Музыка — благодатная тема для дискуссий, аналитики и споров. Музыка — очень подвижна, она меняется под воздействием различных внешних и внутренних факторов.
Если говорить о музыке в формате шоу-бизнеса, то всегда интересно, почему для одних артистов успех стремителен и быстротечен, а другим удается создавать творческий продукт без «срока годности».
Поговорили об этом именно с таким певцом, музыкантом, композитором и поэтом. Игорь Саруханов — обладатель редкого бархатного тембра голоса, автор более 300 песен, Заслуженный артист России.
Про хит-мистификацию на все времена
— Первое, что выдает поисковик по запросу «Игорь Саруханов» — это вопрос «Скрипка-Лиса или Скрип колеса». Еще есть прекрасная версия от «Квартета И» — «Спит Комиссар». Этой словесной мистификации-ослышке посвящено много текстов, разборов и даже научно-исследовательские работы. Известно, что вы зарегистрировали авторские права на несколько названий. Были ли какие-то забавные случаи связанные с этой фразой?
— Когда Тигран Кеосаян отснял клип на эту песню, я взял «Бетакам» (кассета) для ротации на телевидении. На ТВ-6 произошел курьезный случай: монтажер на одной из передач пустил титры «Скрип колеса» хотя на коробке с видео было написано моей рукой «Скрипка-Лиса». Человек не понял, в чем дело. Еще история: приходит письмо из РАО («Российское Авторское Общество»). За существующее название в твоем каталоге у артиста спрашивают: «Ваша ли это песня?». Если ваша, то ее нужно зарегистрировать, с указанием авторства. Если «вырвано» из какой-то песни, то название прикрепляют к названию предыдущему, и у этой песни становится два названия. Мне присылают: «Ваш ли "Скрип колеса”?». Я отвечаю: Это «”Скрипка-Лиса” ранее зарегистрированная». Так у песни появилось два названия и двойные авторские. Гонорар приходит куда надо (улыбается).
— Клип «Скрипка-Лиса», снятый Тиграном Кеосаяном больше похож на короткометражный фильм. Клип называют самым дорогим, из снятых в 90-х. Почему?
— Он и по сегодняшним меркам дорогой — 50 тысяч долларов. Безумные деньги, даже при падении этой валюты. Тигран — гениальный режиссер, он хотел создать шедевр. И создал. Потому что он сын своего отца, Эдмонда Кеосаяна, снявшего «Неуловимых мстителей».
«Скрипка-Лиса» — искусство в малой форме. Очень тяжело за такой короткий временной промежуток обо всем визуально рассказать. Я очень рад, что причастен к становлению клипмейкерства в нашей стране.
— «Скрипка Лиса» — это 7 минут очень красивой и трогательной истории. Не было ли у вас ощущения тогда, что это слишком долго? Или в эфир возьмут, некрасиво обрезав клип? Клипы тогда шли только по ТВ, у людей не было возможности перемотать/ускорить, как все привыкли сейчас. И вообще, на ваш взгляд, как за это время изменилось визуальное восприятие?
— В 90-ых бытовало такое мнение: «Ни в коем случае не надо вкладываться в медленные песни — медляки. Надо в быстряки!». Считалось, что медленные не возьмут на радио. Даже в «нулевой фазе», при написании песни, ты думаешь именно об этом. А у меня натура такая, романтическая, я написал медленную песню.
Я понимал, что на радио «Скрипка-Лиса» точно выйдет в укороченном виде. Там есть длинное соло фортепиано и гитары. Они обычно оставляют что-то одно. Я тут ничего против не имею, у радиостанций совершенно другие задачи. Нас должно быть три минуты.
На ТВ — нет, не обрезали. Как можно обрезать короткометражный фильм? Зачем?! Там каждый кадр на вес золота. Появление этой песни создало даже некие революционные настроения внутри этих организаций: «А почему мы должны обрезать?!». Ведь там каждая нота была хороша. Фортепиано, соло на гитаре. Кстати, благодаря «Скрипке-Лисе» меня со Стингом познакомили. В этой песне использовалась нейлоновая гитара, как во Fragile. Кстати, я один в 90-ые из наших певцов возил с собой две гитары. «Зеленые глаза» — на одной, а медляки были на другой, с нейлоном. Нейлоновый звук — более мягкий, он проникает в душу, создает настроение. Улучшает лирическую песню. Конечно, лирику можно сделать и под обычную гитару в подъезде. Но нейлон обогащает!
