В течение нескольких лет в столице Черноземья живет и работает художник из Ирака - Кадим Али. За короткое время ему удалось завоевать известность и уважение, как местных ценителей искусства, так и жителей других регионов и даже стран. Родился мастер в городе Аль-Кут на юге Ирака в 1978 году. В 2001-м он с отличием закончил факультет живописи Багдадской Академии Искусств (сейчас – Колледж искусств), а в 2009-м - факультет журналистики ВГУ. Сейчас Кадим является аспирантом факультета дизайна ВГПУ . В 2002 году Кадим Али стал членом Союза Иракских Художников, а в 2003-м - одним из создателей «NEW ACADEMY GROUP» в Багдаде. Представлен художник и в интернете – в социальной сети «Вконтакте» действует группа, посвященная его творчеству. Кроме того, Кадим Али имеет собственный блог. На днях мастер согласился дать порталу 36on.ru Воронеж интервью, а также поделиться коллекцией фотографий своих работ.
Привет, Кадим. Когда видишь иностранца в России, сразу же возникает стандартный вопрос – как и почему он сюда попал… Что привело тебя в нашу страну и конкретно в Воронеж? Все же это – не самый близкий к Ираку, да и не самый известный, по всей видимости, там город…
Добрый день. Честно скажу, что первоначально я в Россию не собирался. Взгляды были устремлены на Европу. Впрочем, в детстве у меня был определенный интерес к вашей стране – стране таких великих мастеров, как Репин, Шишкин и другие. Это очень привлекало меня, юного тогда еще художника. Но в сознательном возрасте я о России почти забыл.
Так получилось, что после окончания бакалавриата Багдадского колледжа искусств, я оказался на работе в Сирии. Оттуда пытался подать документы на иммиграцию в заветную Европу. В Сирии со мной жили ребята, которые учились на Украине. Пожалуй, благодаря ним я «вспомнил» и о России. А через некоторое время ко мне в Сирию приехал мой друг, который учился в Воронеже. Он рассказал о городе и о стране в целом много хорошего, предложил отправиться на учебу туда, и я почему-то сразу согласился. Все необходимые документы удалось оформить на удивление легко, и через месяц я уже был в России, там, где я и не думал, что окажусь… Случайность своего рода…
В Россию ехал целенаправленно – совершенствоваться в изобразительном искусстве?
Конечно, ведь Россия известна художниками высочайшего уровня. Сначала, приехав в Воронеж, думал поступать в магистратуру в Институт искусств, однако магистратуры в этом ВУЗе в то время не было вообще – готовились только специалисты. Куда-то уезжать отсюда уже не хотелось – наверное я ленивый, да и уже появились в Воронеже друзья, сложился круг общения… Вообще очень благодарен своим друзьям, как русским, так и иностранцам, за ту помощь, которую они мне оказали на начальном этапе пребывания в России…
А потом решил пойти на журфак ВГУ. Там была магистратура по специальности «Реклама и дизайн». Я подумал, что это направление – наиболее близко мне, как художнику. В 2009 году с отличием защитил диплом магистра, после чего уехал домой. Там у меня состоялся разговор с отцом, который заявил мне, что для него магистр – это не образование и его удовлетворит только самая высокая ступень. Так и пришлось вернуться сюда вновь и поступить уже в аспирантуру – на факультет графики и дизайна в Педагогический университет.
Тяжело давался русский язык вначале? Пришлось с ним «помучаться»?
1-й год даже после подфака прошел в этом плане очень тяжело. Год подготовительного факультета дал только первоначальные навыки. А тут еще начались чисто журналистские предметы – магистратура-то моя была на журфаке. Я на это первоначально не рассчитывал - думал, что будем там только баннеры рисовать. Кроме того, вся моя группа уже отучилась в России в течение пяти лет в бакалавриате. Потому мои одногруппники говорили на русском свободно, а я мог только на них смотреть, слушать… Тупить, короче говоря.
