Огурцы резко подорожали в последнюю неделю осени в Воронежской области

Никто не захотел реставрировать парк дворцового комплекса Ольденбургских

Фейковое видео с обращением губернатора распространили в Воронежской области

Владелец воронежской сети «Русский Аппетит» Андрей Прытыкин останется в СИЗО до 4 февраля

Стекло на пирамиде у памятника Славы в Воронеже заменили спустя полгода

Власти рассказали о состоянии раненой при атаке БПЛА на Воронежскую область женщины

Сегодня вполне можно ухватить удачу за хвост, однако есть вероятность и крупно проиграть, так что следует быть настороже.

Валерий Войнов ждет от прокуратуры Воронежской области работы без «бравурных докладов»

Главную новогоднюю ель начали устанавливать в Воронеже

Диски с автографом Юрия Шатунова продают в Воронеже за 500 тысяч рублей

Воронежцам рассказали график работы катка на Адмиралтейской площади

Воронежцы стали заложниками огромной очереди в поликлинику №4

Автоледи скончалась после лобового столкновения на воронежской трассе: пострадали двое детей и двое взрослых

В Воронеже устранили крупную аварию на водопроводе на улице Лидии Рябцевой

Сегодня лучше всячески избегать всех негативных новостей. Старайтесь сознательно ограждать себя от всего, что не улучшит вашего настроения

Воронежцев предупредили о тумане и гололеде 3 декабря

В Воронежской области на установку понтонного моста направят 146 млн рублей

Шестеро подростков без вести пропали за неделю в Воронежской области

Обновленный воронежский цирк могут ввести в эксплуатацию во II квартале 2026-го

На остановках и в парках Воронежа появятся светящиеся мусорные урны

Воронежских «огнеопасных» называли «колхозниками» после победы над «Челябинском»

Стрелка из воронежского бара оштрафовали на полмиллиона рублей

Сегодня будет казаться, что день проходит непродуктивно, на самом деле, нужно лишь сбавить темп и тогда все начнет постепенно налаживаться

Видео с тренировки 14-летней фигуристки Костылевой из Воронежа взорвало интернет
 

Воду отключат на семи улицах в воронежском микрорайоне Отрожка

В ночные клубы Воронежа нагрянула полиция

«История подошла к концу». Воронежцам показали состояние стадиона профсоюзов перед сносом

Главный тренер воронежского «Факела» Олег Василенко: «Команда готова к Премьер-лиге»

В Воронежской области иномарка вылетела с дороги и перевернулась: водитель скончался

Не усложняйте себе сегодня жизнь, идите к цели легко и непринужденно, без рациональных изысков

Интервью

Алексей СИМОНОВ: Не стесняюсь быть городским сумасшедшим

Президент российского Фонда защиты гласности Алексей СИМОНОВ рассказал "ВК" о защите, гласности, журналистике и своем отце - Константине Симонове.

Справка "ВК". Алексей Симонов -- российский общественный деятель, кинорежиссер, публицист, президент Фонда защиты гласности; сын Константина Симонова. В 1968 -- 70 годах учился на Высших курсах кинорежиссеров. До 1991-го был режиссером объединения телевизионных фильмов "Экран". Симонов снял около 20 художественных ("Обыкновенная Арктика", "Отряд", "Процесс"), документальных и музыкальных фильмов ("Мир Галины Улановой", "Утесов", "Соловьев-Седой", "Монолог"). С 1991-го руководит Фондом защиты гласности. Известность Симонову-режиссеру принес художественный фильм "Отряд" (1985). С конца 1980-х он начал выступать в прессе по проблемам гласности и свободы слова. Автор множества публикаций в газетах и журналах, а также нескольких книг. Симонов известен как переводчик Ирвина Шоу, Артура Миллера, Дж. Кэррол Оутс, О`Нила, африканских и индонезийских поэтов.



- Зачем вам нужно, Алексей Кириллович, все время куда-то ехать, кого-то защищать, тратить время? Не кажется ли вам, что все бесполезно?


