Уже не первый год выпускник Воронежского государственного педагогического университета Сергей Баловин колесит по миру, живет и путешествует за счет того, что пишет портреты. За свои работы художник денег не берет. Сергей Баловин творит в буквальном смысле за еду и необходимые в быту вещи. В ходе акций, которые прошли в нескольких российских городах и за рубежом, было создано уже более тысячи портретов. Свободная жизнь необремененного привычными для большинства людей заботами привела Сергея в Китай, где он решил остаться.
Недавно художник вновь посетил родной Воронеж, где встретился со студентами ВГПУ, и где 28 апреля в iPad кафе iDa ожидается очередной "Натуральный обмен"
О том, как жить в отсутствие денег, узнали у авантюриста, экспериментатора, свободного от предрассудков художника и просто счастливого человека Сергея Баловина.
Твой отказ от денег носит демонстративный характер. Что послужило отправной точкой к тому, что ты решил начать жизнь свободного художника, который может жить и путешествовать, обходясь без денег?
Все, что я делаю, носит демонстративный характер. Поскольку я обращаюсь к публике. Я не работаю «в стол», мне важен зритель. Просто получился такой вот эксперимент, и я решил о нем рассказать. На самом деле, если не буду рассказывать, то и работать эта модель не будет. Во всяком случае, так, как нужно мне.
Но, с другой стороны, мой проект не о том, что я против денег. Скорее о том, что можно обойтись и без них. И о том, что существует еще что-то важное, что нельзя купить. Но то, что доступно каждому. Пожалуй, об этом и проект.
Я не знаю, где именно эта отправная точка. Думаю, вкус к свободе был привит моими родителями. Они почти ни в чем меня не ограничивали, а я пытался оправдать их доверие. С одной стороны, я стремился к завоеванию еще большей свободы, с другой стороны – грамотно распоряжаться уже имеющейся.
А «Натуральный обмен» стал суммой всех моих стремлений и достижений, хоть и возник как бы случайно, как результат неких жизненных обстоятельств. Все очень просто – с одной стороны я ничего, кроме «искусства» (беру в кавычки) делать не умею и не хочу. С другой, надо как-то использовать свои умения для выживания. Но использовать эти умения я хочу только так, чтобы это было не скучно. А если отбросить все то, что мне скучно, то остается то, что есть. Вот именно этим я и занимаюсь. Из этого и складывается свободный художник, который хочет жить и путешествовать, не беспокоясь о деньгах. Дело не в том, чтобы денег не было, а в том, чтобы о них не беспокоиться. Бедные беспокоятся, о том, что у них нет денег. Богатые боятся потерять, что есть. А у меня сама собой возникла такая ситуация, что я смог сам себе сказать: деньги больше меня не беспокоят. А для меня это большой шаг в постижении свободы.
Ты много путешествуешь, но основным местом пребывания выбран Китай. Почему Поднебесная? Расскажи о географии в твоей биографии.
Китай так же возник «случайно» (беру в кавычки). Как-то раз меня пригласил китайский художник сделать выставку, и я решил поехать. Правда, художник исчез, и в результате я попал не туда, куда планировал, и все получилось не так, как я думал. Но даже интересней. Получилось большое приключение, которое принесло мне немалый опыт и даже кучу денег. Собственно, после этого я и решил вернуться в Поднебесную и подзаработать еще. В то время я еще не мог сказать себе, что деньги меня не беспокоят. И я отправился на заработки. Но Китай – другая планета. Здесь начинаешь по-другому смотреть на многое, и у меня поменялся ряд жизненных приоритетов. А когда меня занесло в Шанхай, я понял, что это мой город и решил там пожить. Обо всех этих приключениях я начал рассказывать в своей «Незаконченной книге», которая публикуется отдельными частями. Ее можно найти в моем блоге balovin.livejournal.com.
Прожив довольно долгое время в Китае и почувствовав различия, чего, ты считаешь, не хватает россиянам?
Мне кажется проблема русских в том, что во всем происходящем мы привыкли кого-то винить. Случается что-то и первая реакция – вопрос: кто виноват? Вместо того чтобы, что-то исправить, начинают искать виновных. Никто не готов брать ответственность на себя. Отсюда у большинства постоянно какое-то подавленно-обиженное состояние. Обижены на всех вокруг. Улыбаться человеку просто так здесь считается отклонением от нормы. Ну вот, и я уже всех начинаю винить в своем же ответе. Видите – вот еще не стал китайцем. Они никого не винят. Просто работают и радуются жизни.
Люди расплачиваются за твои работы вещами, продуктами. Ты озвучиваешь, что тебе было бы предпочтительней получить, или это всегда выбор портретируемого? Как распоряжаешься ненужными вещами?