Вообще я очень благодарен журфаку за то, что нас заставляли много изучать, совершенствоваться… Уже вскоре я знал многие термины и слова, которые не известны даже большинству русских. Со второго года обучения язык был освоен на достаточно неплохом уровне, и почти все предметы удавалось сдавать на «отлично».
Кроме того, в нашей группе сложился совершенно потрясающий круг общения, атмосфера… Там были студенты из Азии, Африки, была даже европейка – девочка из Албании. Мы очень хорошо общались, дружили, помогали друг другу.
А доводилось ли сталкиваться тебе в России с негативом в отношении себя? Со стороны однокурсников или еще где-то…
Знаешь, я считаю, что тот, кто сам держится от негативных проявлений подальше, их и не получает. Я слышал, конечно, о некоторых нехороших ситуациях, происходивших в России с иностранцами, но со мной за все годы пребывания в вашей стране, таковые случались, может, пару раз. Встречаются, конечно, неадекватные персонажи, но самым лучшим при встрече с ними может быть просто не обращать на них внимание. Понимаешь, я могу вести диалог с образованным, культурным человеком, но не стану же я отвечать на негативную реплику продавцу в супермаркете. В этом нет смысла.
Но в целом русский народ очень дружелюбен. Так получилось, что у меня в России очень много друзей. Даже мои земляки этому удивляются – в любых местах, где я ни оказываюсь, у меня есть хорошие знакомые. Причем, это люди разных профессий и сфер интересов – художники, артисты, музыканты, ученые, политики.
Удалось ли тебе за время пребывания в России повысить свой уровень как художника?
Да. Сыграли роль местный менталитет, климат… Все это неизменно оказывало влияние на мое творчество, развивало воображение и кругозор.
А университеты? Они чему-то научили в профессиональном плане?
А вот они – нет. Я благодарен им и их сотрудникам, скорее за адаптацию, хороший русский язык и общее образование. Но тот уровень, который они давали в профессиональном плане, был мною достигнут уже давно – еще в Ираке.
А как Ты можешь охарактеризовать художественное образование в России, по сравнению с иракским?
Не могу сказать что-либо точно, хотя бы потому, что я учусь сейчас все-таки в педагогическом университете, а не, к примеру, Институте искусств. Задача ВГПУ ведь – выпускать педагогов, а не художников. В России, конечно, есть серьезнейшие учебные заведения, нацеленные именно на подготовку моих коллег - это и Академический художественный институт имени Сурикова в Москве, и Институт имени Репина в Санкт-Петербурге. Что до воронежского «педа», то, как я уже говорил, меня там ничему не научили.
Кстати, структура образования в Ираке несколько отличается от российской. К примеру, в Багдадском колледже искусств, который я закончил, есть факультет художественной педагогики, где выпускают как раз педагогов.
Получалось ли у тебя выставлять свои работы в Ираке?
Получалось, но не так много, как хотелось бы. В основном это были коллективные выставки и конкурсы в Багдаде. Самой престижной из них был, пожалуй, Международный фестиваль имени Хуана Миро.
А в России?
Здесь у меня была персональная выставка в 2010 году в воронежском Доме Архитектора. Кроме того, еще одна выставка моих работ прошла в Рамони, в рамках Форума толерантности. Также в 2009-м году удалось выставить свои картины, вместе с работами двух других иракских художников в ВГУ, на открытии памятника иракскому поэту Мухаммеду Махди аль-Джавахири.
Кадим, зачем ты рисуешь?
Зачем… Самовыражение, прежде всего. Хочется высказать то, что накопилось внутри…
Как бы ты охарактеризовал свой стиль
Сложный вопрос… Сначала, еще во время учебы в Ираке, у меня был период реализма… Портреты, пейзажи, натюрморты стандартные писал… К слову, рисовать тогда приходилось очень много – бывало, что мы даже ночевали в колледже, а, возвращаясь домой, продолжали рисовать и там… Естественно, работали и на заказ – надо было окупать затраты на материалы и краски…
Потом от реализма я частично отошел… Так получилось, что мой преподаватель, который следил за каждой моей работой, требовал показывать все нарисованное, вдруг всерьез отругал меня. «Тебе не надоело?, - спросил он, - Не пора ли уже рисовать не то, что ты видишь, а то, что чувствуешь?»… С этого момента и начались мои эксперименты. Впрочем, на данный момент я своего стиля не обрел – нахожусь в поиске.