- Лет десять назад одна барышня с молодым человеком на какой-то телепередаче спросили меня о том же самом. И чего-то мне вдруг обидно стало. Думаю, ни хрена вы не знаете, никогда ни о чем таком не задумывались и задаете вопросы, пытаясь, что называется, достать меня до потрохов. Вот вы, например, когда-нибудь видели лицо человека, который вышел из тюрьмы благодаря вашим усилиям?

- У меня был такой человек.

- И как? Хочется жить дальше?..

-- …

- В общем, вы меня понимаете. Когда 20 лет назад вы занялись правозащитной деятельностью, что вами двигало?

- У меня был успех. Я автор одной из лучших советских лент, известный переводчик. И, грубо говоря, пошел на понижение. Но мне было интересно.

- А обязательно было делать выбор?

- Иначе не бывает. Правозащите нужно либо посвящать себя целиком, либо ею не заниматься. Причина, по которым не выкристаллизовались девять из десяти центров по защите прав СМИ (выжил один воронежский), в том, что они пытались совмещать. Кто-то заводил газету, кто-то руководил еще чем-то. А наша работа требует каждодневной и абсолютной погруженности. Потому что в любой момент ты должен быть готов к тому, чтобы помочь человеку, чьими проблемами занимаешься.

- Не пожалели, что такой большой кусок жизни посвятили правозащите?


- Пожалел. Года два назад. Устаю. Я уже дожил до 70 с лишним лет, мне пора уставать. Самое главное другое: абсолютное большинство журналистов считают меня городским сумасшедшим. Но я, к слову, совершенно не стесняюсь им быть: со мной могло произойти что-нибудь и похуже. Другое дело, что у меня меньше, чем хотелось бы, единомышленников. Любой из ваших коллег становится правозащитником, когда жареный петух клюнет его в задницу. А как только пролетел мимо - задница уцелела, - все забыл. Он не готов защищать других, как себя.

- Есть другая сторона. У журналистов мало возможностей чем-то реально помочь…

- Неправда. Вопрос не в том, чтобы написать. Существует журналистика как поступок. Не только взять и написать, но и отследить, чем кончится дело. Помочь ему закончиться благополучно, постараться, чтобы оно выросло из коротких штанишек написанного материала и стало достоянием гласности. Откуда все берется? Написал один, написал другой. А дальше мы идем к начальству, спорим с ним.

- А начальство тебя не замечает. Ты с ним спорь, хоть обспорься…

- Кто вам сказал, что не замечает? Большинство журналистов просто ограничивают сферу своих функций: я написал - вы прочитали. А по большому счету важно, чтобы корреспонденты не просто писали. Важно, чтобы они болели материалом.

Журналистика - поденщина, то, что я на самом деле в профессии уважаю. Есть жесткий временной режим - ежедневный, еженедельный, ежемесячный. Человек несет определенный объем информации, который должен обработать. Если в таких условиях ты можешь делать все талантливо - значит, ты хороший журналист. Самое распространенное предательство происходит на уровне родной редакции. Абсолютное большинство дел, заблудившихся в правовом пространстве, просто не находят поддержки, их некому подхватить. Человеку иногда неудобно заниматься своим делом самому в случае, если на него напали, избили. Сразу возникает нестерпимое для русского человека ощущение жалобщика, сутяги. А если коллеги берут на себя роль защитников, дело движется. Но в большинстве случаев коллегам не до того.

- Нынешняя журналистика все больше уходит в Интернет. Да и печатная тоже изменилась. И, по-моему, то, о чем писала убитая Анна Политковская, перестало быть темой для прессы. Даже для "Новой газеты"…


- Неправда. Просто такой интонации, какая была у Политковской, нет ни у кого. Елена Милашина взвалила на плечи ровно то, что тащила на себе Аня. То, как стреляли в Беслане из гранатометов, принесла в газету Лена, а не Аня. И у Ленки другой тон. Вообще каждый журналист, у которого превалирует авторское начало, уникален. Вот был Юрий Щекочихин - журналист от бога. В ежедневной жизни Юра был совершенно не похож на великого журналиста. Но он был человеком, наделенным своей, не похожей ни на кого интонацией. Он имел свое необычайное мировоззрение. Имел столько регалий и постов, но сохранял почти детскую фантастическую наивность. Сочетание почти невозможное. Но вернусь к Ане. Политковская - оживший памятник матери солдата. Женщина железная, а слезы живые.

