- Продолжаете ли вы ощущать себя воронежцем и часто ли бываете в городе?
- Я в Воронеж не в гости -- домой еду. Боюсь надоесть. Но мне в Воронеже так радостно, что отказать себе в удовольствии не могу. Ведь из чего чувство Родины складывается? Из любви к родному пепелищу и отеческим гробам. В молодости всегда больше живых близких людей, чем мертвых, а теперь у меня, наверное, всего 15 человек здравствуют, а 70 ушли в мир иной, и большинство упокоилось на воронежской земле. Много воспоминаний о служении в Покровском соборе Воронежа.
- Сильно ли отличается состояние лавры от того, в каком вы ее приняли?
- У настоятеля одного монастыря спросили, почему они не заводят сайт. И тот ответил: "Потому что о том, что нам удалось, только Бог может рассудить, а о своих неудачах мы на исповеди рассказываем, мирской суд нам ни к чему". А еще есть такая притча. Один священник думал: "Как хорошо, уже 50 лет я служу, столько литургий совершил, столько молебнов". И вдруг приходит к нему ангел и говорит: "У тебя большой яблоневый сад, принеси Богу в подарок от своего урожая". А ведь для Бога только самое лучшее хочется отобрать. Ходил священник, ходил -- одно яблоко с червоточиной, другое подгнившее, третье недозревшее. Нашел только три красивых яблока и принес их ангелу. Ангел говорит: "А что ж так мало?" -- "Да все плоды несовершенные". -- "Вот так и вся твоя жизнь". Работаем на совесть, не рассуждая, так, чтобы не приходилось переделывать. Ели монах работать не научится, он и молиться никогда не научится. У монаха два крыла -- молитва и труд физический. Поэтому монахи всегда были молитвенниками и тружениками. Молитва труд из трудов, и подготовка к нему -- физическая работа.
- А если монах с работой не справился, его кто-нибудь накажет?
- Если не справляешься с работой, можно ведь и с другими советоваться, они помогут. Но бывают случаи, что и поругаем какого-нибудь брата. Ведь наместник как любящий родитель -- должен и посоветовать, и наказать, потому что не делает тебе замечаний только сосед по подъезду, которому ты просто глубоко безразличен. Но обычно во избежание недоразумений, пред тем как в монастырь придет новый брат, с ним беседуют, к чему у него душа лежит, что он умеет, чем в миру занимался. А потом не обессудьте -- здесь как в армии: не хочешь -- заставим, не можешь -- научим. Иногда бывают забавные случаи. Приходит к нам в лавру новый монах, говорит, что ничего не умеет. "Ну хоть хобби у вас есть?" -- "Оно тут явно не пригодится". -- "А все же?" -- "Я цветы разводил". Видите теперь, как наша лавра благоухает? Все стараниями того монаха. Почти все овощи и ягоды, что в трапезной подают, выращены нашими руками. У нас такой столовый виноград, что кисть не умещается в ведро. А вот о том, чтобы для литургии сделать вино, стали задумываться недавно. Раньше везли вино из Крыма, там директор совхоза, где Массандровское вино делают, плакал: совхоз -- банкрот, никто не покупает их продукцию, а непонятно откуда везут Массандровское, и одному Богу известно, что туда налито. Мы его выручали, потом поставки прекратились. В лаврской же лавке продавать наше вино мы не будем: кто поручится, что кого-нибудь не споим.
Много значат желание и молитва. Одного монаха внезапно поставили на кухне борщ варить -- а он этого никогда в жизни не делал. С горя подошел к иконе Богородицы и взмолился: "Царица Небесная! Что такое борщ, как он варится? Если ты мне не поможешь, все останутся голодными". Наварил так вкусно, что все моментально съели. Жаль, что трудолюбие теперь не принято воспитывать с детства. У нас детский труд запрещен, а как человеку без работы жить? Интересно, что детская душа сама чувствует, где хорошо, -- дети просят в лавре дать им послушание, и мы предлагаем серьезную работу, наравне со взрослыми. Поручаем одному нашему брату за ними присматривать, обучать малышню. Он все прошлое лето с ними возился, правда, потом сказал: "Они-то у нас послушники, а вот я при них мученик".
Вообще теперь упор делается не на душевные качества, а на образование. Не понимают только, что знания в руках хама -- не образование, а оборзование. Можно учить и не применяя формул и не решая задачи -- своим примером. У меня бабушка ни одного класса не окончила, но я не достоин ей ноги мыть, потому что, глядя на нее, я всегда знал, что Бог точно есть и что добро сильнее зла не в сказке, а наяву. Она научила нас поститься, ни слова не говоря о посте, интуитивно используя старинные приемы. Бабушка просто с веселым видом заявляла: "Кто будет в рождественский сочельник есть до первой звезды, у того жена рябая будет". Кому ж охота рябую жену? Правда, мы даже на крышу вылезали, следили, когда первая звезда появится, -- есть-то хочется. Может, если бы я знал, что буду монахом, ел бы все подряд. Так что прежде чем детей обучать и воспитывать, надо родителей воспитать. А еще лучше сначала бабушек и дедушек. Раньше образованных людей было не так много -- а ведь такая была честность, двери не запирали, палочкой ее, бывало, подопрут, и уходят. Разве в наше время такое возможно? Недавно приехал в гости к родственнице, спрашиваю: "Что ж у вас так в подъезде грязно?". Мы, говорит, убирали весь подъезд, а люди кидали окурки, огрызки, мы и отчаялись.
- Часто ли сейчас идут в монахи, чем отличается нынешняя монашеская жизнь?
- Ничем. И в монахов рождается примерно такой же процент, как и всегда. Человек часто чувствует свое призвание, ни о чем другом больше думать не может. Меня вот в роддоме попиком окрестили -- у меня сзади были длинные волосы. Так старший брат меня донимал, кричал: "Попик, попик!". А я ему говорил: "Вот буду священником -- ты у меня звонарем будешь". Теперь посмеиваюсь: "Ты хоть бы раз в колокол, что ли, приехал ударить, чтобы пророчество сбылось". Он у меня военный.
- Что, по-вашему, есть духовная жизнь и как на нее настроиться?
- Нужно попытаться жить по совести, не стараться ее заглушить, а, наоборот, вслушаться внимательно в ее голос. Монах должен быть сердцем открыт к людям. Нужно дарить людям добро, оно заразительное. Если мы встретим хорошего человека, то долго его вспоминаем, даже после смерти, что вот был такой, как солнышко, людям посветил, и вечная ему память. Вот и монах должен согреть ищущего ответа.
Другие материалы автора читайте на сайте газеты "Воронежский Курьер".