Прошлой осенью министр образования и науки РФ (теперь уже бывший) Андрей Фурсенко заверял, что ни о каком введении ЕГЭ в вузах в Минобре и речи не заводится. И вот незадолго до ухода с поста тот же Фурсенко заговорил о вузовском ЕГЭ как о деле не только желательном, но и чуть ли не предрешенном. "ВК" попросил поделиться своим видением проблемы Игоря СУРОВЦЕВА - ректора Воронежского государственного архитектурно-строительного университета, депутата облдумы от "Единой России" и председателя Общественной палаты Воронежа.
- Никакого особого видения у меня нет, - сказал Игорь Степанович. - Единый госэкзамен в вузах... Да никто не знает, что такое ЕГЭ в вузах! Заменит ли он госэкзамен и сдачу квалификационной работы государственной комиссии у бакалавров? Будет ли одно другое дублировать? Пока даже концепции нет.
- То есть имеется просто идея?
- Да. Очень сырая и непонятная. Что, если на выходе из бакалавриата студент какую-нибудь задачку не решит, ему государственный диплом не выдадут после четырех лет обучения? Так у него все сессии сданы. Возникает масса вопросов.
- Посыл, насколько я понял, таков: нынешний гоэкзамен на самом деле государствен только по названию. Дескать, принимают-то его те, кто обучал. А должны появиться некие независимые, прежде всего от вузовского руководства, комиссии. Хотя на госах всегда, по-моему, председательствует человек со стороны.
- Нам его утверждает как раз министерство. Мы только просим, чтобы прислали человека с практическим опытом, профессионала, как правило, со степенью. Разумеется, не из нашего вуза. зачастую и не из нашего города. Во ВГАСУ, например, если брать архитектурный факультет, - из Москвы, Ростова-на-Дону и так далее. Да и по остальным специальностям тоже нередко бывает, что из других городов. Между прочим, они очень полезные вещи нам говорят, замечания высказывают, в чем, по их мнению, студенты оказались слабоваты, - системно. Значит, нужно подтянуть какой-то курс лекций. Мы потом замечания суммируем, обсуждаем на ученом совете и практически воплощаем на следующий год. Поэтому я идею о введении ЕГЭ в вузовскую систему не воспринимаю. По крайней мере, пока.
- Неужели действующая система столь плоха, что ее следует кардинально менять?
- Обычный чиновничий зуд. Вот он сел в кресло и начинает как бы отрабатывать свое назначение - фантазировать, выдумывать на пустом месте невесть какие новации. Когда все подобное быстро и массово вбрасывается, у общества возникает отторжение. Ты попробуй разработать контрольно-измерительные материалы. Для всех ведь специальностей надо. Гигантские деньги потребуются. Придется сажать целые НИИ разрабатывать технологию сдачи ЕГЭ между бакалавриатом и магистратурой.
Сейчас мы в магистратуру каким образом зачисляем? По заявлениям студентов устраивается рейтинговый конкурс, берется средний балл по диплому, научная активность. У нас в вузе, допустим, сейчас 500 магистров из выпуска бакалавров в 1100 человек. Выбираем лучших. Кстати, нам совместными усилиями ректоров удалось по некоторым приоритетным направлениям добиться, чтобы очная аспирантура была не три года, а четыре, заочная - пять. Прежние сроки были маловаты.
- Говорят, вузовское ЕГЭ поможет активно задействовать работодателей.
- У меня как у ректора 219 договоров с различными партнерами, к которым мы ребят посылаем на практику, трудоустраиваем. А мы трудоустраиваем до 85% выпускников в год - один из самых высоких показателей в России. Но, когда мы, допустим, озадачиваем работодателей опросными листами, сколько вам через пять, к примеру, лет понадобится специалистов и по каким специальностям, не отвечает практически никто. Они сами не знают. Была, скажем, идея о разработке ассоциациями (вроде Российского союза промышленников и предпринимателей) их отраслевых стандартов к набору компетенций выпускника. Так вот, знаете, какие первые стандарты РСПП разработал? Отельер (специалист в области гостиничного бизнеса) и бармен.
Работодателям и сегодня никто не мешает подлаживать, так сказать, процесс под себя. В рамках разумного, конечно. Более того, мы их к тому призываем - и к участию в корректировке учебных планов, и к заказу нам тех или иных курсов.
- А к конкретным людям приглядеться, к тем, которых они хотели бы и могли взять к себе на работу? В конце концов, прийти на ту же госкомиссию?
- Пожалуйста. Мы подобный подход только приветствуем. И никаких революций тут не требуется. Было бы у работодателя желание. Те, у кого оно есть, чуть ли не с первого курса начинают растить для себя кадры, выделяют специальные стипендии.
- Один из аргументов в пользу вузовского ЕГЭ: мол, таким образом отсекутся те недобросовестные коммерческие вузы, что дают некачественное образование.
- Каким таким? У негосударственных вузов магистратуры, как правило, нет. А если они плохо обучают, то их нужно лишать лицензии, аккредитации. У министерства тут рычагов предостаточно. Так что аргумент - несерьезный. А если серьезно, то, полагаю, мы переживем потуги очередной высиженной в чиновничьих креслах реформации. Что называется, пережили военный коммунизм - одолеем и изобилие.
Печатную версию материала читайте в газете "Воронежский Курьер".