В России эксперименты мои стали более смелыми, так как я был на многих выставках современного искусства, видел, что делают местные художники… Они не боятся смелых решений, не боятся критики. Не боюсь ее и я. Представляешь, сейчас для меня даже холст - старая тема, материал вчерашнего дня. Вместо него я, например, собираюсь рисовать на старых книгах. Таким образом удастся слить воедино скульптуру и живопись…
Какова основная тематика твоих работ?
Меня привлекает движение… Танец… Музыка… Даже в музыке есть движение. Мелодия не видна человеку, однако ее можно вообразить и изобразить в формах, в частности – на картине.
И, конечно, женщины… Большинство картин на моей персональной выставке в Доме Архитектора демонстрировали именно их… А кто, если не женщина? Это мать, сестра… любимая, разумеется. Но та, которой посвящены все мои работы… Она мне не известна… Пока…
Ты принимал участие в проекте «Живая библиотека». Как получилось, что ты туда попал? Какие впечатления о мероприятии?
Так получилось, что среди организаторов «Живой библиотеки» оказались мои знакомые. Они и предложили мне поучаствовать. Меня это сразу заинтересовало – я люблю общаться с новыми людьми. Вообще, когда сидишь и рассказываешь о себе совершенно незнакомым людям – ощущение непередаваемое. Я понял, что каждый из нас может быть интересен многим слушателям и зрителям – независимо от его занятий, склонностей, национальности и культурных особенностей.
Кадим, а почему, на твой взгляд, реализм не слишком популярен среди современных художников?
Потому что сейчас практически нет художников. Ведь мы знаем, что даже такие экспериментаторы, как Пикассо и ряд его современников прошли реализм и только став подлинными мастерами в нем, перешли к другим стилям.
Те, кто сейчас объявляет себя художниками, привлекая публику одним эпатажем, мне по большей части не интересны. Это – самый простой путь заявить о себе. Более того, многие сейчас, благодаря интернету, сделавшему изображения доступными, просто копируют своих более именитых коллег. Потому так много похожих художников в России, Европе, даже в Арабском мире. Но те, кто копируют - это последняя стадия. У этих людей отсутствует не только талант, но и элементарное уважение к искусству.
А как развивается изобразительное искусство в арабских странах?
Не потому что я из Ирака, а потому что это объективная истина, могу сказать, что именно моя страна считается во всем Арабском мире страной художников. Большинство известных арабских мастеров – иракцы.
Мастеров современности или прошлых лет?
И современных, и классических… Но современных даже больше.
На какое время приходится период арабской классической живописи?
Попозже вашего… 20-й век. Однако у нас грань между периодами размыта – наши художники были тесно связаны с Европой, много ездили, впитывали различные веяния, после чего некоторые начинали писать в более современных стилях, экспериментировать…
А где в Арабском мире, кроме Ирака, художественное творчество также находится на более-менее высоком уровне?
В Египте… В Марокко…
Какие художники твои самые любимые? Можешь назвать арабских, русских и европейских?
Если говорить о «классиках», то это иракец Фаик Хасан… Он у нас своеобразный «отец-основатель» живописи…Кроме того, египтянин Махмуд Мухтар… Из классических европейских художников мне больше всех нравится Тулуз Лотрек. А из русских – Илья Репин.
А современные?
