18 декабря свой день рождения отметил воронежский Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения. Уже несколько лет там работает Вячеслав Михайлов. Он защитил кандидатскую работу в сфере физико-математических наук, преподавал в педагогическом университете, несколько лет трудился в департаменте образования, а сейчас работает обычным учителем в центре лечебной педагогики. Педагог хочет донести через физику до своих учеников то, что нужно создавать что-то свое, и это будет частью чего-то глобального.
«В докторской не видел смысла»
Вячеслав Алексеевич защитил кандидатскую диссертацию в 1998 году. Долго работал над ней, создавал с коллегой свою лабораторию. Потом ещё год готовился к защите: участвовал в конференциях и семинарах. Некоторые после кандидатской работы пишут докторскую, однако Вячеслав оказался не из таких людей.
– Были планы написать докторскую, но у меня возник вопрос: «Зачем?» Были перспективы уехать за границу, но у меня уже было двое детей, – смеется мужчина, – я не представлял себе, как это возможно. Поэтому я занялся тем, чему учился, начал преподавать параллельно в нашем пединституте (сейчас Педагогический университет – прим. авт.). А потом судьба свела меня с человеком, который занимался вопросами в сфере образования, и я устроился к нему консультантом, занимался вопросами анализа информации. Ну и через какое-то время мне предложили работу на вакантной должности в департаменте образования. Я решил, что мне нужно идти заниматься этими вопросами, пытался найти применение своим знаниям и некоторому опыту. Получалось общаться с людьми, поэтому и пошел во всю эту стезю. Через какое-то время к первоначальным мне добавили еще вопросы более серьезные, в частности, ЕГЭ, на который потом все плевались, как и сейчас. Дослужился до какого-то чина, уже, если честно, не помню до какого, это надо смотреть в трудовую книжку мою.
«Хочу делиться опытом»
Когда ты погружаешься в какую-то систему, то понимаешь, как на самом деле она устроена. Так случилось и у Вячеслава Алексеевича. Поменять систему образования в лучшую сторону в одиночку не получится – слишком много взаимосвязанных шестеренок и гаечек, и биться головой об стену просто бесполезно. Поэтому в 2012 году он принял решение перейти с управляющей должности в департаменте образования на должность учителя в областном центре лечебной педагогики.
– В 2012-м я поменял, не то что бы кардинально, род деятельности. Остался в системе, но перешел в статус обычного учителя, учу детей физике и астрономии, хотя по образованию я не учитель, а инженер электронной техники. Я имею только стаж работы в «Педе», а специальность у меня совсем не педагогическая. Со всеми этими событиями пришло понимание того, что не стоит жизнь тратить на суперзадачи, ставить какие-то сверхцели. А, может, надо что-то своё создавать, свой мир строить, и это будет частью чего-то глобального. Преподавание позволяет в какой-то степени себя реализовать. Я могу это через ту же физику донести до своих учеников, до их родителей, потому что у меня на обучении надомные дети.
Центр лечебной педагогики был создан специально для того, чтобы обеспечивать обучение детей, которые находятся на длительном лечении в больнице, в санаториях или обучаются на дому по разным причинам. Таким образом, находясь на расстоянии, Вячеслав Алексеевич доносит знания до детей седьмого, восьмого и девятого классов.
– Мы в дистанционном режиме преподаем практически весь спектр школьных предметов. У каждого родителя есть выбор предметов, в зависимости от того, насколько позволяет нагрузка. И в рамках этого нагрузка делится между уроками, единственное, они по полчаса. Здесь тоже своя специфика, особенно если класс большой, приходится попотеть, если организатор не держит дисциплину. Бывают такие товарищи, что они и одни весь класс с ума сведут. Каждый ребенок – это, по сути, своя программа. Есть базовый набор тем, но подходы к тому, как ты эти темы будешь преподносить, конечно, специфичные, – рассказывает Вячеслав.
Такой центр в Воронежской области единственный. К нему подключены все областные школы. И, если у них появляется подходящий для обучения в организации ученик, школа выделяет центру для него учебные часы.
«С профессиональной реализацией всё нормально»
– Пройдя все эти ступени, я поменял мировоззрение: я не хочу тратить здоровье и силы на вклады в систему. Я для себя выполнил какие-то базовые вещи, – объясняет Вячеслав Алексеевич. – А теперь я нахожусь в состоянии, скажем так, «Сею доброе и вечное». Нахожу реализацию свою, делая акцент на тех вещах, которые когда-то мне были непонятны. Есть какие-то вещи, тонкости, которые пришли только со временем, хотя я также учил физику в школе, потом в вузе, теперь еще и преподаю её. Но одно дело преподавать, а другое – когда ты находишь практическую сторону применения этого всего.
