке и экскурсия по мандельштамовским местам: ее «проводит» Олег Ласунский. Горжусь, что и моя фамилия помянута, что была причастна к увековечению памяти о жертвах государственного террора. Но посмотрите: новая книжка, 2011 год, а листы рассыпаются.
 
– Типографский брак?


 – Да, к сожалению, но я не о том. А о том, что наша история, наша культура, наше прошлое тоже рассыпаются в разных руках, мы по-разному читаем. Треплем книгу жизни. Кто-то перегнет листик, кто-то вырвет, скажет, не было здесь ничего. А наша задача -- собрать. Пусть там будут разные страницы, мрачные, радостные, трагические, смятые, пустые даже пусть будут  –  разные бывают времена. Лишь бы мы такую книгу нашей общей памяти не рассыпали, не растеряли. Читаешь путеводитель и понимаешь, что Воронеж действительно был городом ссыльных: из Ленинграда, из Москвы, украинская диаспора была сильна, была колония интеллигентов-ссыльнопоселенцев из Казахстана.  Их к нам выслали, а от нас  –туда шли эшелоны.

 – Такой обмен культурным опытом по-сталински.


 – Да. Многих сюда присылали насильственно, но многие и сами выбирали Воронеж из предложенного списка. Тут библиотека, университет, тут театр, тут музеи, филармонический оркестр, тут журнал выходит в конце концов. И надо помнить, что люди, сюда не по своей воле попавшие, тем не менее прожили по-людски, достойно отмеренные им кусочки жизни. Печатались в журнале, читали лекции, пытались в культурную почву привнести свои зерна. Я думаю, если сейчас придется выбирать другое место жительства, Воронеж тоже многие выберут.

 – Лишь бы выбирали не по указке сверху.

 – Надеюсь, не будет такой указки. Я о том, что у нас театры, музеи, много памятников писателям, у нас выходят хорошие книги. И я рада, что удалось преумножить многое, что до нас не удалось, прежде всего в увековечении памяти о писателях, что мне близко. Хочу еще в ряду событий Года Мандельштама вспомнить о детском конкурсе «Воронеж читает Мандельштама». Для меня он был эмоциональным потрясением. 250 человек  – чуть ли не от первого и до одиннадцатого класса  –  как они читали! Наши дети вообще молодцы, читают и Кольцова с Никитиным, и Бунина (недавно был конкурс) прекрасно читали. Но Мандельштама читать сложно. И вот мальчик, ему десять лет, а он уже слышит поэта  – вот что поражает. Я думаю, что мы сотрясаем воздух время от времени не только Мандельштамом, но и Кольцовым, Платоновым, Буниным - на пользу нашему городу. И всем нашим детям. Ничто не пропадает. Я надеюсь на девочек и мальчиков, читавших Мандельштама. Надеюсь, что они и дальше будут читать, не только его.

 – Галина Митрофановна, есть и еще один информационный повод для нашей встречи  – недавно вам вручили почетный знак «Благодарность от земли Воронежской».

 – Вот как на духу, так сказать, без дураков: всегда любой власти сторонилась, никогда ничего не просила. То, что наградили, что заметили, конечно, приятно, конечно, спасибо.

 – А вот вы про телефонный разговор с губернатором упомянули. Часто так общаетесь?

 – Редко, в первый раз. Вообще-то он звонил с днем рождения меня поздравить, не скрою, была тронута: и вниманием, и тоном разговора.

 – А не хотелось бы вам, Галина Митрофановна, выбрать местом жительства другой город, например, столицу?

 – Я нисколько не жалею, что живу не в столице. Я с Воронежем связана, думаю, очень прочно. Многие мои любимые писатели  – именно воронежцы. Если бы жила не здесь, может быть, я бы не читала так внимательно Платонова. Хотя еще студенткой была поражена его миром, его творчеством. Город, его воздух, почва, люди, которые здесь жили, бывали, которые живут сейчас, безусловно, что-то дают тебе – все тут растворено. Жизнь не только в столицах происходит, но и у нас. Вот были летом у нас Платоновские чтения в рамках международного фестиваля – по-моему, очень интересное действо. Удалось соблюсти баланс между специальными докладами, сугубо филологическими, и такими темами, как Платонов и живопись, Платонов и кино, переводы Платонова, его бытование в других странах. Я ощутила земляческую гордость, что во всем мире знают Платонова, переводят, читают.

 – А о самом Платоновском фестивале какие впечатления?


 – Большое, значительное событие.

 – Есть какие-то пожелания организаторам фестиваля?

 – Их уже столько было высказано -- как дельных, так и даже не всегда, я бы сказала, пристойных. На днях заходила к директору фестиваля Михаилу Бычкову, оставила альбом скульптора Лазаря Гадаева, автора памятника Мандельштаму. Может быть, заинтересует Михаила Владимировича. Выдающийся скульптор, очень интересный, хотелось бы, конечно, чтобы выставка Гадаева приехала в Воронеж. Хотя понимаю, что очень сложно организовать скульптурную выставку. Что касается собственно театра, музыки, то и без меня устроители фестиваля разберутся. Мне бы хотелось, чтобы в наш город приехал кто-то из интересных поэтов, умных, умеющих разговаривать с аудиторией, по-настоящему людей европейской культуры. Ну, например, Александр Кушнер из Санкт-Петербурга.
 
– Наверно, отделение Союза российских писателей тоже может использовать для того свои организационные возможности.


 – Надеюсь, что Михаил Бычков встретится с представителями воронежской культурной общественности, которые поддерживали фестиваль и которые критиковали, чтобы обговорить какие-то идеи. Я не думаю, что каждый год надо проводить Платоновские чтения. Может быть, на сей раз провести встречи с писателями на разных площадках, с тем чтобы потом они собрались в один какой-то хороший литературный вечер. Одним словом, есть кого тут нам посмотреть, встретить, приветить, показать. Тем более что интерес к поэтическому слову в обществе, мне кажется, усиливается.

 – Так будет когда-нибудь в Воронеже улица Мандельштама, как считаете?


 – Когда-нибудь будет. Знаете, у нас в Воронеже есть две необычные скульптуры, ландшафтные, городские. Одна лирическая -- дама на стуле, что сидит на Плехановской. Другая ироническая -- противожлобский стул. А я мечтаю, что когда-нибудь и третья появится -- драматическая или даже трагическая. Некий памятный знак, небольшой, конечно, где-то вблизи от  «ямы», о которой писал Осип Эмильевич. Ведь и стихотворение небольшое  – «Это какая улица? Улица Мандельштама». Оно мне совсем не кажется шуточным или полушутливым. Оно провидческое, завещательное. Кстати, в черновом варианте были такие строки, Надежда Яковлевна Мандельштам запомнила: «нрава он был не лилейного, жил он на улице Ленина». Но Осип Эмильевич зачеркнул. Как же, такая дерзость: была улица Ленина, стала Мандельштама. А я думаю, что так и должно получиться когда-нибудь. В конце концов не в улице дело, а в такой разноликой и непрерывной нашей общей и частной жизни. В наших родителях, в наших детях, внуках. Мы же временное количество лет гостим на земле, но не на голое место приходим и должны чуть-чуть обустроенным его оставить. Так как каждый себе представляет: обустроив себя, семью, улицу, город.