Огонь объединяет совершенно разных людей, которые увлечены одним общим занятием – фаер-шоу. Они знают друг друга и общаются даже если живут в разных городах.
Раньше среди молодежи были популярны сходки, где люди собирались покрутить пои. В Воронеже местом встречи для фаерщиков была знаменитая «Паутина» в парке Динамо (сейчас на этом месте ресторан «Сыроварня» – прим. ред.):
– Были «открытия» и «закрытия» сезонов, как у мотоциклистов. Все собирались, организовывали какую-то музыку и крутили огонь. Все это делалось, чтобы показать свои умения и научить других. Сейчас достаточно открыть интернет, чтобы посмотреть видеоурок или выступление онлайн. Уже не нужно куда-то ходить и общаться для того, чтобы научиться крутить огонь, – рассказала Татьяна.
В наше время объединение любителей фаер-шоу переродилось из непрофессиональной уличной тусовки в целое бизнес-сообщество. Между людьми, делающими трюки с огнём есть конкуренция, но это им только помогает усовершенствоваться и становиться лучше. Каждый год фаерщики организовывают специальные фестивали, конкурсы, мастер-классы.
Но далеко не все фаерщики уходят в коммерцию. Для того чтобы преобразовать любое дело в коммерческое направление, нужно обладать большим рвением, упорством, талантом и смелостью. Эти качества не у всех есть. Для кого-то это просто способ отвлечься, научиться крутить пои, благодаря чему входить в состояние динамической медитации.
Татьяна Спесивцева родилась в Волгограде. С самого детства она не любила плавать в воде, а вот огонь притягивал ее взгляд. С 16 лет девушка организовывала вечеринки с трансовой музыкой. В качестве приглашенных гостей часто были фаерщики, именно они пробудили интерес Татьяны к огню. Девушка сделала себе тренировочный пой и начала учиться самостоятельно, по видеоурокам из интернета. Тогда они были англоязычные, с минимумом объяснений:
– В Волгограде был женский коллектив «Агния». Это было мое первое знакомство со сценой в виде девушки с огнем. В наших выступлениях не было сложных трюков, но мы делали акцент на костюмах и ярком макияже.
Воронеж – столица фаерской культуры
В 2010 году Татьяна отучилась в Волгограде на экономиста, а после приехала в Воронеж в поисках работы. Устроилась по профессии на зарплату 13500. Этого категорически не хватало на жизнь. И тогда девушка начала искать способы возрождения своего хобби: «Когда я приехала в Воронеж, его можно было назвать столицей фаерской культуры. Здесь были лучшие артисты, которые есть в России. Они брали почти на всех фестивалях первые места. Очень многим техническим трюкам я научилась именно у воронежских ребят».
– Мы создали коллектив Fogo (в переводе с испанского «огонь»), начали «крутить» втроем и прокачали свой коллектив до такого уровня, что везде брали первые места. В нашем коллективе, в отличие от «Агнии», в основе были технические трюки. В некоторых мы даже были первопроходцами. Мы постоянно экспериментировали и делали что-то новое, многие за нами потом повторяли.
Самый крупный международный фестиваль огня проходил в Киеве. Туда в основном звали сильные команды из Москвы, Санкт-Петербурга и других крупных городов, которые в фаерской среде были на слуху:
– Когда мы приехали на фестиваль, на нас все смотрели и говорили: «Откуда вы? Из Воронежа? А где это вообще?». Организаторы спорили между собой, стоит ли нас выпускать на сцену. Но, когда мы выступили на внутренней площадке, о нас начали говорить с восхищением и поменяли свое мнение о Воронеже.
Буквально через год после создания Fogo начала набирать обороты и запомнилась в городе. Талантливый коллектив блистал на множестве мероприятий. «Но в 2013 году наш коллектив распался, и мне пришлось собирать новую команду, разрабатывать другой дизайн костюмов, обновлять концепцию шоу и реквизит. Сейчас мой коллектив называется Sirius».
Рабочие казусы
За 15 лет Татьяна поработала на множестве свадеб. Некоторые из них запомнились необычными историями. Однажды была свадьба, на которой все женщины были в белом. В конце нужно было вынести факел молодоженам, чтобы они зажгли сердце, и Татьяна не могла понять, кто из них королева вечера:
– Пришлось шутливо крикнуть: «Кто здесь жених и невеста?». Они громко со смехом крикнули: «Мы!».
По ее словам, выступление в городе и в деревне различаются: «В деревнях люди проще и относят лучше. Они заказали, к ним приехали и показали что-то необычное. Реакция прям «Ах». А в городе, когда все уже под градусом часто слышны фразы: «Ой, та зачем они приехали?», «Да я так же могу!», «Зачем вы вообще фаершиков заказали?». Неприятно слышать такие фразы. Когда мы уже выступим, они, конечно, забирают свои слова обратно. Однажды, мы ставили камеру, чтобы записать выступления. А когда приехали домой и начали смотреть видео, то были в шоке: там обсуждают не выступление с огнем и классные трюки, а наши тела и лица».
Часто Татьяна бывает свидетелем не только скрепления уз любви, но и зарождения. Однажды, на предложении руки и сердца случился небольшой казус:
– Парень привез свою девушку на вертолете в поле (она явно «ничего не поняла»). Там накрыли красивый стол, было много живых цветов. И в момент, когда молодой человек должен был делать предложение, нам нужно было разжечь сердце. Координатор волновался, и когда нужно было отдать кольцо, он понял, что не оторвал бирку. Начал ее отрывать и в итоге выкинул вместо бирки в поле кольцо. Они идут вдвоем, а сзади толпа людей ищет кольцо. В итоге все успели, но перенервничали знатно.
Ну какая же свадьба без драки. Когда-то Татьяна приехала со своей командой в самый разгар «кровавой битвы»:
– Подходит невеста в разодранном платье и орет: «Давайте уже поджигайте ваше сердце, раз мы заплатили». Мы поджигаем сердце и видим, как они смотрят на это сердце, обнимаются и весь мир вокруг замирает. Я вот заметила, что все молодожены, на свадьбах которых я выступала с фаер-шоу, потом не разводятся. Наверное, я укрепляю их союз вечным огнем.
Для Татьяны фаер-шоу и световое шоу – это способ принести в мир красоту, хоть и недолговечную, как в музее, а сиюминутную, когда человек наслаждается в моменте. Человек посмотрел и у него осталось ощущение атмосферы. Часто после выступлений пожилые люди начинают плакать: «В такие моменты понимаешь, что ты принес человеку настоящую искреннюю эмоцию».
Хобби или работа?
Сейчас Татьяна не относит себя ни к какой субкультуре, так как повзрослела: «Фаер-шоу для меня давно уже стало работой, нежели хобби. Я уже не отношу себя к уличному артисту».
В ближайшее время девушка планирует заняться чем-то более спокойным и оставить фаер-шоу. Татьяна не хочет быть той женщиной, которая в 45 будет с кучей макияжа на лице и морщинами крутить огонь перед мальчиками.
– Я никогда не стремилась управлять стихиями. Главной движущей эмоцией было то, что ты делаешь что-то такое, что не могут делать другие. И когда ты выступаешь и видишь неподдельные искренние эмоции зрителей – это самая дорогая плата.
Фото – Снежана Ведловская, Екатерина Краснова, Никита Богданов, Анна Кова.
Автор: Екатерина Дыгало