Служба и дружба
Сотрудница воронежской поисково-спасательной службы Марина Тюрина признана лучшим спасателем-кинологом ЦФО
На вид Марине лет 20-21. Оказалось - хорошо под 30. "Встаю каждый день чуть свет, в полпятого, - делится секретами своей затянувшейся юности Марина, - гуляю с собаками. Дождь, снег, слякоть - без разницы. Километров по семь каждый день наматываю, оттого, наверное, и сохранилась".
"Мечтала бежать кого-то спасать"
Черная шапочка до бровей, выбивающаяся подростковая челка, походка вразвалочку, в уголках губ -- тонкая сигаретка. Она явно тяготится свалившимся на нее вниманием. Вместо ответа на некоторые вопросы шаркает тяжелыми ботинками и сбегает при первой же возможности.
- Марина - очень скромный человек, -- "отдувается" за гордость кинологической группы отряда специальных и взрывотехнических работ регионального МЧС ее начальник Юрий Шишкин. -- Она честно относится к своей работе и, что самое ценное, любит учиться. Есть такие, кто знает какой-то свой минимум и на этом останавливается, Марина же постоянно развивается. К примеру, недавно окончила курсы промышленного альпинизма. К своей "корочке" инженера по защите гражданской обороны в чрезвычайных ситуациях скоро добавит диплом кинолога: заочно оканчивает московский колледж по этой специальности. Хотя она уже давно профессиональных кинологов может заткнуть за пояс. Маринка вообще человек чрезвычайно любознательный и открытый для всего нового.
- Как меня занесло в спасатели? -- Марина прыскает в воротник своей громоздкой куртки. -- С детства у меня были мальчишеские интересы: меня окружали пацаны, братья и их друзья. Всегда любила спорт -- неплохо играла в волейбол и баскетбол. Когда окончила школу, в политехе открылся новый факультет, где готовили кадры для службы в МЧС. На первый курс тогда зачислили 55 парней и пять девушек, я оказалась среди них. Быть спасателем -- голубая мечта. Насмотрелась фильмов про то, как доблестные эмчеэсники вытаскивают людей из завалов после землетрясений и прочих стихийных бедствий. Опять же Шойгу -- красавец. Короче, мечтала стать Бэтменом в красном плаще. Куда-то бежать, кого-то спасать. А получилось, что за всю свою почти шестилетнюю работу в службе спасения ничего подобного со мной ни разу так и не случилось. Все больше клетки от собачьего, извините, дерьма очищаю. Грязь, рутина и ни капли романтики -- вот что такое моя работа. Но, даже если бы мне предложили отмотать десять лет назад, я бы опять была здесь.
...Мы в закрытом дворике областной поисково-спасательной службы. Марина не спеша уходит к собачьим вольерам, через мгновение оттуда вихрем вырывается мощная овчарка. Она летит прямо на меня, но, увидев мои округлившиеся глаза, Марина что-то негромко произносит, и пес делает вираж и, обдав пылью, оставляет меня в стороне. Собака явно засиделась в четырех стенах и теперь с наслаждением гоняет по простору. Но стоит Марине произнести: "Ко мне!", Ласка -- так зовут собаку -- мигом оказывается у ног хозяйки и так же скоро хлопается на асфальт после команды "Сидеть!", а потом "Лежать!". В награду за послушность Марина чешет кудрявую спину овчарки, а та из мощного пса превращается в олицетворение своей клички. Тут уж и я расхрабрилась и погладила жесткий загривок животного.
Ласке скоро исполнится четыре года. По собачьим меркам - самый расцвет. Но перспектив "женского" счастья у этой роскошной собаки нет. Уж такая ей выпала судьба -- служить в МЧС. Будь она "мальчиком", ничто бы ей не помешало гонять на свидания вне рабочего времени. А так -- никаких вольностей, только работа. Поисковой собаке "декретный" не положен, да и служебные качества от "личной" жизни портятся. А года через три -- будьте любезны на заслуженный отдых. Хорошо, если пенсионерку заберет домой ее наставник... Опять же работа у Ласки вредная: чуть ли не каждый день нюхать тротил, выезжать на вызовы к подозрительным коробкам и сверткам. Каждый раз неизвестно, чем закончится такой вызов и удастся ли дотянуть до пенсии.
Но Марина, конечно, Ласку заберет. Она еще не научилась к собакам относиться как к рабочему инструменту. Говорят, что именно такое отношение и есть признак профессионализма. Стало быть, лучшему спасателю-кинологу по ЦФО нынешнего года Марине Тюриной еще есть чему поучиться.
Стальной характер
Хотя прогресс у нее, безусловно, есть. За свою первую собаку -- лабрадора Митчела -- она переживала, как за ребенка: носила на руках, укладывала с собой спать, жалела и берегла едва ли не больше, чем себя. Теперь рыженький (как его ласково называет Марина) ждет ее дома после работы. Митчел -- первая собака Марины. Не первая служебная, а вообще первая. Стало быть, это как первая любовь. Когда она училась на последнем курсе института, друзья ей сделали такой сногсшибательный новогодний подарок. Двухнедельный щенок буквально сбил ее с ног и определил будущее. К окончанию института он уже был вполне справным псом, готовым к службе. Так Марина и стала спасателем-кинологом, а Митчел -- служебной собакой.