Я определяю тему обмена, исходя из насущных потребностей. Нужна была мебель и посуда, я писал: приносите что-то полезное для дома, делал список желаемых предметов. Потом предлагал подумать над тем, что будет актуально для путешественника в дороге. В Новосибирске была тема "портрет на обед" – несли еду. В Питере – одежда. Решил, что пора обновить гардероб. Я задаю тему, но люди все равно имеют свободу выбора. Кто-то решает, что за портрет достаточно отдать коробку спичек, а кто-то готов расплатиться столовым сервизом. Но, на самом деле, если не искать денежный эквивалент, то можно сказать, что в контексте истории человечества спички гораздо ценнее даже самой красивой и дорогостоящей посуды. А ненужных вещей не бывает. Вещь может быть нужна для того, чтобы ее кому-то отдать. К примеру, моему холодильнику не нужен магнит с изображением Которской бухты в Черногории, где я проводил один из последних обменов. Но этот магнит нужен мне, чтобы подарить его моему хорошему другу Пете в Воронеже, который только о нем и мечтал.
В этом году "Натуральный обмен" состоится еще в нескольких городах?
В Питере, Воронеже, Липецке и снова в Шанхае. Но это только начало. В следующем году я планирую начать кругосветное путешествие с проектом. Идея - обогнуть земной шар, не используя деньги. Причем не автостопом, и не как бродяга. Как художник, делая выставки и акции в каждом городе, где я буду останавливаться. Выбор городов будет определен людьми, которые решат пригласить меня с проектом. Я уже опубликовал в блоге открытое письмо, где все объясняется. Так что любой желающий может стать организатором моего проекта в своем городе. Это, в свою очередь, может послужить хорошей рекламой тем местам, где проект может быть осуществлен. А это можно делать абсолютно везде: как в галерее, так и в кафе. Хоть в сарае. Главное заранее объявить о проведении проекта и публика сама соберется.
Расскажи о проектах помимо "Натурального обмена".
Все мои последние проекты построены на принципе интерактивного взаимодействия с публикой. Я даю возможность зрителю принимать активное участие в их судьбе. К примеру, первая выставка в Китае была построена на том, что все работы были написаны с учетом пожеланий всех случайных и неслучайных китайцев, с которыми я общался. Хотя там, в общем-то, не было сверхзадач. Главная цель была - заработать денег. И она была достигнута. Повторная попытка спустя год тоже была успешной. А потом я расслабился, или просто пришло время заняться чем-то другим. Последняя подобная выставка не удалась – я ничего не продал. И тогда я решил поведать о своем забавном опыте в Шанхае. Попытался описать свои приключения, которыми сопровождались все эти выставки. Начал писать книгу. Но для начала рассказал только одну историю: "Осень халасо". О том, как я халтурил с этими смешными пейзажами в китайской провинции и к чему это привело. Как мой агент приносил мне полные рюкзаки денег, а потом не осталось ничего, и пришлось из собственного жилища сделать ночной клуб, чтобы хоть как-то отбить аренду квартиры.
Есть ли у тебя какой-нибудь мега-замысел, которому ты мог бы посвятить всю жизнь?
Ну, вообще я в какой-то момент понял, что моя жизнь и есть – такой проект, о котором можно рассказывать. Мне интересна сама жизнь, именно моя, реальная и не вымышленная. Она же и есть и объект исследований, и поле экспериментов. В этом смысле любой проект становится частью жизни. И он определяет то, как она складывается сейчас. Поэтому я не могу отделять одно от другого. Любой мой проект и есть – сама жизнь. При этом все меняется. Все подвижно. Как оно сложится через несколько месяцев или лет, сложно точно сказать. Можно только строить предположения.
Как встретил родной Воронеж? Расскажи о встрече со студентами. Чем больше всего интересовались начинающие художники?
Если говорить о впечатлении от города – то в целом как-то грустно все. Все серо, уныло. У всех какие-то проблемы... Захотелось всех собрать и увезти в Шанхай. А встреча со студентами прошла очень хорошо. Жаль только, самая большая аудитория на кафедре не вместила всех желающих.
Мне показалось, что студентам было довольно интересно. Когда я закончил свое выступление, понял, что люди не готовы расходиться и сказал, что тогда просто делаем перерыв, кто захочет - уйдет, а с остальными пообщаемся в свободной форме. Студентам интересно то, как можно себя реализовать, как изменить свою жизнь. Многие боятся просто так вот взять и уехать в другую страну. А, на мой взгляд, художнику это необходимо периодически делать. Необязательно уезжать навсегда, но хотя бы на время. Чтобы взглянуть на все со стороны и переосмыслить что-то. Но многие боятся. Во многом этот страх связан с элементарным незнанием языков. К сожалению, в российской системе образования сегодня уделяется недостаточно много внимания иностранным языкам, довольно маленький процент людей владеет английским. С другой стороны, это конечно важно, но можно уехать, обладая даже начальными знаниями. На самом деле, на мой взгляд, перебраться в тот же Шанхай даже легче, чем уехать работать из Воронежа в Москву.
Что нужно для счастья свободному художнику?
Я не знаю. Я и так очень часто чувствую себя счастливым человеком. Думаю, свобода и есть причина моего счастья. Ну, еще любовь, конечно, которая всегда существует на самых разных уровнях. Единственное, что меня иногда расстраивает – мысль о том, что все когда-то исчезнет.