В рамках организации межведомственного взаимодействия в каждом регионе Росреестр начал прием запросов от населения по всему принадлежащему людям имуществу в любой точке России. О том, как в дальнейшем собираются облегчить жизнь заявителям специалисты Федеральной службы госрегистрации, кадастра и картографии, «ВК» рассказала руководитель ее воронежского управления Елена ПЕРЕГУДОВА.
Госрегистрация прав традиционно остается самой важной из услуг, которые мы предоставляем. Но в 2011 году ее востребованность снизилась. Общее количество зарегистрированных прав, обременений на недвижимость и сделок с ней сократилось на 14,2% - с 509 до 445 тыс., а число обращений по дачной амнистии - на 55%. Либо граждане оформили все, что хотели, либо расслабились. Саму дачную амнистию продлили до 2015 года. Вообще же категория дел стала гораздо сложнее. На 38% возросло число записей по ипотеке - с 17,7 до 24,5 тыс. Кроме того, на нас возложили контроль за деятельностью кадастровой палаты. А поскольку ей в 2011 году дали ряд серьезных полномочий: выполнить задачу по обеспечению перехода к централизованному учету кадастра недвижимости, мы столкнулись с колоссальным объемом работы, которая в области никогда не проводилась. Возникла необходимость организации приема-выдачи документов на госрегистрацию прав на базе кадастровой палаты. Было установлено программное обеспечение, обучены специалисты. За 2011-й дважды происходит реорганизация палаты, и в области в каждом случае координирующие функции возлагались на нас. Сначала палата стала федеральным бюджетным учреждением, которое теперь по территориям прекращает существование, идет процесс централизации, создано ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра». На местах с января появятся филиалы ФГБУ.
- Как к преобразованиям отнеслись ваши сотрудники?
- К сожалению, уровень зарплат служащих Росреестра создает предпосылки для оттока кадров. Как только специалист нашего управления выходит в арбитражный суд, его видят представители различных организаций, оценивают и переманивают. Зачастую от нас уходят в банки и суды. Но тем не менее считаю, что основной кадровый потенциал управления сохранен, и те задачи, которые ставятся на 2012 год (а самая главная –- эффективная реализация межведомственного взаимодействия), будут выполнены. С положительной стороны могу отметить работу с департаментами имущественных и земельных отношений, архитектуры и градостроительной политики области. Они –- пока немногие из департаментов области, которые пользуются порталом Росреестра. Удобно, да и время экономится. Хотя официально электронное межведомственное взаимодействие с органами исполнительной власти субъекта начнется только с 1 июля.
- Что оно собой представляет - осовремененный обмен документами?
- Совершенно верно. Наше управление осуществляет электронное взаимодействие посредством web-сервисов (с Минобороны и налоговой службой); через интернет-портал госуслуг Росреестра. Начиная с апреля, через web-сервис получено и обработано 395 запросов о зарегистрированных правах более чем на 103 тыс. субъектов (примерно 3,2 тыс. выданных сведений в неделю, или 645 в день). Такой же сервис планируется к реализации с Пенсионным фондом. А любое лицо, которое имеет электронно-цифровую подпись, может запросить информацию через портал Росреестра. Таких запросов тоже много. Несколько недель назад от проектной организации из Петербурга мы получили порядка 1,5 тыс. запросов в течение трех-четырех дней по конкретным участкам вдоль федеральной трассы М-4, которая сейчас реконструируется. Количество нас удивило. Мы связались с заявителем, выяснили, что компания занимается благоустройством трассы, поэтому и запросили данные из госкадастра недвижимости и единого госреестра. На сегодняшний день услуга по предоставлению информации более востребована, чем госрегистрация права. Практически в три раза по сравнению с прошлым годом увеличилось число запросов.
- Как вы используете преимущества электронного документооборота?
- Например, представителю той или иной фирмы не надо обращаться в налоговую, брать выписку из единого госреестра. Ответ на запрос госрегистратора приходит в течение нескольких минут. Недавно начал работать в тестовом режиме аналогичный сервис по запросам миграционной службы. Им госрегистратор может воспользоваться, к примеру, если необходимо сравнить подписи в документах или просмотреть информацию о ранее выданном паспорте.
В начале года бедой на нас стали экстерриториальные запросы -- о зарегистрированных правах физлиц по всей стране. По идее, гражданин мог подать заявление в один орган Росреестра, а он уже сам запрашивал необходимую информацию у всех остальных (всего их 82): зарегистрировано что-то за конкретным лицом или нет? В основном новая услуга пригодилась военнослужащим (мы обработали около 8 тыс. запросов). На первом этапе было много проблем, ряд территориальных органов не отвечали на запросы. Работать приходилось по телефону, факсу. Сейчас практически в 100% случаев информация поступает полностью в электронном виде.
- Елена Павловна, кадастровая палата оттягивает на себя часть заявителей, документы принимаются в многофункциональных центрах по предоставлению государственных и муниципальных услуг. Работы стало больше. А что с качеством?
- С 1 декабря только в 12 районах начат прием документов на госрегистрацию прав отделами кадастровой палатой. До 1 марта организационный процесс завершится на территории всей нашей области. Сейчас в Воронеже действуют четыре пункта по приему документов: на улице Плехановской, в переулке Гвардейском и как раз в МФЦ -- на улице Дружинников и в торговом центре «Максимир». Наши специалисты загружены полностью. Безусловно, чем больше пунктов приема, тем доступнее услуга. Но нельзя забывать, что наша штатная численность ограничена, и ее увеличение –- не панацея. Выход в грамотном перераспределении кадров, использовании современных технологий. Перспективные направления на 2012 год –- организация приема в МФЦ на улице Пирогова в Советском районе, на базе филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» (улица Солнечная, 12б).
Я бы не сказала, что у нас остаются очереди. Бывают только пиковые нагрузки. Как правило, к моменту открытия пунктов приема. Самое большое количество заявителей на выдачу документов - с пяти до шести часов вечера. Мы предполагаем, что граждане отпрашиваются с работы на часок пораньше, чтобы получить документы. Тогда на выдачу выделяем дополнительных специалистов. Но нагрузка на час, полтора –- максимум. По числу регистрационных действий следом за Воронежем идут Лиски, Россошь, Новая Усмань и Рамонь. Словом, крупные райцентры, где активно идет строительство, реализуются различные соцпрограммы. А вот в Воробьевке, Терновке и Репьевке количество регистрационных действий небольшое.
- Какова ситуация с оформлением элитных недостроев в пригороде Воронежа, хозяева которых пользуются услугами ЖКХ, но не платят налоги за жилье?
- По нашим наблюдениям, проблема с мертвой точки не сдвинулась. Когда вопрос только был озвучен, мы приняли решение, что будем регистрировать подобные объекты в течение десяти рабочих дней. Сроки для заявителей сократили. Но число обращений оказалось небольшим, и мы прекратили их мониторить. В принципе, проблема понятна: недобор налогов с объектов, которые эксплуатируется, а права на них не оформлены или оформлены как незавершенное строительство. Необходимо либо законодательно закреплять обязанность об уплате налога с незавершенного объекта, может быть, исходя из проектной документации. Либо надо говорить об обязательности регистрации прав на строящийся объект. Сейчас процесс регистрации происходит по заявлению граждан. Я вообще считаю, что в такие объекты газ, электричество и вода поставляться не должны. Подключить услуги –- пожалуйста, но поставлять их без разрешения на ввод в эксплуатацию и свидетельства о регистрации нельзя. То есть пути решения проблемы есть, осталось их закрепить.