- Есть что-то, в чем вы превзошли отца?

- Нет. Я просто занимался другим делом. Хотя в одном мы с ним сошлись. Я не так давно с удивлением убедился в том, насколько превратны были мои представления о самом себе и о нашей совместной работе. Примерно в 1966 году мы вместе переводили пьесу Артура Миллера. Я всю жизнь считал, что пьесу перевел я, поскольку английский знаю я, а отец лишь прошелся рукой мастера, поправляя. Но четыре года назад я стал снимать картину об отце. Отправился в архив, где сохранены все черновики, в том числе и черновик той пьесы. Его черным фломастером, которым он вносил правки, практически переписана каждая строчка. И то, что пьеса в то время стала хитом сезона, - прежде всего заслуга отца.

- А что с фильмом об отце? Вы его сняли?


- Да, в 2006 году. Получилась большая двухсерийная документальная картина. Первую серию показали по телеканалу "Культура", а вторую не показал никто. Но такова, к слову, судьба большинства современных документальных фильмов.

- Как вы относитесь к тому, что о вашем отце снимают другие режиссеры?


- Смотря кто снимает. Когда снимают такие, как Юрий Кара, смотрю с отвращением. Я говорю о "Звезде эпохи", где снимался Александр Домогаров. Там слегка видоизменили фамилии - вместо Симонова - Семенов, вместо Серовой (Валентина Серова, советская киноактриса и жена писателя. - С. Т.) - Седова. Так что в принципе я могу сказать, что речь о посторонних мне людях. Но, чтобы было именно так, мне пришлось бороться. Картину я смотрел дважды и плевался от отвращения.

- Авторы фильма с вами не советовались, начиная снимать фильм?

- Нет, в кинематографе так не принято. Они вспомнили о семье Симонова, когда начали заниматься рекламой фильма, к тому времени уже наполовину снятого. Потом объясняли, что долго не могли нас найти. Очень смешно, особенно учитывая то, что директор студии -- человек, который 20 лет работал со мной в "Экране".

- А как вы относитесь к современным фильмам о войне, к примеру, к той же "Брестской крепости" Александра Котта, которая недавно вышла на экран?

- Я, к сожалению, полностью картину не посмотрел. Видел только куски. Мне близок, я бы сказал, отвязный стиль ленты. Но я не разделяю пафоса победы в Великой Отечественной войне, начинающийся в Брестской крепости.

- А самому кино снимать не хочется?

- Боюсь. Да и отвык.

- Не обидно ли было уходить в свое время из режиссеров, тем более после "Отряда"? Ведь речь идет о сфере, куда стремятся чуть ли не все творческие люди…

- Не обидно. К тому моменту, когда я, по большому счету, ушел из кино, оно стало таким коммерческим, что найти дырку для некоммерческого стало почти невозможно. Полтора года искал деньги на свою картину. У меня был сценарий. Два раза я пытался запустить его в работу. И оба раза утыкался в отсутствие денег.

- Что вас сейчас по-настоящему радует?

- Внук. И то, что он в Китае. Он там живет с папой и мамой, ему три года. Скоро должна появиться, по идее, внучка. Вообще хорошо, что наши корни растут и уходят вглубь. Мы укореняемся в пространстве. Меня радует, когда люди совершают достойные вещи и не впадают в пафос. Пожалуй, я стал чересчур сентиментален.

Вот недавно был на вручении журналистской премии имени Артема Боровика. Вышел там на сцену некий проректор большого института, говорил, какой старший Боровик молодец, гигант и всякое такое прочее. Когда мы приехали с мероприятия, его застрелили. Но по дороге он успел прочитать два стихотворения, посвященные Боровику. Лучше бы не читал. Потому что я даже не мог заставить себя, по большому счету, огорчиться. Надо думать о своих словах. Они могут оказаться последними.


Вопросы задавала Светлана ТАРАСОВА.