Косплей – субкультура?
С каждым годом косплей набирает обороты и активно развивается. Несмотря на то, что большинство субкультур уходят в прошлое, косплей продолжает собирать единомышленников и даёт возможность ярко провести свободное время. Благодаря косплею всё невозможное становится возможным. Ведь каждый может выйти из своей зоны комфорта и показать себя в новом образе. Косплей – это возможность воплотить мир героев из книг и фильмов в XXI веке.
Фантастическая любовь
Антон Городецкий – это кладезь талана, интересов и увлечений. Он входил в коллектив театра «Неформат», занимался танцами, организовывал балы и неоднократно был в жюри на фестивалях. Интересоваться косплеем молодой человек начал, будучи ребенком:
– С самого детства я полюбил книги, в особенности фантастику. И тогда я понял, что миры, созданные другими людьми и отличные от этого, меня вдохновляют. Книга, которая перевернула мою жизнь, была найдена в школьной библиотеке – «Хоббит». Я понял, что это мир, продуманный до мелочей. Все рода, костюмы, язык для эльфов – это гениально. Тогда, вдохновленный, я еще ничего не знал о косплее, да и косплея как явления еще не было, – вспоминает молодой человек.
Любовь с первого взгляда
В 2008 году Антон впервые познакомился с косплеем на воронежском фестивале всероссийской ежегодной японской анимации. Именно там молодой человек открыл для себя это направление и понял, что косплей – его призвание:
– В 2010 году я решил поехать на фестиваль в Тулу в качестве участника. Все дорогу я был в предвкушении и ожидании перевоплощения в персонажа. Первым в моей жизни косплеем (если это можно так назвать) стало перевоплощение в Эша из Покемонов. Распечатав стикер на кепку, накинув джинсовку, взяв под мышку игрушку пикачу, я поехал покорять вершины. В какой-то момент местные организаторы мне сказали: «Ой, у вас такой классный костюм. Не хотите поучаствовать в дефиле?». Сцену я любил всегда, поэтому, не раздумывая, согласился.
А уже в 2011 году молодой человек на воронежском фестивале покорил всех своим костюмом по одной японской манге. Плащ и огромные белоснежные крылья косплейщик сделал своими руками.
Образ должен быть по душе
– Я начал утопать в косплее. С каждым разом костюмы становились все лучше и качественнее. И в какой-то момент я понял, что хочу этим заниматься профессионально. Сейчас я взаимодействую с одним из лучших фотографов, участвую в крупных фестивалях. Часто меня зовут оценивать танцы и дефиле. Также у меня есть своя группа, которую я наполняю и развиваю, – рассказывает Антон.
Молодой человек выбирает образы для косплея по двум правилам: «Во-первых, персонаж должен нравиться. Я никогда не стану персонажем, который мне не по душе. Во-вторых, этот персонаж должен быть популярным и узнаваемым».
Костюм – отражение человека
Среди всех нарядов Антон выделяет костюм Барда Лютика из Ведьмака, так как в него было вложено много сил. Косплеер изучил массу литературы о том, в чем ходили дворяне XIV-XVI веков. По описаниям из самой книги, без единого арта, он воссоздавал образ Лютика. Это была работа, можно сказать, по цитатам. Ткани заказывались идеально подходящие под то время. Также молодой человек разговаривал с реконструкторами, чтобы узнать какие материалы использовались в то время и какие цвета можно использовать. Он связывался с кузнецом, чтобы тот сделал литье для пуговиц. По мнению Антона, из всех его образов этот самый глубоко продуманный.
– Я делал костюм главного героя Мария, который был в образе девушки. Мне все говорили: «Но ты же не выйдешь в таком виде». Если для образа нужно покрасить волосы, продепилировать ноги, руки или грудь, для меня это вообще не проблема. Я нормально отношусь к гриму и макияжу для образа. На фестивале, пока я не начинал говорить, все думали, что я девушка. Но стоило мне заговорить, все удивлялись.
Косплей – удовольствие не из дешевых
С каждым годом косплей становится популярнее, потому что это большой пласт, который вмещает в себя множество направлений. Это что-то яркое, поэтому чаще всего люди именно здесь находят отдушину. Но сколько же стоит это удовольствие?