Про вдохновение
— В одном из интервью вы сказали, что на создание «Желаю тебе» вас вдохновила программа поздравлений местного ТВ (кажется, г. Калининграда), где маленький мальчик сказал: «А я своей маме желаю из тысячи игрушек одну, самую мягкую». И вы написали песню за 15 минут. Это в корне не соответствует популярной концепции «творческая сублимация через страдания». Как вы сочиняете сейчас? Что из последнего вас зацепило и вдохновило на создание песни? Например, «Ирина» (ее премьера в ВК состоялась 19 мая)
— Многие вещи мне даются благодаря жизненному опыту. «Желаю тебе» я написал, когда мне было 33 года. Уже много чего знал, были примеры своих друзей. Любовная лирика была мне понятна и в 15, потому что я много читал. Это заслуга моей мамы.
Фраза из передачи меня подтолкнула. Любой поэт-песенник знает, что очень важен посыл, фраза, на которой все держится. «Желаю тебе» — хорошо, но это недостаточно. Поэтому там есть еще «из тысячи звезд одну, самую яркую». Это и есть «крючок» шлягер-фразы. Сочиняю так до сих пор. Что-то цепляет, и в голове сразу появляются строки. Рассказываю про «Ирину». Мой давний друг звонит мне перед Новым годом: «Игорь, у Иры моей, день рождения 10 января, нужна песня». Я сел и написал.
Не пишу песни в плохом настроении. Оно, кстати, бывает у меня очень редко. Для творчества должно быть потрясающее, идеальное состояние. Если чувствую, что не хватает «чего-то» для альбома, то сажусь за стол, беру лист бумаги и гитару. Все, процесс пошел. Через час обязательно будет песня.
— «Желаю тебе» — песня лиричная, но очень светлая и волшебная («Мне показывали детей, которых сделали под эту песню! И многим она помогла. Многие были на краю. Одна женщина сказала, что эта песня помогла ей полюбить эту жизнь заново» - цитата из вашего интервью). Почему в нашей современной культуре так мало таких песен? Позитивным сложнее вдохновляться? Или дело в нашем менталитете?
— Сейчас сместился баланс в сторону непонятного. В те годы, когда писались эти песни, мальчики с девочками общались и немного по-другому. Мы были совершенно другими. Есть сейчас какие-то неправильные вещи. Не должен мальчик так разговаривать с девочкой. Его все время били что ли, и он должен показывать таким образом силу?!
Про шоу «Маска»
— 11 выпуск шоу, серебряный Мишка, исполнивший «Розовое вино» Элджея. Вас не узнал даже Киркоров. Расскажите, как вам так удалось скрыть свой голос? Как выбирался образ и песня?
— Меня попросили «дать чуть-чуть дебильности», чтобы голос не узнали. Образ и песню предложили организаторы шоу. Очень благодарен всей команде проекта, было очень круто! В физическом плане это стало настоящим испытанием: я там чуть сознание не потерял. Мне даже давали нашатырь. Внутри самого костюма очень некомфортно. Там три отверстия, нужно очень четко знать направление вдоха и выдоха, чтобы был удобоваримый климат. Костюм легкий, но когда смотришь из этого медведя, вообще ничего не видно. Репетиций в костюме не было, лишь один прогон сразу перед съемкой. Поддержка была колоссальной.
Кто-то сказал, что внутри мишки «точно Баста или Богдан Титомир». И я понял, что прошел, как рэпер (смеется). Если я профессионал, то я должен это уметь. Профессионализм и знание музыки помогают, дают возможность диапазона. А у артиста должен быть широкий диапазон.
Про реюнион
— Вы возродили группу «Круг». И даже уже создали новый альбом. Такие истории — редкость. Почему приняли такое решение?
— Я понимал, что этим нужно заниматься, все требует больших затрат. Мало мне Саруханова. Еще и группа «Круг», которой не было почти 30 лет. Мы эпизодически выступали во всяких программах, но у меня не было команды, которая бы занималась двумя артистами. Был потрясающий медиаплан, все очень серьезно. Чтобы все заработало, нужны инфоповоды. Вам же, СМИ, без них неинтересно (улыбается). Инфоповод — 40-летие. Я понимал, что нужно не только напомнить, но и познакомить. Звучание должно быть современным. Поэтому мы «реанимировали» песни «Круга», кстати, аналогичным способом я поступил и со своими.
А после речи президента в новогоднюю ночь нас показали на федеральном канале. Это говорит о том, что мы продуктивно поработали. Меня это окрылило, сейчас мы вошли в фазу 40-летия. Пишу альбом новых песен для группы «Круг», который выйдет к концу года. Обычно я выпускаю альбомы в середине декабря, под Новый год.