К тому времени, когда Марина пришла работать в МЧС, эта служба, имевшая раньше исключительно брутальный мужской облик, стала потихоньку приобретать женские черты. Сегодня МЧС процентов на 40 состоит из представительниц слабого пола.
- Работа тяжелая, грязная, а зарплата -- 10-12 тыс. Понятно, что мужики стали искать себя в других областях, а на их места пришли женщины, -- вздыхает Юрий Шишкин. -- Сегодня в моей группе из пяти человек три девушки и двое парней.
Но далеко не каждая женщина может прийти сюда работать. И одной любви к собакам, чтобы стать кинологом, мало.
- Был такой случай. Пришла дама, нарядная, с маникюром, на каблучках, говорит: люблю животных, хочу у вас работать, -- рассказывает Шишкин. -- Но с первого взгляда было понятно: женщина ошиблась дверью. Дело не в том, что у нас существует предубеждение против такого облика, просто на каблучках и с маникюром на этой службе невозможно по определению. И особо женственные, если даже и попадают к нам, воспитывают неправильных, "блажных" собак.
У Марины собаки -- что надо. Как ей удается добиваться такого беспрекословного послушания, для меня загадка. Возможно, чувствуют ее стальной характер и предпочитают не экспериментировать, давая волю капризам.
- Да Марина у нас нежнейший и добрейший человек, - услышав про стальной характер" говорит один из коллег девушки, -- она просто правильная. Кто-то может пойти на поводу у собаки и потакать, допустим, ее аппетиту. А Марина знает, что этим можно загнать собаку в гроб раньше времени. Поэтому кормит столько, сколько нужно, и не ведется на жалобные взгляды. Она добрая, но умеет четко расставлять приоритеты и никогда не позволит собаке сесть себе на голову. Да и никому не позволит.
Работа как спасение
- Сколько у нас бывает вызовов в день?
Марина вскидывает глаза к потолку:
- Может - ни одного за неделю, а может -- несколько в сутки. Особенно востребованы мы после каких-нибудь резонансных событий -- например, после взрыва в московском аэропорту. Тогда, помнится, бдительность наших граждан подскочила буквально до потолка, и мы бегали с вызова на вызов. Бывают забавные случаи. Этот, правда, был не в моей смене: спасателей вызвали, обнаружив подозрительную коробку. В ней что-то шуршало и издавало подозрительные звуки. Служебная собачка понюхала, не показала, что в коробке взрывчатка, но шарахнулась от нее. Долго вокруг этой коробки водили хороводы, но в конце концов открыли, а оттуда вылезла... морская свинка.
Каждый раз, когда мы приезжаем на вызовы, мне страшно. А вдруг там и вправду взрывчатка? И вдруг она рванет? Но, тьфу-тьфу, ничего такого пока не случалось. Последний раз мы ездили на вызов в Бутурлиновский район, в село Пузево. Там мужик в пятницу на своей фуре заехал к своим родителям на выходные. Вообще он возил молочные продукты из Воронежа в Ростов, по пути частенько заезжал на ночлег к родителям. Утром в воскресенье он собрался в дорогу и тут видит: к колесу привязан какой-то проводок, а под капотом -- три пластиковые бутылки, обмотанные скотчем и проводами. Напуганный владелец фуры сразу же позвонил в полицию. Тогда нас с Лаской и отправили в Бутурлиновский район. Взрывчатки там не оказалось -- просто баклажки с бензином. Ласка четко справилась со своей задачей. Домой мы тогда попали только за полночь. А утром подъем, как обычно, в полпятого...
Главное, конечно, впереди
Отдыхает Марина редко: работа, учеба, подработки (на 12 тыс. особо не разбежишься). Но аэробика и прочие дамские штучки для поддержания хорошей формы ей ни к чему - для этого есть собаки. Ежедневные трехчасовые прогулки гарантируют от валиков на боках. Марина любит море, но раньше была проблема, с кем оставлять собак. Теперь такой проблемы нет: год назад купила машину, получила права и тут же рванула на ней в Абхазию. Из попутчиков только Ласка и Митчел. А дома путешественников остался ждать десятикилограммовый кот Бонифаций -- мышиного цвета британец. Это вальяжное существо появилось у Марины три года назад и вполне вписалось в веселое семейство. Вместе с Лаской (которую Марина регулярно забирает к себе домой) Бонифаций претендует на роль второго по важности члена семьи. Иногда ему это удается.
Марина скептически относится к своему титулу "Лучший спасатель-кинолог года".
- Не могу сказать, что за свою жизнь я кого-нибудь спасла, - признается она. - Нет, вру, было дело: пару раз вызывала "скорую" для задремавших на асфальте подвыпивших граждан. И очень настойчиво вызывала, пока не приехали. Возможно, мои главные подвиги еще впереди.
Другие материалы автора читайте на сайте газеты "Воронежский Курьер".