Свои знания на практике Вячеслав применяет на загородном участке. Там он реализует проект автономной энергетики. Мужчина сетует на то, что с движением времени человек не научился рационально использовать ресурсы Земли. Отсюда и возникла идея попробовать реализовать бестопливную схему получения энергии.
– Проект, который я делаю, – опять же, не из песка и камней, всё равно это достижение технологий – имеет авторский дизайн. Я собираю отдельные компоненты и из них создаю то, что сейчас пока находится на первой стадии – это автономная энергетика, пока солнечная, в планах ещё ветровая. Может быть, тот водоем, который есть в окрестностях, захочу использовать, сделать там источник энергии, который будет размещаться где-то в фарватере реки и давать электроэнергию. Идея в думках была достаточно давно, а обустройство загородного участка позволило это сделать, потому что в квартире это практически невозможно. То, что я делаю, не уникально, многие люди так делают, ставят себе, но, может быть, не все подходят с такой глобальной осознанностью.
Однако эта осознанность у Вячеслава видится во всем. Например, вы знали, что во всем знакомом смартфоне есть своя мини-лаборатория? Уверена, об этом задумывались немногие, а Вячеслав доводит это знание до своих учеников.
– Я спрашиваю своих учеников: «У каждого из вас есть смартфон. Назовите, сколько в этом устройстве находится измерительных приборов, которыми вы можете измерить некоторые параметры среды, в которой находитесь». Ну редко кто может назвать хотя бы три. А на самом деле в любом смартфоне есть сервисное меню. Нет, ну не используется в таком плане в большинстве случаев это устройство, вот нет и всё! – с досадой говорит мужчина. – Даже я, понимая это, в основном использую телефон как средний обыватель. А попасть просто в какую-то ситуацию без этой «игрушки» и подумать: «А вот что я смогу сам?»
В смартфоне можно найти компас, который может работать без подключения к интернету, гироскоп, который пригодится для измерения углов, например, во время стройки, конвертер, который поможет перевести разные единицы в удобные значения, и многое другое.
«А что такое успешность?»
Вячеслав Алексеевич отмечает, что у каждого человека схожий жизненный путь: детский сад, школа, университет, семья. Но, конечно, этот путь может извиваться в разных направлениях. Кто-то ставит себе великие цели, а кто-то просто живет, как живется. И у всех людей успех и успешность определяется по-разному.
– Есть, конечно, личная реализация. Никто не исключает долю честолюбия, жизнь ради какой-то цели. Но здесь вопрос: когда эта цель будет достигнута, что дальше? Ради чего это достижение цели? Стать популярным, успешным? А что такое успешность? Я не знаю. Успешный – это тот, кто у нас везде на первых полосах, кто много денег заработал? У нас сейчас какой критерий успешности? Деньги, всё! Успешность не всегда должна восприниматься как статусность, я думаю, что нельзя подменять успешность статусностью. Статусность – это как раз то, что сейчас нам выдают за успешность. Благодаря деньгам, допустим, другим каким-то достижениям ты приобретаешь определенный статус, положение какое-то. А вот успешность – это когда человек находит себя в этом мире, он может вообще работать дворником, но быть самодостаточным, иметь свое мировоззрение, разделять какие-то здравые вещи. Человек должен находиться в гармонии – вот это, мне кажется, должно быть критерием успешности.
«Поставьте себе конечную цель»
В том, чтобы ставить заоблачные цели, Вячеслав не видит смысла. Нобелевским лауреатом он не станет, какой-то новый закон вряд-ли откроет, но свой след точно оставит. Ведь, если ты делишься своим опытом с кем-то, например, с детьми, у тебя точно останутся «продолжатели и подражатели».
– Не знаю, может, это я такой и не все так задумываются: «А что дальше? Во что это превращается?», – жмет плечами Вячеслав Алексеевич. – Я основываюсь на том уровне образования, который я получил, на тех возможностях, которые у меня есть. Поэтому и ставлю разумные цели, но в одиночку цели никакой не достигнешь, поэтому я вовлекаю в реализацию свое окружение, детей, прививая эти представления. Потом, со временем, когда они сами будут принимать решения уже в своей жизни, чтобы руководствовались некоторым опытом, который я им передам к этому моменту.
Я думаю, что важнее оставлять след не в рамках всей цивилизации, а для своих продолжателей, а вообще сначала оставлять своих продолжателей, – смеется мужчина, – а потом уже след. В них должен остаться отпечаток от тебя в виде мыслей, идей и каких-то целей, которые вряд-ли могут быть достигнуты в рамках одного поколения. Какая-то задача, которую нужно решать не одним поколением.
Подготовила Софья Билая
Фото – из личного архива Вячеслава Михайлова