Есть один блестящий современный арабский художник Зия аль-Азауи. Он, пожалуй, лучший в Арабском мире. Что касается европейцев – то можно назвать практически любого из великих мастеров 20 столетия – это и Пикассо, и Сезан, и Кандинский… Малевич, опять же… А вот среди русских хочется отметить Николая Блохина. Вот мы говорили о том, что реализм среди современных художников не популярен… а Блохин работает именно в этом стиле… Он преподает в Санкт-Петербурге… Его полотна я видел в воронежском музее Крамского, где пару лет назад прошла выставка мастера. Я в то время как раз готовился к собственной выставке, и каждый день заходил в музей, чтобы взглянуть на картины Николая Блохина… А, приходя домой, брался за кисть… Очень меня вдохновляло увиденное. В ближайшем будущем планирую поехать в Санкт-Петербург и познакомиться с этим выдающимся художником.
Часто ходишь по музеям Воронежа?
Всегда! Слежу за расписанием… Посещаю…
Можешь выделить какой-то один из музеев или выставочных залов нашего города?
Прежде всего, выставочный зал Нефта. Небольшой, но очень уютный и стильный. И, конечно, зал на улице Кирова.
Ирак, как известно – мусульманская страна. Как ислам смотрит на живопись и художественное творчество вообще? Мешает ли религия творить?
Некоторые ограничения, разумеется, есть. Мусульманские художники часто занимались орнаментом, который изображал животных, растения и людей абстрактно. Таким образом они сознательно уходили от «соревнования» с Богом в творении. В исламе есть запрет на скульптуру по той же причине. Что касается портретного жанра, то рисовать людей разрешено только не полностью. В современной живописи таких проблем по большей части нет. Кстати, впервые от орнамента к реалистичным картинам арабскую живопись повернул великий и почитаемый мастер Багдадской школы Яхъя аль-Васити в 13 веке. Он, помимо всего прочего, еще и мой земляк – уроженец города Эль-Кут.
Сейчас мусульманские художники разве что воздерживаются от написания обнаженных изображений, но это не только вопрос религии, но и часть традиции.
Какое место занимает религия в твоей жизни?
Огромное. В религиозной среде я родился, рос, воспитывался…
Ирак ассоциируется у многих с образом его не так давно казненного лидера Саддама Хусейна. Каково было жить художникам при Саддаме?
Надо сказать, что в то время открывалось множество выставок и других мероприятий, Саддам старался поддерживать художников… Впрочем, многие темы находились под запретом. Все, которые, как считал диктатор, подрывали его власть… Вообще этот человек всегда боялся ярких, творческих, да и просто умных людей… О чем можно говорить, если в стране при Саддаме запрещались книги, фильмы, не было интернета, мобильных телефонов и спутникового телевидения…
А каково сейчас положение твоих коллег? Можно ли зарабатывать в Ираке, занимаясь творчеством? В России этот вопрос крайне актуален…
Если есть нужные знакомства, зарабатывать живописью, пожалуй, можно… Сейчас любой серьезный проект в стране зависит именно от связей. Кстати, за рубежом иракские художники в плане заработков весьма успешны.
Каковы перспективы современной иракской живописи?
В стране сейчас много талантливых мастеров. На данный момент им очень важна поддержка СМИ, которая пока, к сожалению, практически отсутствует. Потому многим иракцам больший успех сопутствует в Европе, чем на Родине. Надеюсь, что ситуация исправится.
Часто творческий человек ассоциируется с саморазрушительным образом жизни – наркоманией, алкоголизмом. Каковы, по твоему мнению, причины подобных проявлений и как с такими делами у тебя самого?
О, художники это любят! Сигареты, алкоголь, наркотики. Способ уйти от реальности. В сферу духовного… Кроме того, искусственные стимуляторы, конечно, обогащают воображение. Я не сторонник всего этого. Поэтому, наверное, я не так известен, как хотелось бы!
Как будешь исправлять ситуацию? Какие планы на будущее?
В 1-ю очередь – вернуться домой после защиты кандидатской диссертации. Хочу открыть собственную студию, развивать живопись в своем родном городе Эль-Кут. В этом городе проживает много талантливых художников, не известных даже в масштабах Ирака. И самому хотелось бы продолжать работать… По профессии, разумеется.