– Можно купить полностью готовый костюм, который продает косплеер из-за того, что он ему разонравился или больше не подходит, за 6-7 тысяч. А если делать костюм самостоятельно, то это в десятки раз больше. Одна укладка парика стоит от 15 до 20 тысяч. Иногда люди соглашаются помочь бесплатно. Однажды со мной связался мужчина, который занимается изготовлением сапог. Он сказал, что ему очень понравился мой образ Лютика, но он бы дополнил его сапогами собственного производства. Я заплатил ему только за материалы, а за работу он не взял денег. Костюм может обойтись вместе с париком в 20 тысяч, а иногда одни костюмы выходят в 150-200 тысяч.
Косплей набирает обороты, а следовательно, крафтеров, кузнецов, ювелиров, швей становится больше, но качество отличается:
– Например, можно сделать вполне качественный меч из дерева, который со цены будет смотреться выигрышно. Но это все еще останется деревянный меч. Следующий уровень – сделать из дюрали или мягкой стали. Это будет словно сувенир, но он даже вблизи будет смотреться достойно. А некоторые стараются полностью воплощать образ, до малейших деталей. Я знаю много людей, которые выступали со стальными, подкованными под костюм мечами. Я тоже выступал с таким мечом, так как всегда стараюсь полностью воссоздать образ. С доспехами такая же история. Но из такого материала, как эва делают более красивые и качественные, чем из стали. Вопрос цены. Полноценный доспех может стоить 300-400 тысяч рублей, а вот из эвы фоам – плюс-минус 100-120 тысяч. Я никогда не выйду с деревянным мечом, но в доспехе из эвы фоам вполне.
Антон увлекался фехтованием, и на некоторых фестивалях ему было сложно смотреть на то, как люди в качественном костюме неправильно держали в руках оружие.
Место косплея в обычной жизни
Главная задача – раскрыть душу персонажа
Если раньше для представления костюма косплейщик разыгрывал целые сценки и ставил танцы различных времен, то сейчас Антон предпочитает презентовать костюм с помощью дефиле: «Дефиле – это целое искусство. За короткое время (1-3 минуты) нужно раскрыть образ персонажа, представить костюм с лучших сторон и передать душу персонажа, чтобы даже тот, кто не знает, что это за персонаж, понял и прочувствовал, что показывается на сцене».
– Косплей изменил мой взгляд на жизнь. Я стал намного увереннее, открыл в себе новые грани, научился определенному крафту и умению правильно держать себя на сцене. Стеническое мастерство, фехтование помогают в создании образа. Сейчас я понимаю, что для многих ролей недостаточно надеть костюм, нужно прямо вживаться в них для того, чтобы завести зал и передать эмоции персонажа. Для меня косплей – это жизнь.
«Косплей подарил мне новых друзей»
Когда Антон начинал развиваться в сфере косплея, его родственники и друзья не разделяли данное увлечение: «Почти каждый день из их уст звучала фраза: “Перебесишься, это так несерьезно. Лучше б на завод пошел работать”. Но я не перебесился. Эти люди из моей жизни ушли, но косплей подарил мне новых друзей и единомышленников. Мне приятно осознавать, что во многих городах, где проводится какой-то фестиваль, у меня есть знакомые. Сейчас я, увлекаясь косплеем, зарабатываю не меньше, чем люди, работающие на заводе».
Со своей невестой молодой человек познакомился тоже благодаря косплею – она профессиональный фотограф. Антон говорит, что у них получился интересный тандем. Любую возникшую идею образа она поддерживает, дает совет и готова сделать профессиональные фотографии.
– Ей нравится косплей как само явление. Но заниматься профессионально ей не хватает времени, так как она фотограф до мозга костей.
Дальше – больше
Поскольку косплей развивается не по дням, а по часам, то у качественных швей, вигмейкеров (людей, которые занимаются укладкой париков, – прим. ред.), крафтеров и ювелиров приличная очередь. «Скажу по секрету, что к своему следующему образу, который сейчас готовится, со швеей я связался за год, с вигмекером – полгода назад».
В планах на будущее у молодого человека – сделать косплей на злодея Валтера из детского мультика Винкс. Это будет непросто из-за многослойности костюма и необычного материала. Для полного образа придется заказывать сапоги и отдельно укладку парика. Также Антон планирует сделать костюм Локи из одноименного сериала.
– Ты на него чем-то похож, – уточнила я.
– Спасибо, мне когда-то уже говорили подобное, правда, тогда я был в костюме Локи, а не в джинсах, как сейчас. В ближайшее время я планирую делать костюм Локи по второму сезону, – отметил Антон.
– Косплей для меня – это целая новая вселенная. То, что позволяет мне почувствовать вкус жизни. Это то, к чему я стремлюсь и стараюсь сделать первоосновой своего бытия.
Фото – Тарас Бутейко, Елена Весания.